Цели:
I. Образовательные:
- обобщение, а также обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.
II. Развивающие:
- развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся через установление причинно-следственных связей;
- развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.
III. Воспитывающие:
- воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова;
- воспитание квалифицированного читателя, чуткого к художественному слову.
IV. Метапредметные:
- формирование ценностного отношения к культурному наследию прошлого;
- расширение опыта творческой деятельности.
Оборудование, ТСО, наглядность, раздаточные материалы:
- Мультимедийный проектор.
- Презентация.
- Карточки «Названия рассказов А.П. Чехова»».
- Правила игры.
- Медали, грамоты.
- Карта отслеживания эффективности внеклассного мероприятия.
Ход внеклассного мероприятия
Ученики заранее получили задание:
- познакомиться с дополнительным материалом по биографии и творчеству А.П. Чехова из справочной литературы или сети Интернет;
- внимательноперечитать рассказы А.П. Чехова, изучаемые на уроках литературы, отметить для себя самые интересные из них.
I. Вступительное слово учителя.
(Слайд 1)
Друзья мои! Я очень рада
Начать о Чехове рассказ,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений –
Мы вместе подведём итог.
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
(Слайд 2)
У: Сегодня на мероприятии мы проведём занимательную викторину по творчеству и биографии А.П.Чехова. Так мы подведем итог изучения творчества писателя в шестом классе, проверим, насколько хорошо вы изучили его произведения и биографию.
На дом было дано задание: внимательно перечитать рассказы Чехова. Назовите эти произведения.
☼
- «Смерть чиновника»
- «Хирургия»
- «Каштанка»
- «Лошадиная фамилия»
- «Хамелеон»
- «Толстый и тонкий»
- «Злоумышленник»
- «Пересолил»
- «Жалобная книга» – напечатать на карточках, раздать участникам игры
У: Названия напечатаны на карточках, чтобы вы о них не забывали (раздать командам).
А сейчас в занимательной форме повторим все, о чем мы говорили на уроках, посвященных творчеству Чехова.
II. Цели занятия.
У: Но для этого необходимо сформулировать цели нашего мероприятия (Слайд 3)
☼
- Обобщить знания о писателе и его творчестве.
- Закрепить знания о мастере короткого рассказа в форме игры.
У: А достичь поставленных целей вам помогут ученики 9 класса (представить учащихся).
III. Объяснение правил игры (Слайд 4)
Правила игры.
У: Игра проводится в нашей школе как продолжение серии внеклассных мероприятий по предметам. Частично правила игры взяты из известной всем передачи на канале СТС.
Ознакомьтесь (правила прочитают помощники):
1. В игре участвуют две команды по 6-7 человек, которые выбирают капитана и придумывают название.
2. Команды по очереди выбирают вопрос. Им даётся полминуты на обсуждение, и после этого капитан называет человека, который будет отвечать на данный вопрос, или будет отвечать сам.
За каждый правильный ответ команда получает 2 балла
За неверный ответ – 0 баллов
3. Если команда не знает ответ на вопрос, то она может выбрать один из двух вариантов спасения. Она может «списать не глядя» ответ у одного из помощников (все присутствующие на мероприятии становятся помощниками участников игры) или взять «подсказку» у одного из них, оставив право выбора ответа за собой. Этим правом команда может воспользоваться только один раз.
Если команда обратиться за помощью, то она получает 1 балл
4. Вопросы распределены по двум номинациям:
- Зелёная ячейка – вопросы по биографии писателя.
- Жёлтая ячейка – вопросы по творчеству писателя.
У: Напоминаю вам правила работы в группах (Слайд 5 )
(правила прочитают помощники)
- называть друг друга только по имени;
- в разговоре использовать только вежливые слова;
- обсуждать вопрос тихо;
- слушать, не перебивать, когда кто-то говорит.
У: Ребята, в ходе игры вам предстоит не только правильно ответить на задания викторины, но и выбрать самый интересный и самый сложный вопросы. В конце игры вы их озвучите и объясните свой выбор, а для этого вы заполните карту отслеживания эффективности внеклассного мероприятия.
У: Судит состязание уважаемое жюри, которое поможет сделать нашу игру честной и справедливой (представить членов жюри).
