Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов - лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.
Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.
Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков читательской деятельности. Читательская деятельность - самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который формируется уже в начальные годы обучения ребенка и способствует развитию читательской грамотности, которая предполагает сформированность следующих компетенций:
- умение находить и извлекать информацию;
- интегрировать и интерпретировать информацию;
- осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
- использовать информацию текста.
Внимательно рассмотрим отдельно каждый аспект.
1. Находить и извлекать информацию предполагает способность:
1.1.Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.3.Определять наличие/отсутствие информации.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, исследовательность событий и т.п.).
2.2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
2.3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.).
2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
2.6.формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:
3.1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.
3.4.Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
4. Использовать информацию из текста:
4.1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.) без привлечения фоновых знаний.
4.2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
4.3. Формулировать на основе, полученной из текста информации собственную гипотезу.
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
На уроках литературы важно развивать ученическую критическую мысль и способность анализа художественных произведений. Ученикам нужно учиться видеть символизм, смысловые и структурные аспекты текста, а также понимать связь между литературными произведениями и историей, обществом и культурой.
Под ученической критической мыслью мы понимаем вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия выводов, интерпретацию полученной информации для обоснованной оценки. Именно потому, что обладатели критического мышления способны быстрее других видеть причинно-следственные связи, подвергать факты сомнению, точно и грамотно формулировать свои суждения и выводы, на уроках необходимо создавать ситуации для формирования РКМ (развития критического мышления).
Критическое мышление - это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников. Основа данной технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
- Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.
- Второй этап - «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, при этом работа, направлена на осмысление изучаемого объекта.
- Третий этап - «рефлексия» - размышления. Роль данного этапа сводится к анализу того, удалось ли обучающимся достичь поставленных целей.
Приемы критического мышления на стадии «вызов»:
- «Кластер» - систематизация имеющихся знаний (можно применять на любом этапе урока;
- «Корзина идей» - что предстоит узнать, изучить и т.п.;
- «Верные неверные ответы, утверждения»- можно провести в виде игрового момента;
- «Дерево предсказаний» - предоставление обучающимися альтернативных идей для определения целей и задач урока;
- «Лови ошибку» - намеренное предоставление учащимся ошибок, с целью неточностей, корректировки допущенных ошибок при ранее выполненных заданий;
- «Мозговая атака» - групповое творческое решение проблем, создание бака идей;
- «Ключевые слова» - прием на стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить, позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу;
Рабочие приемы критического мышления на стадии «вызов»:
- "Рыбий скелет" или "Фишбоун"- суть метода - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы;
- «Вопросы автору» - методика позволяет развивать способность читателя, слушателя вести постоянный диалог с автором, что делает процесс восприятия - чтения активным и вдумчивым. Использовать данную методику лучше всего при работе над проблемным текстом, вызывающим вопросы, включающим некоторые недостаточно развернутые положения, нуждающиеся в дополнительных пояснениях;
- «Взаимоопрос» - технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного;
- «Сводная таблица» - технология развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.
- «Вопросительные слова»- эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса»;
- «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») - шесть лепестков - шесть типов вопросов:
- Простые вопросы;
- Уточняющие вопросы.
- Интерпретационные (объясняющие) вопросы;
- Творческие вопросы.
- Оценочные вопросы;
- Практические вопросы.
В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно.
- «Толстые и тонкие вопросы» - тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т.д. «Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.
Приемы критического мышления на стадии «рефлексия»:
- «Эссе» - это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой;
- «Бортовой журнал» - прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему. Прием охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией;
- «Письмо по кругу» - предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу;
- «Перепутанные логические цепочки»- учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
- «Синквейн» - слово "синквейн" происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:
- Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).
- Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).
- Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).
- Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
- Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы.
- «Шесть шляп мышления» - учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп разного цвета. Учащимся предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
- стратегия - синяя шляпа;
- аналитика - белая шляпа;
- творчество - зеленая шляпа;
- эмоции - красная шляпа;
- критика - черная шляпа;
- оптимизм- желтая шляпа.
Другим важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков письма. Учеников следует учить учиться писать не только грамотно с точки зрения правил орфографии и пунктуации, но и креативно и логично, т.е обладать умением строить аргументированные высказывания, сочинения и эссе. Для этого на уроках русского языка в системе можно использовать следующие методы: мозговой штурм, изобретение по аналогии, постановка проблемного вопроса (создание проблемных ситуаций), визуализации, построение ассоциативных связей.
Использование данных методы - это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приёмы помогают раскрепостить обучающихся, раскрыть их творческий внутренний потенциал.
Следует отметить, что формирование функциональной грамотности требует системного подхода к обучению. Учителя должны создавать интересные и задачные уроки, активно включать учеников в дискуссии и дебаты, стимулировать креативное мышление и развивать умение аргументировать свою точку зрения. Для этого в этапы урока должны обязательно быть вкачены задания, при выполнении которых нельзя давать однозначные ответы, те которые требуют рассуждения, аргументации на предложенную тему. Такие формы работ помогает пополнять накопленные знания учащихся и достигать определённых целей и задач урока.
Важно учитывать и индивидуальные особенности учеников. Некоторым может потребоваться дополнительная поддержка в развитии грамотности, в то время как другие могут быстро продвигаться вперед. Дифференцированный подход к обучению позволяет учителям эффективно работать с разнообразными учебными потребностями.
В заключение, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах является важной задачей образования. Оно помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности. Учителя, родители и общество в целом должны совместными усилиями способствовать развитию функциональной грамотности у молодого поколения, чтобы они могли стать успешными и грамотными гражданами.
Литература
- Журнал «Методический вестник» выпуск №1 февраль 2022г. Статья «Функциональная грамотность современный вызов для образования».
- Из опыта работы учителя русского языка и литературы Ефименко Натальи Ивановны. Статья «Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-primenenie-priemov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2587960.html
- Практикум «Составление заданий по формированию читательской грамотности» http://uo-mr-pechora.com.ru/wp-content/uploads/2023/02/7-1.pdf