Урок литературы по теме "Любовь к человеку и ценность человеческой жизни". 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: учащиеся размышляют о ценности человеческой жизни, о взглядах буддистов на понятие «любовь к человеку», анализируют различные жизненные ситуации, высказывают свою мотивированную точку зрения, работают в парах и группах, участвую в диалоге на уроке, комментируют цитаты.

Оборудование: учебник (В.Л. Чимитдоржиев. Основы буддийской культуры. 4-5 кл. – М.: Просвещение, 2010), мультимедийные проектор (интерактивная доска), мультимедийная презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Цели урока формулируются самими обучающимися. Учитель организует эвристическую беседу.

Послушайте музыкальный фрагмент и внимательно посмотрите на экран. Ответьте на вопросы:

– Кто изображен на этих картинках?

– Какие человеческие чувства иллюстрируют эти картинки?

– Как часто в реальной жизни мы можем встретить подобные примеры?

II. Повторение изученного.

Учитель организует эвристическую беседу, учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят свои примеры.

Слайд 2.

1. Прокомментируйте слова Будды: «Как пчела, набрав сока, не повредит цветка, его окраски, так же пусть мудрец поступает». Какой принцип буддизма иллюстрируют эти слова? (принцип ненасилия).

Слайд 3.

2. Вспомните Четыре Благостные Истины, сформулированные Буддой в своей первой проповеди в Сартане (страдание существует, у страдания есть причина, существует способ положить конец страданию, путь к прекращению страдания – это Восьмеричный Путь).

Слайд 4.

3. Соотнесите выделенные пункты Восьмеричного Пути с иллюстрацией в учебнике на странице 9. Что общего между ними? (человек, жизнь человека)

Слайд 5.

Вывод: действительно, каждый буддист должен стремиться дисциплинировать как свои мысли, так и действия. Величайшей ценностью для буддистов является любовь к человеку.

III. Изучение нового материала.

Изучение нового материала организуется через работу малых групп, которые должны быть сформированы на предыдущих уроках. Функциональные обязанности членов групп также распределяются на предыдущих уроках.

Слайд 6.

1. Инструктаж. У каждого человека есть позитивные и негативные качества, черты характера. Ваша задача состоит в том, чтобы распределить написанные на карточках слова по двум группам: первая группа – позитивные черты характера, вторая группа – негативные. Кроме того, необходимо привести 2-3 примера (вспомнить 2-3 ситуации из жизни или художественной литературы).

2. Организация работы групп.

Позитивные черты характера Негативные черты характера
Любовь Гнев
Сострадание Зависть
Сочувствие Жадность
Забота Себялюбие
Внимание Злость

Примечание: если какая-то группа справилась с заданием раньше других, то можно предложить участникам этой группы продолжить ряды позитивных и негативных черт характера.

Слайд 7. «Проверь себя».

3. Выступление представителей (руководителей) групп. Обучающиеся задают выступавшему вопросы, участвуют в диалоге.

Слайд 8.

Беседа по вопросам и комментирование цитаты.

– Кого вы видите на этом слайде? (ребенка и его маму)

– Какие чувства испытывают друг к другу участники этой сцены?

– Прочитайте в учебнике на странице 27 предложение и прокомментируйте его («В буддизме считается, что, размышляя о доброте матерей, можно прийти к пониманию того, что же такое истинная самоотверженная любовь»). Обучающиеся высказывают своё мнение.

Слайд 9.

Подумайте над словами Далай-Ламы XIV: «Поскольку ребенок не может выжить без заботы других, любовь оказывается для него самым важным фактором. Счастливое детство, избавление от детских страхов и здоровое развитие уверенности в себе самым прямым образом зависят от любви».

– Как слова Далай-Ламы XIV связаны с обозначенным ранее принципом буддизма?

Вывод. Какие качества должен взращивать в себе человек? Как об этом говорил Будда?

IV. Закрепление учебного материала.

Закрепление изученного материала осуществляется через организацию коллективной работы и эвристической беседы

Слайд 10.

Издавна люди придумывали назидательные рассказы о человеческой жизни в форме иносказания, т.е. притчи.

Чтение притчи на странице 27 в учебнике (сначала учащиеся читают самостоятельно, потом читает учитель).

Слайд 11.

Беседа по вопросам:

– О чем эта притча?

– На какой вопрос отвечал Будда?

– Почему один из учеников Будды задал своему учителю такой вопрос?

Вывод. Итак, буддийская притча отвечает на вопрос, как должен действовать человек с тем, кто ему неприятен. Но главное для буддиста – воспитывать в себе любовь и сострадание.

V. Инструктаж о выполнении домашней работы.

Слайд 12.

Представьте себя на месте одного из детей. Кого бы вы хотели видеть рядом с собой?

Домашнее задание выполнятся в паре (или малой группе). Обучающиеся самостоятельно определяют, с кем вместе они будут выполнять работу.

Слайд 13.

Варианты домашнего задания (выбирают один из вариантов и записывают его в дневник):

  1. Составить и записать кроссворд по теме урока (можно использовать ключевые слова, прозвучавшие на уроке).
  2. Написать свою притчу (по аналогии с той, что имеется в учебнике на странице 27).
  3. Прокомментировать устно (подобрать примеры) цитаты из работы Далай-Ламы XIV «Сострадание и индивидуальность»:
    • «Воспитание теплых, добросердечных чувств к другим автоматически дает уму облегчение»;
    • «Потребность в любви лежит в самой основе человеческого существования»;
    • «Начинать нужно с устранения самых великих препятствий состраданию – ненависти и гнева».

VI. Подведение итогов урока.

– Какие примеры из жизни, прозвучавшие на сегодняшнем уроке, запомнились вам больше всего?

– Почему?

– Какие варианты выхода из сложившейся ситуации может выбрать человек? От чего зависит этот выбор?

– Как на этот вопрос отвечал Будда?

– Каким буддийским принципам вы хотели бы (могли бы) следовать в своей жизни?