Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5–11-х классах

Разделы: Русский язык, Литература

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Русский язык - неотъемлемая часть культуры и национальной идентичности. Умение владеть им на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов - лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.

Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков читательской деятельности. Читательская деятельность - самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который формируется уже в начальные годы обучения ребенка и способствует развитию читательской грамотности, которая предполагает сформированность следующих компетенций:

  • умение находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  • использовать информацию текста.

Внимательно рассмотрим отдельно каждый аспект.

1. Находить и извлекать информацию предполагает способность:

1.1.Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.3.Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:

2.1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, исследовательность событий и т.п.).

2.2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

2.3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.).

2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

2.6.формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:

3.1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.

3.4.Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4. Использовать информацию из текста:

4.1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.) без привлечения фоновых знаний.

4.2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

4.3. Формулировать на основе, полученной из текста информации собственную гипотезу.

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

На уроках литературы важно развивать ученическую критическую мысль и способность анализа художественных произведений. Ученикам нужно учиться видеть символизм, смысловые и структурные аспекты текста, а также понимать связь между литературными произведениями и историей, обществом и культурой.

Под ученической критической мыслью мы понимаем вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия выводов, интерпретацию полученной информации для обоснованной оценки. Именно потому, что обладатели критического мышления способны быстрее других видеть причинно-следственные связи, подвергать факты сомнению, точно и грамотно формулировать свои суждения и выводы, на уроках необходимо создавать ситуации для формирования РКМ (развития критического мышления).

Критическое мышление - это один из видов творческой интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Технология развития критического мышления является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников. Основа данной технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

  • Первая стадия (фаза) - вызов. Задача этой фазы и деятельность учителя не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.
  • Второй этап - «осмысление» - содержательный, в ходе которого и происходит непосредственная работа ученика с текстом, информацией, при этом работа, направлена на осмысление изучаемого объекта.
  • Третий этап - «рефлексия» - размышления. Роль данного этапа сводится к анализу того, удалось ли обучающимся достичь поставленных целей.

Приемы критического мышления на стадии «вызов»:

  • «Кластер» - систематизация имеющихся знаний (можно применять на любом этапе урока;
  • «Корзина идей» - что предстоит узнать, изучить и т.п.;
  • «Верные неверные ответы, утверждения»- можно провести в виде игрового момента;
  • «Дерево предсказаний» - предоставление обучающимися альтернативных идей для определения целей и задач урока;
  • «Лови ошибку» - намеренное предоставление учащимся ошибок, с целью неточностей, корректировки допущенных ошибок при ранее выполненных заданий;
  • «Мозговая атака» - групповое творческое решение проблем, создание бака идей;
  • «Ключевые слова» - прием на стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить, позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу;

Рабочие приемы критического мышления на стадии «вызов»:

  • "Рыбий скелет" или "Фишбоун"- суть метода - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы;
  • «Вопросы автору» - методика позволяет развивать способность читателя, слушателя вести постоянный диалог с автором, что делает процесс восприятия - чтения активным и вдумчивым. Использовать данную методику лучше всего при работе над проблемным текстом, вызывающим вопросы, включающим некоторые недостаточно развернутые положения, нуждающиеся в дополнительных пояснениях;
  • «Взаимоопрос» - технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного;
  • «Сводная таблица» - технология развития критического мышления заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.
  • «Вопросительные слова»- эта стратегия используется тогда, когда учащиеся уже имеют некоторые сведения по теме, когда они могут воссоздать несколько базовых понятий на основе материала. «Вопросительные слова» помогают им создать «поле интереса»;
  • «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») - шесть лепестков - шесть типов вопросов:
    1. Простые вопросы;
    2. Уточняющие вопросы.
    3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы;
    4. Творческие вопросы.
    5. Оценочные вопросы;
    6. Практические вопросы.

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно.

  • «Толстые и тонкие вопросы» - тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т.д. «Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.

Приемы критического мышления на стадии «рефлексия»:

  • «Эссе» - это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой;
  • «Бортовой журнал» - прием «Бортовой журнал» позволяет не только получить адекватную картину степени усвоения учениками материала, но и помогает ученикам развивать умение фиксировать информацию, используя графические способы, научиться оценивать свои сильные и слабые стороны, дает возможность наглядно представить заданную проблему. Прием охватывает все этапы урока, начиная от стадии вызова и заканчивая рефлексией;
  • «Письмо по кругу» - предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу;
  • «Перепутанные логические цепочки»- учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные. Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки. Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.
  • «Синквейн» - слово "синквейн" происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн - это стихотворение, из 5 строк, где:
    • Первая строка. 1 слово - понятие или тема (существительное).
    • Вторая строка. 2 слова - описание этого понятия (прилагательные).
    • Третья строка. 3 слова - действия (глаголы).
    • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
    • Пятая строка. 1 слово - синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна - это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы.

  • «Шесть шляп мышления» - учащиеся делятся на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп разного цвета. Учащимся предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
    • стратегия - синяя шляпа;
    • аналитика - белая шляпа;
    • творчество - зеленая шляпа;
    • эмоции - красная шляпа;
    • критика - черная шляпа;
    • оптимизм- желтая шляпа.

Другим важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков письма. Учеников следует учить учиться писать не только грамотно с точки зрения правил орфографии и пунктуации, но и креативно и логично, т.е обладать умением строить аргументированные высказывания, сочинения и эссе. Для этого на уроках русского языка в системе можно использовать следующие методы: мозговой штурм, изобретение по аналогии, постановка проблемного вопроса (создание проблемных ситуаций), визуализации, построение ассоциативных связей.

Использование данных методы - это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приёмы помогают раскрепостить обучающихся, раскрыть их творческий внутренний потенциал.

Следует отметить, что формирование функциональной грамотности требует системного подхода к обучению. Учителя должны создавать интересные и задачные уроки, активно включать учеников в дискуссии и дебаты, стимулировать креативное мышление и развивать умение аргументировать свою точку зрения. Для этого в этапы урока должны обязательно быть вкачены задания, при выполнении которых нельзя давать однозначные ответы, те которые требуют рассуждения, аргументации на предложенную тему. Такие формы работ помогает пополнять накопленные знания учащихся и достигать определённых целей и задач урока.

Важно учитывать и индивидуальные особенности учеников. Некоторым может потребоваться дополнительная поддержка в развитии грамотности, в то время как другие могут быстро продвигаться вперед. Дифференцированный подход к обучению позволяет учителям эффективно работать с разнообразными учебными потребностями.

В заключение, формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах является важной задачей образования. Оно помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности. Учителя, родители и общество в целом должны совместными усилиями способствовать развитию функциональной грамотности у молодого поколения, чтобы они могли стать успешными и грамотными гражданами.

Литература

  1. Журнал «Методический вестник» выпуск №1 февраль 2022г. Статья «Функциональная грамотность современный вызов для образования».
  2. Из опыта работы учителя русского языка и литературы Ефименко Натальи Ивановны. Статья «Применение приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-primenenie-priemov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-mishleniya-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-2587960.html
  3. Практикум «Составление заданий по формированию читательской грамотности» http://uo-mr-pechora.com.ru/wp-content/uploads/2023/02/7-1.pdf