Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по теме «Сказка нас в гости зовет!» предназначена для учащихся 1-2 классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению.
Цель: Прививать интерес и любовь к книге и чтению через знакомство с народными и авторскими сказками.
Задачи:
- Приобщать учащихся к устному народному творчеству.
- Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через активное участие в игровом процессе.
- Развивать воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.
- Развивать интуицию, эрудицию, смекалку и находчивость.
- Формировать навыки командной работы.
- Воспитывать взаимоуважение между учащимися.
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» пробуждает в детях интерес к книге и чтению, расширяет их литературный кругозор, содействует развитию внимания, мышления, речи, памяти.
Участие школьников в игре способствует их интеллектуальному развитию, углублению усвоенных ранее знаний, помогает им самоутвердиться, развивает настойчивость, стремление к успеху.
Звучит фонограмма песни «Добрые сказки» (муз.А.Ермолова, сл.М.Заготы).
Команды занимают места за игровыми столами.
Ведущий:
Добрый и ясный.
Самый прекрасный
Мир, где живут без забот.
Солнечным светом
Сердце согрето -
Сказка нас в гости зовет.В мир прекрасный
Без исключений
Двери открыты для всех.
Если сумеешь -
В сказку поверишь,
Ждут тебя радость и смех.
М.Загота «Добрые сказки»
Самая первая и самая любимая книга, которую вы услышали от мам и пап, бабушек и дедушек была книга сказок.
Сказки помогают нам отличить добро от зла, учат быть честными, добрыми, думать не только о себе, но и о тех, кто с вами рядом, уважать старших, не обижать маленьких.
Мир сказки - особенный мир со своими законами, чудесами, загадками, обаянием, юмором, своей философией. Нет человека, который бы не любил сказки!
Сказка питает ум, учит мыслить, развивает воображение и облагораживает чувства.
Так давайте же отправимся путешествовать в эту прекрасную волшебную страну - Страну сказок!
Итак, мы начинаем игру!
Звучит фонограмма музыкальной заставки телевизионной игры «Что? Где? Когда?»
Ведущий представляет команды-участницы, объясняет правила игры и проводит жеребьевку.
Вопросы игры:
1. Кто автор сказки с таким сюжетом?
«Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». (Г.Х.Андерсен, «Гадкий утенок»)
2. Какие слова нужно было сказать, чтобы цветик-семицветик исполнил желание?
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!»
(В.Катаев, «Цветик-семицветик»)
3. Где жил старик со своею старухой из сказки А.С.Пушкина?
(Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
«Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Вспомните название сказочной повести.
«Он тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человек». (А.Линдгрен, «Малыш и Карлсон»)
5. Назовите сказку!
«Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Он поклонился публике и сказал грустно: «Здравствуйте, сейчас мы разыграем перед вами комедию под названием «Девочка с голубыми волосами, или 33 подзатыльника».
(А.Н.Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
6. В какой сказке случилось такое?
«Не лютый зверь умчал ее в дремучий лес, и не хищная птица унесла к синему морю, а когда побежала она за подружками и вскочила в огонь, вдруг потянулась она вверх легким паром, свилась в тонкое облачко…»
(Русская народная сказка «Снегурочка»)
7. О ком идет речь?
«Днем она каталась на лодочке из лепестка тюльпана, тарелка воды ей заменяла озеро. Что может быть прекрасней!»
(Дюймовочка из одноименной сказки Г.Х.Андерсена)
8. Какому сказочному герою принадлежат эти слова?
«Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку!»
(Золотой петушок. А.С.Пушкин «Сказка о Золотом петушке»)
9. Чьи это слова?
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!» (Муха-Цокотуха. К.Чуковский «Муха-цокотуха»)
10. Кто из сказочных героев говорит:
«Не горюй, хозяин, - сказал он важно и серьезно, - ты мне лучше дай мешок да пару сапог, чтобы удобнее было ходить по кустарникам».
(Кот в сапогах. Ш.Перро «Кот в сапогах»)
11. Кто рассказывает о себе?
«Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!»
(Почтальон Печкин. Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
12. Какие сказки перепутались?
Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»
«Да, - промолвил медный таз, -
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты».
(К.И.Чуковский «Мойдодыр» и «Федорино горе»)
13. И в этом отрывке произошла путаница:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Чудо-юдо Рыба-кит
Громким голосом кричит,
Рот широкий отворяя,
Плесом волны разбивая:
«Чем вам, други, услужить?
Чем за службу наградить?
(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
П.П.Ершов «Конек-горбунок»)
14. Отгадайте загадку про сказку!
Холодной зимою из теплого дома
Мачеха дочь нелюбимую шлет
В лес за цветами, что только весною
Средь снега головку покажут свою.
Девочка в лес на полянку пришла
И видит: мужчины сидят вкруг костра.
Все возрастов разных, красивы с лица,
Встречают радушно, и речь их ясна.
Все могут они: и снега растопить,
И девочке доброй цветы подарить.
(«Двенадцать месяцев», С.Я.Маршак)
15. О ком эта загадка?
Зайку выгнала из дома
И сидела на печи.
Лапки грела, песни пела,
С чаем ела калачи.
(Лиса из русской народной сказки «Заюшкина избушка»)
16. Демонстрируется иллюстрация к сказке «Три поросенка».
Домик какого героя сказки изображен на этой иллюстрации?
(Наф-Нафа из сказки «Три поросенка»)
17. Демонстрируется иллюстрация к сказке «Приключения Мюнхаузена» Э.Распе.
Рассмотрите иллюстрацию и назовите сказку, которую прочитал художник.
(«Приключения Мюнхаузена». Э.Распе)
18. «Черный ящик».
В этом ящике лежит подарок покойной матери Василисе Прекрасной, с помощью которого она (Василиса Прекрасная) смогла добыть огонь у Бабы Яги и вернуться в родной дом. (Куколка)
19. Прослушайте фонограмму и назовите героя, который поет эту песню.
(«Колыбельная медведицы» (муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Яковлева) из мультфильма «Умка»)
20. Сложите из отдельных слов пословицу и скажите, из какой она сказки.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
(«Сказка о золотом петушке». А.С.Пушкин)
Команда, первой набравшая по итогам игры 6 баллов, становится победителем.
Всем игрокам команды-победительницы вручаются призы.
Ведущий:
Мы верим в светлые сны, и встретим день
Мы без опаски,
И не страшна нам беда,
Ведь будут с нами всегда
Добрые сказки.
М.Загота «Добрые сказки»
Литература
- журнал «Читаем, учимся, играем». № 1 2004 г. С.М.Дадашева «Любимые герои»
- газета «ПедСовет» № 9 1999 г. Л.Н.Горошилова «Брейн-ринг «Сказки»