Литература
-
Марк Твен и американский юмор 2023
Значительной частью творческого наследия Марка Твена был юмористический цикл 1860–1885 годов. Истории заложили основы возникающего реализма американской литературы.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах 2023
Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов – лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах. Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.
-
Проблема отцов и детей в рассказе С.В.Лукьяненко «Мой папа – антибиотик» 2023
Взаимоотношения «отцов» и «детей» – это очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы. Трудности не возникают внезапно, они являются следствием равнодушного, невнимательного и неуважительного отношения родителей к детям. Произведения русской литературы позволяют увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, последствия этих ошибок, а также показывают примеры духовно-нравственного воспитания детей.
-
Роль несловесных средств выразительности в художественном тексте 2023
Любое литературное произведение не представляет собой законченного целого, поскольку каждый читатель расширяет его содержание за счет своего читательского и жизненного опыта, опираясь на собственные ассоциации, на запас впечатлений. Интерпретация художественного замысла обязательно включает исследование описания невербальных средств общений.
-
Годовая контрольная работа по предмету «Родная русская литература». 6-й класс 2023
Дан пример годовой контрольной работы по предмету «Родная русская литература» в 6-м классе. Контрольная работа подготовлена на бланке в виде теста. Приведены бланки ответов и ключи к ответам.
-
Проект "Ученье – свет, а неученье – тьма" (внеклассное мероприятие по литературе ко Дню лицея для учеников 7-го класса) 2023
19 октября в России отмечается день лицея. В МАОУ «Лицей № 161» ГО г.Уфа РБ этот день отмечается особо. Лицей №161 существует всего шестой год. Это современное учреждение в новом микрорайоне города – миллионника. Ежегодно 19 октября происходит посвящение в лицеисты первоклассников, а для остальных учеников проводятся внеклассные мероприятия по литературе. Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие для учеников 7-го класса «Ученье – свет, а неученье – тьма», включающее в себя выступление учеников с рассказом об открытии Царскосельского лицея и его первых выпускниках, постановку некоторых сцен из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (по программе Г.С.Меркина данная пьеса изучается в 7-м классе в октябре).
-
Невербальные средства в художественном тексте 2023
Невербальная составляющая коммуникации включается в личность человека, ее нельзя отделить от самого человека. Общение происходит по двум каналам: вербальному и невербальному. Внимание ученых к художественному произведению вызвано прежде всего тем, что текст отражает и вербальные, и невербальные компоненты коммуникации. Литература, с одной стороны, отражает явления жизни, с другой стороны, учит читателей.
-
Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?". Тема: "Сказка нас в гости зовет!" 2023
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Сказка нас в гости зовет!» предназначена для учащихся 1–2-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению. Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению через знакомство с народными и авторскими сказками.
-
Жизнь и творчество А.С.Пушкина (презентация) 2023
Представлена презентация о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
-
Формирование читательской компетенции обучающихся в средней и старшей школе 2023
Какими же методами и приёмами, повышающими читательскую компетентность, необходимо пользоваться учителю на уроках литературы? Многие из них традиционны, но на современном уроке они используются в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями, использование которых стало важным подспорьем для осуществления различных подходов к изучению текста. Для лучшего восприятия произведения на уроке используются и другие виды искусства: живопись, музыка, экранизация и драматические постановки различных художественных текстов.
-
Почему не состоялось счастье между Татьяной Лариной и Евгением Онегиным? (по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин") 2023
Цели урока: рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви Татьяны и Онегина через мотивацию поступков героев романа; закончить прочтение романа; развитие умения и навыков филологического анализа литературного произведения; развитие мыслительных навыков: умение решать проблемы, принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений; развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
-
Ризома как модель текстовой структуры современного постмодернистского романа 2023
В центре внимания автора статьи рассматривается литературоведческое понятие ризомы, как одно из ключевых понятий постмодернизма. «Корневище» романов писателей - постмодернистов четко проявляет себя в таких концепциях как аллюзии, реминисценции, цитатность, коллажность, фрагментарность, нелинейность повествования, смешение жанров и стилей. Многоуровневость постмодернистских текстов порождают их двуадресность, создают возможность диалога элитарной и массовой культур. Образ библиотеки-лабиринта как синонима ризомы в литературе используют современные писатели в постмодернистском романе или романе-ризоме, где размываются «кореневища» разных жанров с целью выразить цикличность человеческой культуры, показать духовный поиск как лабиринт, в котором невозможно найти истину. Рождается современный роман, представляющий собой весь комплекс «постмодернистской чувствительности».
-
Урок литературы в 8-м классе "Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма") 2023
Цели урока: познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского “Телеграмма”; выяснить его композиционные и художественные особенности; определить авторскую позицию; способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.
-
Формирование читательской грамотности на уроках родного языка и литературы 2023
Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.
-
Проект. Фольклорный праздник «Русские посиделки» 2023
Данный проект ориентирована на духовно-нравственное, и общекультурное развитие личности ребенка.
