Урок-исследование "Горьким словом моим посмеются…" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор")

Разделы: Литература


Цели: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.

Эпиграф:

В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое
тогда знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться над
всем.
Н.В.Гоголь

Смешное обнаружится само собою именно в той серьезности,
с какой занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии.
Н.В.Гоголь

…смех Гоголя – борьба человека с чертом.
Д.С.Мережковский

I. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Слова обладают великой силой , а если это слово поэта или писателя, оно несет в себе глубокое содержание и и по – особенному влияет на читателя и слушателя, заставляя вслушаться в каждое слово и задуматься над его смыслом.

II. Проблемное задание.

На доске записана тема урока “…словом моим посмеются” (первое слово пропущено и будет записано в конце урока после выводов учащихся).

– Каково же слово Н.В.Гоголя в комедии “Ревизор”?
– Как сам автор произведения назвал его?

Учитель предлагает ответить на эти вопросы в ходе работы над текстом художественного произведения.

III. Целевая установка.

– Как вы считаете, какое слово в теме урока на данный момент является ключевым? (Посмеются.) Почему?
– Что такое смех в литературном произведении? Каким он бывает? (Юмор – насмешливое отношение, сатира – обличающая ирония, ирония– тонкая насмешка, сарказм – язвительная насмешка.)

IV. Работа над эпиграфами.

Учитель объясняет, что 1-й эпиграф – это отрывок из письма Н.В.Гоголя В.А.Жуковскому от 10 января 1848 года, в котором говорится о цели писателя в работе над комедией “ Ревизор”.

Второй эпиграф содержит своеобразное задание : читатель должен самостоятельно обнаружить смешное и серьезное, анализируя “каждое из лиц” комедии.

V. Викторина “Узнай героя”.

Узнайте героя по его внешним признакам, тонкостям поведения.

1. Издает при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова…(Христиан Иванович Гибнер.)

2. О ком из героев городничий говорит: “…худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями”? (О Хлестакове.)

3. Кто из чиновников в письме Хлестакова назван “свиньей в ермолке”? (Земляника.)

4. Этот герой “30 лет на службе живет” и считает, что нет человека, который бы не имел каких-нибудь грехов. О нем говорят, что он “глуп, как сивый мерин”? (Антон Антонович Сквозник –Дмухановский.)

5. “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”,-говорит этот герой. (Лука Лукич Хлопов.)

6. Какой герой живет, “чтобы срывать цветы удовольствия”? (Хлестаков.)

7. Закончите фразу городничего : “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде…”(Разум.)

VI. Обобщение и систематизация изученного.

В начале комедии городничий рассказывает о своем сне: “…сегодня мне всю ночь снились какие – то две необыкновенные крысы”.

Что значит сон городничего? Что означает образ 2 крыс? Кого имел в виду Гоголь? (Отдельные черты крысы мы можем увидеть в Хлестакове и городничем .Это способность быстро приспособиться, наглость в поведении, бессознательный страх перед другими.)

Образ “двух крыс”– это и символическое выражение 2-х жизненных принципов почти каждого персонажа комедии: эгоистическое стремление жить для собственного удовольствия и стремление к власти.

– Как появляется Хлестаков на сцене? Когда и что мы слышим впервые о нем? Зачем Гоголь выводит Хлестакова как бы “заранее”?

Выведение героя на сцену “заранее” является одним из средств создания образа героя.

(Учащийся читает монолог Осипа наизусть.)

– Какие еще средства создания образа вы знаете? (Речевая и портретная характеристика, поступки героя, изображение его жизни через конфликт, форма диалога.)

(Инсценирование фрагмента “Первая встреча городничего с Хлестаковым”.)

VII. Работа в группах.

1. Словесное рисование портрета героя с использованием цитат.

1-я группа – образ Хлестакова.

– Что говорят чиновники о Хлестакове? Над чем смеется Гоголь?

2-я группа – образ городничего.

– Какую оценку городничему дают купцы и помещики? Над чем смеется автор?

2. Знакомство с графическими способами создания образа героя и обучение составлению денотатного графа. (На партах алгоритм создания денотатного графа, на экране слайды “Графические способы представления учебной информации”.)

Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака).В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ, а, м. [< лат. denotatum – названное, обозначенное]. Предмет как объект обозначения с помощью знаков, в том числе – языковых”. Под графом, составленным по тексту, следует понимать наглядное изображение предмета, его “портрет”, “паспорт”.

Алгоритм составления денотатного графа.

  1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
  2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
  3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более точного раскрытия ключевого понятия.
  4. Следите за чередованием имени (это может быть 1 существительное или группа в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
  5. Проверь каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных фактических ошибок, несоответствий, противоречий.

3. На интерактивной доске – коллективное составление денотатного графа понятия “Ревизор”.

4. Группы создают самостоятельно денотатный граф на листах ватмана, а затем его представляют классу (публичное выступление– защита).

1 гр. – Хлестаков, 2 гр. – городничий.

В результате коллективной работы на уроке сконструировали денотатный граф понятий “Хлестаков”, “Городничий”, т. е. составили по ключевым словам словесные портреты, “паспорта” этих главных героев.

VIII. Язык комедии.

1. Учащиеся приводят примеры афоризмов (“Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”, “У нас что ни слово, то и Цицерон с языка слетел”, “Смотри, не по чину берешь!” , “Чем ближе к натуре, тем лучше”), гротеска.

– В чем реализовался гоголевский гротеск? (Миражная интрига).

2. По мнению В.Г.Белинского, Гоголь смеется не только над нравами (хотя и над ними), сколько над загадкою жизни. В чем загадка?

Обращение к словам Мережковского в последнем эпиграфе.

Жизнь мешает в человеке Бога и черта. Согласны ли вы ,что смех Гоголя – это борьба с чертом? Докажите словами из комедии.

3. Просмотр видеофрагмента “Чтение письма Хлестакова”.

– Какая сцена комедии позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое? (Немая сцена.)

Ответьте на вопрос городничего: “Над чем смеетесь?”

IX. Вывод: Н.В.Гоголь верил, что “силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире, а озаренное силою смеха слово несет примиренье в душу”. Смех в “Ревизоре” сатирический, направленный на отрицание осмеиваемого социального порока или частной жизни человека. Сатира, по мысли Гоголя, призвана исправлять человеческие пороки, и в этом ее высокое общественное назначение.

Гоголь мечтал преподать “разом целой толпе живой урок”. Какой урок? Кому преподать?

Он осмеял темные стороны российской действительности : произвол власти, взяточничество, кража денег из государственной казны, невежество, подхалимство.

Смех Гоголя над общественными и личными пороками вызван его высокими представлениями о назначении человека, его верой в добро. Какой же смех выбрал автор комедии? Добрый, обличающий, язвительный?(Обличающий).Подберите к слову “обличающий” контекстуальные синонимы. Как вы думаете, каким словом посмеялся Гоголь в “Ревизоре”? (Горьким).

Николай Васильевич считал, что “засмеяться добрым, святым смехом может только одна глубоко добрая душа”. А когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, он словом своим посмеется, чтобы показать “всю глубину настоящей мерзости”.Каким же словом: добрым, горьким, язвительным?

Итак, дописываем тему урока, которая звучит “Горьким словом своим посмеются”.

X. Итоги урока. Оценка работы каждой группы и отдельно учащихся.