Проект. Фольклорный праздник «Русские посиделки»

Разделы: Литература

Ключевые слова: фольклорный праздник


Проект внеурочного мероприятия по литературе

Информационная карта проекта

Сроки проведения: с 1 декабря по 5 декабря.

Цели проекта: формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром.

Задачи проекта

  • познакомить учащихся с жанрами фольклора;
  • воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • формирование потребности в общении с народным творчеством
  • развивать творческое мышление, воображение, письменную и устную речь;
  • прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.
  • Развивать коммуникативные навыки. Формирование навыков успешной адаптации в социуме через организацию социально-значимой деятельности
  • Развивать навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми моральными и нравственными нормами.
    Формировать потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества
    Воспитывать у детей толерантное отношение к людям разного возраста и национальностей.
    Формировать коммуникативные навыки и навыки делового взаимодействия.
    Воспитывать чувство долга, умения взять на себя ответственность за порученное дело.
    Развивать осознание значимости коллективной работы для получения результата

География проекта: Р.П.Кантемировка Воронежской области

Количество участников: 1 автор, 26 учащихся

Проект. Фольклорный праздник «Русские посиделки»

Данный проект ориентирована на духовно-нравственное, и общекультурное развитие личности ребенка.

Учитель опирается на знания, полученные детьми на уроках литературы, углубляя понимание изучаемого материала.

Фольклор оказывает благотворное влияние на общее развитие ученика.

  • Во-первых, он выполняет эстетическую функцию, знакомя с произведениями устного народного творчества;
  • во-вторых познавательную: из разнообразных фольклорных жанров ученик узнает об устройстве мира, отношениях людей и т.д.;
  • в-третьих нравственную, постигает, что такое добро и зло, любовь и ненависть, учатся их различать; в четвертых - коммуникативную: учит общению, простым человеческим отношениям в детском коллективе и с взрослыми.

Фольклор формирует язык. Через сказки, пословицы и поговорки, сказки, былины и другие жанры фольклора ребенок постигает красоту родного языка, учится правильно говорить.

Для осмысленного восприятия информации используются аудио и видео материал, наглядные пособия. Проект предусматривает также знакомство с музыкальным фольклором). Проводится для стимулирования учебно-познавательной деятельности в качестве формы итогового контроля проводится фольклорный праздник «Русские посиделки».

Отличительными особенностями проекта «Русские посиделки» является

  • деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка;
  • принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам (литературы, музыки, русского языка), истории;
  • принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на раскрепощение личности.

Проект «Русские посиделки» разработан для учащихся пятых классов и неразрывно связана с образовательной программой по литературе под редакцией Коровиной В.Я.

Он призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, т.к. именно в школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Цель: общее эстетическое воспитание детей, формирование полноценной, творческой личности с богатым внутренним миром.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жанрами фольклора;воспитывать у ребят чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • формирование потребности в общении с народным творчеством
  • развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
  • прививать интерес к предмету
  • развитие коммуникативных способностей (раскрепощения, свободы общения).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные универсальные учебные действия

«Ученик получит возможность для формирования»

  • готовность и способность к саморазвитию;
  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
  • знание основных моральных норм (взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия

«Ученик получит возможность для формирования»

  • оценивать правильность выполнения работы;
  • вносить необходимые коррективы;
  • уметь планировать работу и определять последовательность действий.
  • активизация сил и энергии к волевое усилие.

Познавательные универсальные учебные действия

«Ученик получит возможность для формирования»

  • самостоятельно включаться в творческую деятельность
  • осуществлять выбор вид деятельности в зависимости от цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия

«Ученик получит возможность для формирования»

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству.
  • адекватно использовать речевые средства для решения разнообразных коммуникативных задач.

Результаты освоения курса

По окончании учащийся должен знать

  • основные жанры фольклора;
  • иметь представление о мифологическом мировоззрении древних славян;
  • знать героев мифов древних славян; героев сказок
  • знать народные осенние, зимние, весенние и летние приметы; несколько частушек, игр, считалок, загадок, поговорок, пословиц, сказок, принимать участие в проведении народных игр во время праздников и помогать их организации; знать основные понятия темы

Учащийся должен уметь:

  • воспринимать культурные особенности русского народа, различать основные традиции русской культуры
  • анализировать фольклорные тексты, определять поэтические особенности произведений устного народного творчества, выделять сходства и различия жанров, представляющих собой художественную систему; определять основные функции произведений различных жанров;выделять в тексте разные сюжетные линии;

Система оценки планируемых результатов

  • наблюдения педагога за практической работой обучающихся;
  • опросов по изучаемым темам;
  • оценки качества самостоятельно подготовленных кроссвордов;
  • активности участия в празднично-игровых мероприятиях

Формы и методы работы.

Технологии: игровая, коммуникативная, ИКТ, проектная, здоровьесберегающая.

Методы: сотрудничества, работа по алгоритму.

Формы занятий: индивидуальная, групповая, творческие работы.

На занятиях используются следующие формы работы:

  • эврестическая беседа; индивидуальная, групповая, коллективная исследовательская деятельность;
  • выразительное чение; театрализация
  • артикуляционные разминки;
  • конкурсы;
  • мини-концерты;

В основу занятий были положены:

  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип научности;
  • принцип наглядности;
  • принцип творческой активности;
  • принцип индивидуального подхода.

Доминантным методом будет исследовательский, включены игровые методы.

Постановка музыкально-театральных номеров, инсценировка эпизодов из фольклорных произведений, - все это направлено на приобщение детей к искусству и творческому мастерству.

Продвигаясь от простого к сложному учащиеся приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Проект отражает необходимую информацию по теме.

Список литературы

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Пособие для учителя. - М., 1957.
  2. Жили-были…: Произведения устного народного творчества для детей / сост., предисл. и коммент. В.Калугина. - М., 1988.
  3. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М., 1981.