Цель : познакомить учащихся с творчеством А. Дюма, его историко-приключенческим романом “Три мушкетера”.
Задачи:
- обучающая : дать понятие историко-приключенческий роман, его особенности;
- воспитательная : размышление о характере человека, его нравственных качествах;
- развивающая : умение давать характеристику герою, составлять психологический портрет героя, внимание к детали как средству создания характера.
Оборудование:
- Мультимедиапроектор;
- Презентация к уроку “А.Дюма. “Три мушкетера”.
Ход урока
1. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы начинаем знакомство с творчеством знаменитого писателя – романтика, чьи романы 40-х годов : “Три мушкетера” 1844 г., “Двадцать лет спустя” 1845 г., “Виконт де Бражелон, или десять лет спустя” 1848–1850 гг., “Королева Марго” 1845 г., “Граф Монте-Кристо” 1845–1846 гг. – стали классикой литературы для юношества.
Кто из вас знаком с ними? Чем вы можете объяснить интерес к творчеству А. Дюма?
/ Романы А. Дюма всегда будут вызывать интерес читателей, ведь в них автор поднимает “вечные” вопросы : любовь и коварство, достоинство человека, выбор жизненного пути. Каждый читатель сможет найти ответы на многие вопросы, его интересующие. И неслучайно, что романы А. Дюма экранизированы./
– С жанром исторического романа мы с вами уже знакомы. Вспомним его особенности.
/ Исторический жанр – художественные произведения разных родов, в основе которых лежат исторические события прошлого, а действующими лицами являются исторические личности.
В историческом романе тесно переплетается вымысел и реальные исторические деятели и вымышленные персонажи. Исторические произведения создаются гораздо позднее эпохи, в них описанной. Это дает автору возможность взглянуть на исторические события с некоторой временной дистанции, по-иному осмыслить происходящее. Писатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведении возникают реалии прошлого, подробно описываются народные быт и обычаи. Автор отстаивает индивидуальный взгляд на события далекого прошлого, основывается на собственной исторической концепции, выражает свое отношение к реальным историческим персонажам./
– Как вы думаете, чем отличается исторический роман от приключенческого?
/ В приключенческих произведениях в центре внимания острые сюжеты, напряженные конфликты личной или общественной жизни, заставляющие читателя следить за тем, как сменяются и развиваются занимательные события, а в них проявляются наиболее значительные черты характеров людей. /
– И сегодня на уроке мы познакомимся с его знаменитым романом “Три мушкетера”. Роман воплотил в себя новое видение действительности, истории. Если раньше автора интересовала эпоха, то теперь во всех эпохах он ищет яркую личность, сохраняющую в любых положениях присутствие духа. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите высказывания разных людей.
– Что объединяет все высказывания? Какое высказывание, на ваш взгляд, можно взять эпиграфом к роману А.Дюма и почему?
1. Безумству храбрых поем мы славу!
М. Горький.2. Человек без мечты что сокол без крыльев.
В. И. Ленин.3.Человек отражается в своих поступках.
Шиллер.4. Только отважным героям радость победы дана.
5. Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.
Гете.
/Ребята высказывают свое мнение. Все эти высказывания объединяет тема нравственности, каким должен быть человек, что главное в человеке./
– Правильно, ребята, вот и нам с вами предстоит разобраться в характере главного героя романа А.Дюма “Три мушкетера”, определить основные черты его характера, попытаться объяснить чем герой руководствуется в разных жизненных ситуациях.
2. Беседа по тексту.
А. Дюма в романе стремился передать дух той эпохи, полной приключений, любви.
Как вы думаете, с какой целью А. Дюма начинает свой роман с этого описания?
/Наверное, для того, чтобы окунуть нас в ту эпоху, чтобы дать понять нам, читателям, что волновало людей в те времена, показать расстановку политических сил, т.е. остаться верным исторической правде./
– Главным героем романа является д’Артаньян. Обратимся к его портрету.
Представьте себе Дон-Кихота в восемнадцать лет…. Продолговатое смуглое
лицо, выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы
чрезвычайно развиты – неотъемлемый признак, по которому можно сразу
определить гасконца; нос крючковатый, но тонко очерченный; рост слишком
высокий для юноши и недостаточный для зрелого мужчины.
– Какое ваше первое впечатление от знакомства с героем?
Задание. Составьте психологический портрет героя по деталям его портрета. (Ребята в тетради письменно составляют психологический портрет героя, затем каждый зачитывает, затем выбираем общие черты в характере героя.)
