Урок мировой художественой культуры, введение в тему "Символизм как направление в искусстве конец XIX–XX веков "

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Опорные предметные знания:

  • выразительные средства различных искусств;
  • понятия «художественный образ», идея произведения;
  • представления о стилях и направлениях в европейском и русском искусстве до XIX века включительно.

Цель урока: познакомить учащихся с новым направлением в искусстве.

Предполагаемые результаты:

  • предметный результат
    • навык работы с художественным текстом произведения,
    • закрепление знаний о выразительных средствах различных искусств,
    • знания об интонации произведения искусства,
    • знакомство с основными характеристиками символизма как направления в искусстве;
  • метапредметный результат
    • развитие аналитического мышления посредством умения:
      • самостоятельно работать с незнакомым текстом, информацией,
      • выделять главные мысли, формулировать тезисы,
      • логически выстраивать ход своего рассуждения,
      • выстраивать ассоциативно-образный ряд
    • умение работать малой группой;
    • развитие оценочной деятельности
  • личностный результат
    • приобщение к духовному наследию человечества через собственный эмоциональный опыт;
    • развитие эмоциональной сферы через фиксацию собственных ощущений при восприятии произведения искусства,
    • осознание ценности собственного суждения, самопознания и самосознания;
    • воспитание уважения к иной точке зрения, отличной от твоей собственной.

В презентации на втором слайде музыкальный фрагмент начинает звучать без дополнительного клика, после небольшой паузы. С третьего слайда и до конца презентации под второй музыкальный трек смена слайдов происходит автоматически.

ХОД УРОКА

На доске выписана тема, и ключевая фраза, урока: «Поймать неуловимое, постичь непостижимое».

Ребята при входе в класс, не глядя, вытягивают заранее подготовленные учителем конверты с пазлами. Это фрагменты картин, с которыми ребята будут работать в конце урока. Учащиеся занимают места таким образом, чтобы получилось шесть рабочих мини-групп (по 3-4 человека в группе).

Первый этап урока – вызов

Учитель: Пожалуйста, не открывайте пока эти конверты! Пусть это будет нашей тайной, которая откроется нам в конце урока! Ведь у нас на уроке сегодня речь пойдет, пожалуй, о самом загадочном и неопределенном направлении в искусстве – о символизме (Презентация, слайд №1). И у меня для вас первое задание: Сосредоточьтесь и вспомните, как часто в истории мировой культуры мы говорили о символах и знаках! Вспомните каноны египетского искусства, русскую икону, голландские натюрморты vanitas... Согласитесь, что искусство неотделимо от символического языка, и все же... Предположите, что принципиально нового внесли в искусство символисты, что позволило выделить их в отдельное направление, и запишите свою мысль в тетрадь. Даю вам 30 секунд.

По прошествии отведенного времени

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами картина знаменитого английского символиста Джорджа Фредерика Уотса (Приложение 2, рисунок №1). Вглядитесь, погрузитесь в нее, почувствуйте ее (слайд №2).

После того, как закончит звучание музыкальный фрагмент, учитель обращается с вопросом:

– Кто перед нами? Или что? Как вы думаете, как называется эта картина?

Ребята предлагают свои версии. После того, как учащиеся выскажут свои предположения, можно открыть авторское название полотна (Джордж Фредерик Уотс «Надежда»).

Учитель: Эта картина называется «Надежда». Какая «надежда» предстает перед нами, надежда на что; что, на ваш взгляд, имел в виду автор?

Учащиеся высказывают свою точку зрения. Учитель направляет их внимание на детали картины: позу героини, шар, на котором она примостилась, завязанные глаза, лира с оборванными струнами, загадочный фон и т.п.

После небольшого обсуждения ребята переходят к основной, смысловой, части урока.

Учитель: Так что собой представляет это потрясающее направление? Кто они, символисты? Кто  эти люди, которые пытались «поймать неуловимое, постичь непостижимое»? Давайте попытаемся разобраться!

Учитель раздает каждой группе учащихся разные фрагменты текста по новой теме «Символизм». Необходимо прочитать, сформулировать главную мысль и основные тезисы о символизме, содержащиеся в каждом тексте, и внести полученные результаты в розданные рабочим группам схемы (Приложение 2, рисунок №2).
На данную работу отводится 10 минут, после чего начинается обсуждение полученных результатов.
Ребята общими усилиями формулируют опорные тезисы, которые учитель в виде схемы-кластера фиксирует на доске.
На доске должны возникнуть приблизительно следующие формулировки:
Идея, идеал, мир материальный и мир духовный, знак, тайна, мистика, метафизика, искусство.
Полученную схему учащиеся фиксируют в своих тетрадях. По ходу обсуждения обращаем внимание на то, что учащиеся предположили в самом начале урока в своих тетрадях относительно новаторства символизма. По желанию ребята могут прокомментировать свои предположения.

