"Лирика М.И. Цветаевой". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • знакомство с биографией М.Цветаевой;
  • совершенствование навыков анализа лирического стихотворения;
  • развитие навыков монологической речи и выразительного чтения стихотворений;
  • воспитание нравственных чувств учащихся.

Задачи:

  • Активизировать коммуникативные навыки учащихся;
  • Продолжать работу по систематизации навыков анализа поэтического текста;
  • Развивать умение работать в группе.

Оборудование: презентация, тексты стихотворений М.И. Цветаевой, таблица для заполнения биографических данных поэтессы.

Ход урока

I. Организация класса.

Чтение стихотворения учителем.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
– Послушайте!– Еще меня любите
За то, что я умру.

Вы узнали поэта, написавшего это стихотворение?

Наш сегодняшний урок мы посвятим поэзии Марины ивановны Цветаевой.

II. Постановка цели урока.

Подумайте, что вы хотите узнать на уроке, чему хотите научиться, что понять. (На доске таблицы «знать», «уметь», «понимать»).

Знать биографию М.И.Цветаевой.

Уметь анализировать стихотворения поэтессы.

Понимать, какое значение имеет лирика Цветаевой в отечественной литературе.

III. Слово учителя.

Наш урок пройдет в форме литературной конференции. На любой конференции обязательно выступает докладчик. Наш докладчик познакомит вас с основными этапами жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой. Ваша задача – заполнить бланки с биографическими данными (Приложение 1)

IV. Выступление ученика (Биография Цветаевой).

(презентация)

V. Анализ стихотворения.

Любой поэт задумывается над тем, какое значение имеет поэзия, кем является поэт в обществе. Не исключение и М.И.Цветаева. обратимся к ее стихотворению «Поэт» и попытаемся узнать, какой образ поэта создала Цветаева.

(выразительное чтение стихотворения учащимся)

Выделите ключевые слова в каждой строфе данного произведения

(слайд 11).

Опишите, какой образ поэта предстал перед нами. (слайд 12)

VI. Физминутка.

Закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь и попробуйте представить себе те картины, прозвучавшие в этом стихотворении.

(под музыку читается стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…»)

VII. Работа в группах.

К какой теме можно отнести прослушанное вами стихотворение?

Лирика Цветаевой разнообразна. В ней выделяется несколько тем и мотивов. (слайд13). Мы обратимся только к некоторым из них. У каждой группы на столах лежат стихотворения. Прочитайте их. Определите тему стихотворений. Ответьте на предложенные вопросы. Сделайте выводы. (слайд 14)

В это время два человека будут работать индивидуально.

Задания для 1-й группы.

Проанализируйте данные стихотворения (Приложение 2).

Ответьте на следующие вопросы:

Какая тема объединяет эти стихотворения? (Тема Родины)

Какой видит Родину Цветаева?

Задания для 2-й группы.

Проанализируйте стихотворение Цветаевой «Маме». (Приложение 2)

Проглядывается ли в стихотворении портрет мамы?

С какими образами сопоставляется образ матери в поэзии Цветаевой?

Задание для 3-й группы.

Сравните стихотворения. (Приложение 2).

Какой образ их объединяет?

Может ли этот образ жить в неволе?

Задание для 4-й группы.

Познакомьтесь со стихотворениями (приложение 2).

Как воспринимает любовь героиня?

С каким образом связан образ любви? Почему?

Какое настроение пронизывает стихотворения Цветаевой о любви?

Задания для индивидуальной работы.

  1. Охарактеризуйте лирическую героиню Цветаевой. Как вы понимаете слова «Тот краше, кто жарче страдал»?
  2. Покажите предчувствие надвигающихся страшных перемен в стихотворении 1916 года «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»

Вы дома знакомились со стихотворениями Цветаевой. Какие стихотворения вас привлекли и чем?

VIII. Итог урока.

Что дает нам изучение лирики Цветаевой?

Лирика М.И.Цветаевой помогает увидеть безмерную любовь к родине, ко всему, что нас окружает, стремление к свободе.

В истории отечественной литературы поэзия М.Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому так влечет к себе читателя. (слайд15)

IX. Рефлексия.

Перед вами таблица. Подумайте, что привлекло вас в уроке, что заинтересовало, а что вызвало трудности.

п м и
     

П – то, что понравилось, удалось на уроке;

М – то, что не понравилось, показалось скучным, бесполезным;

И – любопытные факты, хотелось бы узнать.

X. Домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание:

  1. Выучить стихотворение Цветаевой наизусть.
  2. Проанализировать одно из стихотворений М. Цветаевой.
  3. Подготовить сообщение «Поэты-современники в лирике Цветаевой».