– Почему автор сравнивает д’Артаньяна с Дон-Кихотом?
/Наверное, за непохожесть на других. Оба мечтают о подвигах, приключениях. В них живет романтика, благородство, рыцарство./
– В первой главе автор поднимает проблему взаимоотношения детей и родителей.
Что вы можете сказать о семье д’Артаньяна? Какие были отношения между отцом и сыном? Как это помогает раскрыть его характер? Что такое завет отца? Следует ли его придерживаться в жизни?
Из наставлений отца д’Артаньяна предположите, какой будет его жизнь.
Задание.
Напишите сочинение-миниатюру.
– Какие три дара дал отец сыну?
/15 экю, коня, письмо г-ну де Тревилю./
– О чем говорит деталь: “…даже легкой улыбки было достаточно, для того чтобы вывести из себя нашего героя, нетрудно себе представить, какое действие возымели на него столь бурные проявления веселости…” ?
– О какой черте характера здесь идет речь? Что можем сказать еще о характере героя?
/д’Артаньян – человек проницательный и очень внимательный, с большой, развитой интуицией, неумеющий контролировать свои эмоции, обидчив и вспыльчив./
– Стоило ли герою так себя вести? Оцените первый самостоятельный жизненный опыт героя. Выделите достоинства и недостатки героя.
/Достоинства: чувство собственного достоинства, отвага, смелость, решительность, высокие нравственные принципы, хорошее владение шпагой.
Недостатки: неумение сдерживать свои эмоции, поспешность в действиях, неумение соотносить свои силы и возможности./
– Чем для героя закончилось его пребывание в городе Менга?
– Почему, как вы поняли, герой мечтал стать мушкетером? Кто такой мушкетер?
– В первых главах романа мы знакомимся с Атосом, Портосом, Арамисом. Правда, это только наброски, но мы уже можем выделить главные черты характера этих людей. Какие же?
/Атос – спокоен;
Портос – любит ругаться, горяч, самолюбив, самонадеян;
Арамис – остроумие, хитрость./
– Что мы узнаем о мушкетерах?
Задание. Расскажите об их жизни. Составьте кодекс мушкетера и правила дуэли.
– О чем говорит деталь, что герой за день нажил себе столько врагов?
/О неудержимом характере героя. В погоне за “призраком” случайно попадает в ситуации, где надо все обдумать, взвесить, но в силу своего темперамента получается – вызов, дуэль, опасность, испытание. Не к этому ли он стремился – мир приключений, мир, где можно проявить себя и достигнуть каких-либо высот в обществе. Мечты о славе и доблести./
– Сравните д’Артаньяна с мушкетерами. Какие черты характера каждого из мушкетеров можно найти и в характере героя? О чем это говорит?
В д’Артаньяне нашли отражения многие черты характера мушкетеров: и благородство Атоса, и хитрость Арамиса, и горячность, самонадеянность Портоса. Следовательно, нет ничего странного в том, что герои подружились, ведь у них так много общего.
– Итак, какими же чертами характера обладал герой? Мы доказали, что д’Артаньян – это человек высоких нравственных качеств, благородный, решительный, любящий приключения, хорошо владеющий шпагой; человек, знающий цену дружбы и умеющий дружить.
Но несмотря на все, человек, пока еще не умеющий сдерживать свои внутренние порывы. Человек, твердо идущий к своей мечте – стать мушкетером, сделать карьеру.
3. Сочинение-миниатюра на тему “Можно ли назвать д’Артаньяна яркой личностью?”
4. Выводы: А.Дюма воссоздает внутренний мир индивидуального человека с его противоречиями и драматизмом страстей. Фигуры у А. Дюма цельные, выступают как типы, а не как индивидуальности, отличительные черты носят характер примет. Характерной чертой романтического героя является одиночество. У Дюма, напротив, герой вступает в многочисленные связи и отношения. Весь интерес сосредоточен на мгновении жизни героя. Герой как бы лишается прошлого и будущего, он живет только здесь и сейчас. Мгновение жизни предельно насыщается, так как оно представляет высшую ценность, жизнь героя становится напряжением, требующим от него сосредоточения всех качеств его личности.
5. Домашнее задание. Читать с 8–17 главы, составить психологический портрет Ришелье.
Задание по группам.
- Подготовить сообщение о кардинале Ришелье как историческом деятеле.
- Почему столь велико влияние Атоса на д’Артаньяна? Правильно ли гласит фраза: “Влияние поистине благородного характера на все, что его окружает, велико”?