Ответы учеников оцениваются жюри, членами которого являются несколько (старшеклассников) девятиклассников – помощников (или несколько учителей), приглашённых на урок.
По окончании викторины победители получают грамоты, медали, которые подготавливаются заранее учителем.
IV. Викторина для команд-участниц.
(Слайд 6)
После многих вопросов даётся небольшой комментарий учителя или беседа,
или сообщение об интересных фактах биографии писателя.
Вопросы по биографии А.П. Чехова (зелёная ячейка)
1.(2) Автор этих картин был другом А.П.Чехова. Назовите имя художника. (Слайд 7)
☼ Исаак Левитан
У: (Слайд 23) Исаак Левитан писал пейзажи без людей и его единственный пейзаж, где присутствует человек – "Осенний день в Сокольниках", а человека на нем написал брат Чехова Николай.
(по ссылке вернуться к вопросам)
2.(4) В каких юмористических журналах не печатал свои произведения Антон Павлович Чехов? (Слайд 8)
«Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Фитиль»
☼ «Фитиль»
У: Ребята, Антон Павлович обладал отменным чувством юмора и был в жизни очень весёлым человеком. Например, он мог сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой, и сказать: «Бомба!.. неси в участок, да смотри осторожнее...» Или уверить до святости наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе... А разговаривая с близкими, заменял обычные имена кличками, которые прилипали к людям на всю жизнь.
3. (5) Выберите псевдоним, который не принадлежал А.П. Чехову? (Слайд 9)
Антоша Чехонте`, Человек без селезёнки, Горький, Кислый, Врач без пациентов, Брат своего брата
☼ Горький
У: Исследователи творчества писателя насчитывают около 50 псевдонимов, принадлежащих Чехову. Первые произведения Чехова, подписанные настоящим именем, появились в газете «Новое время» – на этом настоял редактор А.С. Суворин. Таким образом, «серьезные произведения» Чехова стали публиковаться под настоящим именем, а юмористические вещи – по-прежнему псевдонимами.
Назовите настоящее имя писателя Максима Горького?
Псевдоним «Горький» Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил Калюжному: «Не писать же мне в литературе – Пешков…». Подробнее о его биографии можно узнать в его автобиографических повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты».
4.(7) Какое образование получил Чехов? (Слайд 10)
☼ С 1869 по 1879 год учился в таганрогской классической гимназии.
С 1879 по 1884 год – на медицинском факультете Московского университета.
У: (Слайд 24) В Московском университете он учился у известного профессора Николая Склифосовского, в память о котором было названо известное сейчас лечебное учреждение – Институт им. Склифосовского
(по ссылке вернуться к вопросам)
5. (10) Кто из русских писателей, чей портрет изображён на слайде, сказал:
«Чехов – это Пушкин в прозе». (Слайд 11)
☼ Л.Н.Толстой
У: Кто зображён на остальных портретах?
М. Горький – был другом Чехова. В 1902 г. Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.
Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин – традиции этого писателя продолжил в своём творчестве Чехов.
6. (12) Какое высказывание принадлежат А.П.Ч ехову (Слайд 12):
- «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П.Чехов)
- «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела» (Аристотель)
- «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» (Гюго В.)
- «Красота – это королева, которая правит очень недолго» (Сократ)
☼ 1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
У: Ребята, а ведь Антон Павлович не просто так говорил эти слова. Он сам воплощал их в жизнь (Слайд 25):
- лечил бесплатно людей;
- проводил перепись населения на Сахалине, после этой поездки на Сахалин обратили внимание официальные лица;
- сажал сады. Чехов посадил в имении в Мелихове сто сиреневых кустов, 60 вишен и 80 яблонь. Сирень и сегодня – «визитная карточка» имения. С легкой руки Чехова в Мелихове появились берлинские тополи, березы, ели, жасмин, яблони.
(по ссылке вернуться к вопросам)
7. (13) Музыку этого композитора Чехов «любил ужасно». Назовите автора этого музыкального фрагмента (запись музыкального фрагмента «Лебединое озеро»)
(Слайд 13)
☼ Пётр Ильич Чайковский
У: На слайде изображён Замок Нойшванштайн. Видом Нойшванштайна был очарован Чайковский – и именно здесь, как полагают историки, у него родился замысел балета «Лебединое озеро».