-
Задания на проверку осознанного чтения 2023
В условиях стремительно развивающегося общества, модернизации современного образования появилась проблема формирования у обучающихся не столько теоретических, сколько практических знаний, умений, навыков. Выяснилось, что предметные знания обязательно должны сочетаться с практическими умениями и навыками и что перед овладением каждым знанием необходимо обязательно мотивировать учащихся. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий. Формировать данные общеучебные умения призваны компетентностно-ориентированные задания – это задания, которые имеют и учебное, и жизненное обоснование, не вызывают у думающего ученика безответного вопроса: «А зачем мы это делаем?» Таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Поэтому учитель вынужден постоянно создавать такие задания самостоятельно. Предлагаю вашему вниманию несколько компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование осознанного чтения у учащихся.
-
Кроссворд по роману А.С.Пушкина "Дубровский" 2023
Предложен кроссворд к уроку литературы по роману А.С.Пушкина "Дубровский".
-
Легенды и мифы Древней Греции. Литературная игра “Куб” 2023
Цель игры: обобщить и проверить знания учащихся, полученные на уроках и при самостоятельном изучении легенд и мифов.
-
Демонстрационный вариант диагностической работы по читательской грамотности для обучающихся 6-х классов 2023
В демонстрационном варианте представлены примерные типы и форматы заданий диагностической работы для независимой оценки уровня подготовки обучающихся, не исчерпывающие всего многообразия типов и форматов заданий в отдельных вариантах диагностической работы.
-
Цикл уроков по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цикл уроков литературы в 10-м классе по изучению романа И.С.Тургенева "Отцы и дети". Соответствует учебникам базового уровня и требованиям новых ФГОС. Данная разработка содержит презентации к четырём урокам и позволяет проанализировать проблематику, структуру произведения, охарактеризовать главных героев, их взаимоотношения. Презентации содержат схемы, вопросы для обсуждения и качественный иллюстративный материал.
-
Литературные шедевры в кинематографе (сопоставительный анализ литературного произведения и его экранизации как приём повышения мотивации обучающихся к чтению) 2023
Как же пробудить интерес к чтению? Как воспитать читающую личность, осознающую надобность читательской культуры для него самого в дальнейшем? Автор статьи считает что, один из способов – это привлечение к изучению литературного произведения близких ему видов искусств, в частности, кино.
-
Разработка урока литературы "Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь". 5-й класс 2023
Цель урока: познакомить обучающихся с различием стихотворной и прозаической речи; добиться усвоения понятий «рифма», «прозаическая речь», «стихотворная речь», «ритм», «речитатив», «рэп»; формировать умение строить текст определённой композиционной формы.
-
Применение современных методов на уроке – требование времени! 2023
В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.
-
Доклад на семинар "Использование соцсетей как средство изучения русского языка и литературы" 2023
В статье речь пойдет о том, как можно использовать всеобщее увлечение социальными сетями в обучающих целях на уроках русского языка и литературы на примере наиболее популярных у подростков социальных сетей.
-
Волшебная сила музыки в рассказе Андрея Ткачёва «Лебедь, или Вечер Сен-Санса». Урок внеклассного чтения в 9-м классе 2023
Автор статьи приглашает обучающихся к разговору о внутреннем мире человека, свободной и духовной личности, меняющейся под воздействием силы музыки. Организуя аналитическую беседу, педагог ведёт обучающихся к глубокому постижению авторской идеи, к пониманию читателем авторской позиции, выраженной в произведении.
-
Конспект урока по теме "Значение семьи и семейных ценностей воспитании ребенка в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"" 2023
Произведение «Недоросль» Д.И.Фонвизина – благодатная почва для формирования личной позиции школьника о семье, семейных ценностях. Чтобы «раскрыть» произведение автором были сформированы цели урока: определить значение понятий «семья», «семейные ценности», проанализировать комедию с точки зрения влияния семьи и семейных ценностей; создать комфортную ситуацию для творческого выражения учащихся, способствовать осознанному отношению к семейным ценностям.
-
Интеллектуальная игра "Поле чудес" по теме "Дядя Федор, пес и кот – герои повести-сказки Э.Успенского" 2023
Интеллектуальная игра «Поле чудес» по теме «Дядя Федор, пес и кот – герои повести-сказки Э.Успенского» проводится как итоговое занятие по внеклассному чтению. В программу входят две игры. Первая из них предназначена для учащихся 1–2-х классов, вторая – для учащихся 3-го класса. Цель: формировать познавательный интерес и любовь к книге и чтению.
-
"И долго буду тем любезен я народу..." Викторина по творчеству А.С.Пушкина 2023
Подготовлены вопросы для проведения викторины по творчеству А.С.Пушкина.
-
Конспект урока литературного чтения в 1-м классе на тему «Добрый сказочник Чуковский. "Телефон"» 2023
Цель урока: продолжить знакомство с произведениями раздела «И в шутку и всерьез» (К.Чуковский «Телефон»); формировать навыки чтения целыми словами; организовать совместную деятельность учащихся с целью инсценирования литературного произведения.
-
Развитие связной речи у детей с ОНР посредством использования мнемотаблиц 2023
Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Большинство из них страдает нарушениями памяти, внимания, несовершенством логического мышления. Научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни – очень трудно. Дети лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту, и их зрительная память практически не отличается от нормы. Учитывая этот факт, педагоги ищут всё новые пути совершенствования наглядности. Наряду с общепринятыми приёмами использования наглядности, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна. К таким приёмам относятся приёмы мнемотехники.