Применение современных методов на уроке – требование времени!

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.

Ещё совсем недавно можно было услышать мнение о том, что использование компьютера в качестве технического средства на своих уроках возможно лишь для учителя информатики и что другим преподавателям он, вроде бы, и не нужен. Но сегодня уже становится ясно, что ИТ открывают большие возможности в различных отраслях профессиональной деятельности, они предлагают современные и удобные средства для решения многих задач, в том числе и образовательных.

Эффективность применения ИТ для решения этих задач обусловлена следующими факторами:

  • разнообразие методов представления информации;
  • высокая степень наглядности и усвоения материала;
  • возможность моделирования учебного процесса;
  • прекрасная возможность для организации коллективной исследовательской работы;
  • возможность дифференцированного подхода к работе учащихся в зависимости от уровня подготовки, познавательных интересов и т.д.;
  • организация оперативного контроля и помощи со стороны учителя.

ИТ не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

На уроках русского языка я использую различные методы и приёмы: Корзина идей, Диаграмма Венна, Карусель, Т-схема, Лэпбуки и многое другое.

Часто педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов - область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Так давайте же разберёмся подробнее, что же эти методы и приёмы из себя представляют?

Метод - это система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Прием - практический механизм применения образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности. Рассмотрим несколько из них.

«Корзина идей». По своему содержанию "Корзина идей" похожа на такие известные приемы, как "Мозговая атака" и "Кластер". В каждом случае предполагаются разные формы работы - и индивидуальная, и групповая, и каждый из приемов позволяет высказывать любые суждения - без их оценивания и анализа. Но, к примеру, кластер помогает лучше увидеть логические цепочки, в то время как "Корзина идей" всего лишь определяет "поле интересов". Итак, алгоритм работы с "Корзиной идей":

  • Объявляется тема урока.
  • Индивидуальная работа. Каждый ученик тезисно записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго - 2-3 минуты.
  • Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения - 3 минуты.
  • Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Необходимо постараться, чтобы ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.
  • Самое главное-это не критиковать ребёнка, а помочь ему не бояться выражать своё мнение.

«Диаграмма Венна» - это схема с пересекающимися кругами, которая показывает, как много общего имеют различные предметы или сравниваемые объекты. Для построения диаграммы Венна выбирают несколько групп объектов и размещают их в отдельных кругах, при этом в область пересечения кругов попадают объекты, совмещающие в себе свойства данных.

«Маска»- этот приём используется в основном для того, чтобы заинтересовать детей или даже заинтриговать. Таким образом все ребята концентрируют своё внимание на объекте, который скрывается под маской.

Сегодня существует огромное количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. И, естественно, нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше.

Я считаю, что выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И поэтому выбор педагогической технологии - сугубо индивидуальный выбор учителя.