8. (15) Когда и где родился А.П. Чехов? (Слайд 14)
☼ А.П. Чехов родился 17 (29) января 1860 года в городе Таганроге
Вопросы по творчеству А.П.Чехова (жёлтая ячейка)
1. (1) Узнайте рассказ А.Чехова по ассоциации (Слайд 15)
1. Ящерица – «Хамелеон» | 2. Дворняжка – «Каштанка» |
3. Гайка – «Злоумышленник» | 4. Зубы – «Хирургия» |
5. Соль – «Пересолил» | 6.Овёс – «Лошадиная фамилия» |
2. (3) В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки? (Слайд 16)
☼ Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один раз менял своё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.
3. (6) Рассказ «Толстый и тонкий» построен по принципу (Слайд 17):
- сравнения;
- антитезы;
- гиперболы.
☼ антитезы
У: Давайте вспомним значение остальных художественно-выразительных средств.
Сравнение – сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак (Дорога, как змеиный хвост…).
Гипербола – художественное преувеличение (И больше века длится день…).
Антитеза – резкое противопоставление понятий, образов, создающий эффект резкого контраста.
4. (8) Узнай рассказ по фрагменту текста. (Слайд 18)
«В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитриевич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и …апчхи!!!» (текст читает аудиозапись)
☼ «Смерть чиновника»
5. (9) Объясните, кто и о чём размышляет в данном отрывке (Слайд 19)
«Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет. Очень может быть, что хозяин нашёл её и скушал».
☼ Каштанка размышляет о куриной лапке, которую она спрятала за шкафом.
6. (11) Узнай героя по описанию (Слайд 20)
«…стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже не чёсанных, путаных волос, что придаёт ему ещё большую, паучью суровость. Он бос.» (Текст читает аудиозапись)
У: Назовите лексическое значение слова БОС.
☼ ….
У: Давайте обратимся к словарю (Слайд 26 ) (по гиперссылке вернуться к вопросу)
БОС – не имеющий на ногах обуви; необутый (краткая форма прилагательного босой)
БОСС – жаргонное название начальника. Происходит от англ. boss – «хозяин, шеф»
У: Такие слова называются Омофо́ны или фонетические омонимы (греч. ὁμός – одинаковый + φωνή – звук) – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.
Примеры в русском языке: порог – порок – парок, луг – лук, плод – плот, туш – тушь, падёж – падёшь, бал – балл, косный – костный, предать – придать, эмитировать – имитировать.
☼ Денис Григорьев «Злоумышленник»
7. (14) Найди лишнее. Этими средствами лечили больной зуб генерал-майору Булдееву в рассказе «Лошадиная фамилия» (Слайд 21)
скипидар, керосин, аспирин, йод, хина
У: Давайте разберёмся в лексическом значении слов скипидар и хина (Слайд 27 )
(по гиперссылке вернуться к вопросу)
Скипида́р (масло терпентинное, терпентин) – жидкая смесь из смол хвойных деревьев.
Хина (cinchona) – высушенная кора хинного дерева, используется в медицинской практике.
Аспирин – лекарственное средство, оказывающее обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное действие.
☼ аспирин
8. (16) Назовите произведение А.П. Чехова по фрагменту из мультфильма
(Слайд 22)
☼ «Каштанка»
V. Рефлексия.
У: Игра наша подошла к концу. Пока жюри подводит итоги, давайте вернёмся к заданию, которое было предложено вам в начале игры:
- Какой вопрос был самый интересный? Почему?
- Какой вопрос был самый сложный?
(заполнение карт отслеживания эффективности внеклассного мероприятия)
☼
У: Ребята, а мы продолжаем разрабатывать серию внеклассных мероприятий по предмету, и я предлагаю вам стать моими соавторами. Подумайте над темой следующей игры, сами попробуйте составить вопросы, задания и прислать их мне на электронную почту. Лучшие вопросы и задания будут использованы в следующем мероприятии.
VI. Подведение итогов.
У: А теперь предоставим слово жюри …..
Вручение грамот и медалей участникам и победителям. Слово жюри.
У: А мне остаётся добавить только одно:
Приложение 1Вот время встречи истекло…
Я вам, ребята, благодарна
За ваши знания и за то,
Что поработали ударно.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4