ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся, полученные на уроках и при самостоятельном изучении легенд и мифов.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1) рабочие места для 6 команд;
2) 6 эмблем ("кифар") разных цветов;
3) выставка книг по теме;
4) выставка рисунков, фотографий скульптур древнегреческих богов (в ходе игры учитель показывает их изображения);
5) на доске 6 слов из 6 букв каждое;
МЕГАРА, МОЛАРХ, ГЕРМЕС, КЕРБЕР, ГЕРИОН, ДИОМЕД (каждая буква в слове закрыта эмблемой определённого цвета);
6) под каждой буквой карточка такого же цвета с вопросом;
7) игровой столик с двумя кубиками: один - шестицветный, другой - с точками.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Класс делится на 6 команд, каждая команда избирает капитана, выбирает себе цвет (зелёный, красный, голубой, фиолетовый, жёлтый, малиновый), делает эмблему в виде кифары своего цвета.
2. Каждая команда изучает легенды и мифы Древней Греции по книгам:
- Н.А.Кун. "Легенды и мифы Древней Греции"
- А.И.Немировский. "Мифы и легенды Древней Греции";
- Л.Успенский. "Двенадцать подвигов Геракла", собирает репродукции картин художников на сюжеты античной мифологии.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИГРЫ
1. Вступительное слово учителя
Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то!
Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам:
Каждый, рождённый при жизни, быть может и смелым, и трусом,
Зло от добра отличить научиться должны мы сызмала
Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев:
Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.
В жизни и вы поплывёте, как плыли в морях аргонавты, -
Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели!
Л.Успенский. "Двенадцать подвигов Геракла
Итак, у нас сегодня литературная игра "Легенды и мифы Древней Греции", на которой вы можете показать свои знания древнегреческих легенд, богов, героев. Пусть же попутные ветры несут вас, как аргонавтов, к цели, к победе.
2. Проведение игры
Выходит участник из команды, бросает шестицветный кубик, команда будет отвечать на вопрос того цвета, который выпал. Бросает кубик с точками - будет отвечать на тот вопрос, который выпал, (например, красный - третий). Если ответит, то будет открыта эта буква, а листочек с ответом - это одно очко- останется в команде и т.д. За дополнения учитель даёт цветные квадратики того же цвета.
Для усиления эмоционального восприятия некоторые сцены (где указаны страницы) выразительно прочитываются учащимися данной команды.
3. Подведение итогов
Итоги подводятся по наличию очков - цветных полосок с вопросами, на которые ответила команда, и по наличию дополнительных очков - цветных квадратиков. Команда получает "5", если у неё 6 и более цветных полосок, "4" - если 5 полосок, «3» - если 4 полоски, команда проиграла - если З и меньше полосок.
4. Заключительное слово учителя
Мы изучили с вами замечательные легенды Древней Греции. Но много интересного хранят и мифы древних славян, древних индийцев, скандинавов и других народов. С ними мы познакомимся на следующих уроках.
Время бежит и бежит.
Над землёю проносятся годы.
Слава людей увядает,
Но слава народов - бессмертна.
Л. Успенский
ВОПРОСЫ - ЗАДАНИЯ
МЕГАРА - зелёный
- Греческий герой Троянской войны, которого мать спрятала во дворце, обрядив в женские одежды.
- Греческий бог растительности, покровитель виноградарства.
- Кто учредил Олимпийские игры и почему ? Что вы знаете о них?
- К каким хитростям пришлось прибегнуть Гераклу, чтобы победить лернейскую гидру?
- Как Геракл перехитрил Атласа, желавшего освободиться от своего тяжёлого труда?
- Кто такая Мегара?
МОЛАРХ - красный
- Греческая богиня мудрости и справедливой войны.
- Греческий герой, который разрешил спор трёх богинь о красоте, заслужил при этом покровительство одной из них и навлёк на себя гнев Афины и Геры. Как звали героя? Кому он отдал яблоко?
- Расскажите, как Геракл убил своих детей.
- Кто открыл Гераклу тайну пути в чудесный сад Гесперид за золотыми яблоками?
- Кто и как помог Гераклу поймать стимфалийских птиц?
- Кто такой Моларх? Какой подвиг совершил Геракл, встречаясь с ним?
ГЕРМЕС - голубой
- Священная гора древних греков в северной Фессалии, считающаяся местопребыванием богов.
- Греческий великан, охотник, которого после его смерти боги превратили в созвездие, находящееся рядом с созвездием Плеяд. Орион.
- Какой первый подвиг совершил Геракл, будучи ещё младенцем в колыбели?
- Кто такие амазонки ? Когда с ними встречается Геракл?
- Почему сильный и могучий Геракл служил слабому и трусливому Эврисфею?
- Какой подвиг совершил Геракл, встречаясь с Гермесом?
КЕРБЕР - фиолетовый
- Греческий великан, черпавший силы, соприкасаясь с матерью Землёй, которого победил Геракл.
- Греческая богиня победы.
- Расскажите, как трудно было маленькому Гераклу управлять своей исполинской силой.
- Что очень хотела иметь дочь Эврисфея Адмета?
- Расскажите о смерти Геракла
- Кто такой Кербер ? Какой подвиг совершил Геракл, встречаясь с ним?
ГЕРИОН - жёлтый
- Греческие божества, дети Урана и Геи, восставшие против богов-олимпийцев после свержения Кроноса Зевсом.
- Дочь критского царя, спасшая с помощью клубка нитей и кинжала Тесея, обречённого на съедение Минотавру.
- Что должен был сделать Геракл, пока Атлас ходил за тремя золотыми яблоками?
- Что представляли собой стимфалийские птицы?
- Кто помог Гераклу поймать керинейскую лань?
- Кто такой Герион? Когда с ним встречался Геракл, совершая свои подвиги?
ДИОМЕД - малиновый
- Верховный греческий бог.
- Греческая богиня утренней зари, возвещавшая появление своего брата Гелиоса.
- Расскажите о рождении Геракла.
- Как Гераклу удалось убить немейского льва?
- Как Геракл очистил Авгиевы конюшни в один день?
- Кто такой Диомед? Какой подвиг совершал Геракл, встречаясь с ним?