Завершающий этап урока – это рефлексия

Учитель: Ну что ж, пришло время заглянуть в наши таинственные конверты. Что же там?

Ребята достают фрагменты-пазлы из нескольких картин художников-символистов (Приложение 2, рисунки №3-4).

Учитель: Рассмотрите ваши фрагменты. У ваших одноклассников есть недостающие пазлы. Найдите друг друга и составьте картины целиком. Посмотрите, что у вас получилось.
Ребята должны найти друг у друга фрагменты, принадлежащие одной и той же картине, и таким образом составить новые рабочие мини-группы.

В зависимости от оставшегося времени урока дальнейший сценарий предусматривает два варианта проведения рефлексии:

А) Если времени осталось более 10 минут:

Учитель:  Рассмотрите получившиеся картины, что вы на них видите, как бы вы их назвали, если бы вы были художником этого творения. Попытайтесь в них найти подтверждение основополагающим тезисам символизма. Кто хочет озвучить свои мысли?
Ребята по желанию озвучивают свои мысли. После чего учитель демонстрирует презентацию из произведений художников-символистов, в которой ребята смогут узнать и картины, которые они собрали из пазлов (слайды № 3-19).

Учитель:  Вы приоткрыли малую частичку той огромной вселенной, которая зовется «символическим искусством». А сейчас посовещайтесь с участниками своей группы и сочините за минуту синквейн, где ключевым словом станет символизм, а в остальных строках вы выразите ваши ощущения от презентации и от сегодняшнего урока в целом. Даю вам на выполнение этого задания две минуты.
По истечении времени каждая группа зачитывает свои получившиеся произведения.

В) Если времени осталось менее 10 минут:
Ребятам предлагается составить картины целиком из имеющихся фрагментов и попробовать догадаться, каково их название.
После чего в качестве домашнего задания ребятам предлагается сочинить синквейн по теме «Символизм».

Заключительное слово учителя:

–  Ну что ж, закончился наш первый урок по столь интересной и глубокой теме – символизм. Мы попытались с вами «поймать неуловимое, постичь непостижимое». Надеюсь, нам удалось прикоснуться к этому трансцендентному «Миру Идей»! Осталось вручить вам маленький подарок.
Учитель раздает небольшие тексты по символизму:
– Эти тексты по теме вы вклеите себе в тетрадь. Они помогут вам восстановить в памяти материал сегодняшнего урока и подготовиться к следующему. Спасибо всем за плодотворную работу, до свидания!

Оценки за урок выставляются на усмотрение учителя (например, за активное участие в уроке, за интересные и неординарные ответы, за большее количество предположений и т.д.)

Материал, использованный на уроке:

Саундтрек к презентации –
Геннадий Лаврентьев, «Монолог»;
Микалоюс Чюрлёнис, Прелюдии для струнного оркестра:
«Dainele – Grave» и «Prelude, Op. 12, No. 1»;
Произведения, используемые в презентации, в порядке показа –
Джордж Фредерик Уоттс «Надежда»,
Джордж Фредерик Уоттс «Всепроникающий»,
Одилон Редон «Меланхолия»,
Одилон Редон «Безмолвие»,
Гюстав Моро «Ночь»,
Одилон Редон «Ангел в цепях»,
Джордж Фредерик Уоттс «Она будет названа женщиной»,
Гюстав Моро «Мистический цветок»,
Данте Габриэль Россетти «Беата Беатриче»,
Одилон Редон «Черный пегас»,
Джон Эверетт Миллес «Офелия»,
Арнольд Бёклин «Остров мертвых»,
Гюстав Моро «Сирены»,
Гюстав Моро «Фаэтон»,
Гюстав Моро «Саломея»,
Михаил Врубель «Демон»,
Жан Дельвиль «Сокровище Сатаны»,
Франц фон Штук «Грех»,
Франц фон Штук «Поцелуй Сфинкса»,
Франц фон Штук «Создание»,
Хуго Симберг «Река жизни»,
Джон Уильям Уотерхаус «Леди из Шалот»,
Уильям Холман Хант «Тень смерти»;
Пазлы разрезаются из репродукций следующих картин –
Арнольд Бёклин «Остров мертвых»,
Гюстав Моро «Ночь»,
Данте Габриэль Россетти «Беата Беатриче»,
Михаил Врубель «Демон поверженный»,
Уильям Холман Хант «Светоч мира»,
Томас Купер Готч «Невеста Смерть»,
Эдвард Коли Бёрн-Джонс «Золотая лестница»
(количество пазлов, на которые разрезаются репродукции, будет зависеть от количества учащихся в классе).