Цели изучения, достигаемые в рамках данного урока: познакомить учащихся с рассказом С.В.Лукьяненко «Мой папа-антибиотик»; показать развитие традиций русской классической литературы в изображении проблемы взаимоотношения «отцов» и «детей» в современной русской литературе; научить выделять круг проблем, поднятых писателем в рассказах; воспитать у учащихся уважительные отношения в семье, способность понимать себя и окружающий мир.
Оборудование мультимедийная презентация, текст рассказа.
Структура занятия
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний
- Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
- Работа над темой урока
- Рефлексия. Подведение итогов урока
- Домашнее задание
Без хороших отцов нет хорошего воспитания…
Н.М. Карамзин
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Все мы живем на одной планете и, как мы часто любим говорить, составляем одну большую дружную семью. Все мы - дети разных эпох. Каждый человек имеет свой взгляд на вещи. У людей одного времени взгляды в чем-то схожи, чего обычно нельзя сказать о взглядах представителей разных поколений. Поэтому неизбежно столкновение различных точек зрения.
- В каких произведениях звучит проблема взаимоотношений старшего и младшего поколений? (Д.И.Фонвизин «Недоросль», А.С.Грибоедов «Горе от ума», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», И.С.Тургенев «Отцы и дети», Л.Н.Толстой «Война и мир» и другие)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
1. Вступительное слово учителя. Взаимоотношения «отцов» и «детей» - это очень сложная проблема, существующая во все времена и широко представленная во многих произведениях русской литературы. Трудности не возникают внезапно, они являются следствием равнодушного, невнимательного и неуважительного отношения родителей к детям. Произведения русской классической литературы позволяют нам увидеть ошибки взрослых, допущенные при воспитании детей, и последствия этих ошибок, а также показывают примеры истинного, духовно-нравственного воспитания детей и семейной гармонии. Сегодня мы с вами знакомимся произведением современного русского писателя-фантаста С.В.Лукьяненко «Мой папа - антибиотик» и попробуем разобраться
IV. Работа с текстом, ответы на вопросы
1. Лекция учителя (или рассказ подготовленного ученика) (Приложение 1)
Во многих произведениях С.Лукьяненко героями становятся дети подросткового возраста, как правило, мальчики. С чем это связано по-вашему? (они вынуждены спасать мир). Обратимся к началу повести.
2. Комментированное чтение начало повести «Мой папа - антибиотик»
«Сквозь сон я услышал тихий гул снижающегося флаера. …Окно в сад было открыто, а посадочная площадка у нас совсем рядом с домом. Папа давно уже грозится перетащить керамические плитки, из которых выложен пятиметровый посадочный круг, подальше в сад. Но делать этого, наверное, не собирается. Если уж ему понадобится сесть бесшумно, то он приземлится с отключенными двигателями. Этого делать нельзя, слишком опасно, но папа на такие мелочи не обращает внимания. Дело в том, что мой папа - антибиотик. Отцовская рука взъерошила мне волосы. Я уставился в темноту, пытаясь разглядеть хоть что-нибудь. Ну конечно, папа вошел в дом, не зажигая света. Папа, улыбаясь, смотрел на меня. Он был в десантном спецкостюме.
- Ты прямо с космодрома? - спросил я, с восхищением глядя на отца. Как обидно, что сейчас ночь и никто из одноклассников его не видит...».
3. Аналитическая беседа
- Что обозначает слово антибиотик?
(АНТИБИОТИК - лекарственный препарат широкого спектра действия, обладающий антибактериальной активностью. Лекарство для борьбы с бактериями и вирусами).
- Какая профессия у отца Алика Бориса? (Я защищаю Землю, это мой долг). Чем интересны размышления Алика о том, каким должен быть настоящий дом?
(Некрашеные деревянные ступени приятно холодили ноги. Не мертвой стылостью металла, не равнодушным ледяным ознобом камня, - а живой, ласковой прохладой дерева. По-моему, настоящий дом обязательно должен быть деревянным. Иначе это - не дом, а крепость. Укрытие от непогоды...).
- Почему отец мальчика продолжает служить в Десантном корпусе, даже после ухода жены?
(Обсудите это с партнером по лицу в течение 30 секунд. Через 30 секунд тот, кто слушал, делится своим мнением. (Проговаривают свои идеи)
- Отец всегда дарил своему сыну необычные подарки. В чем их особенность?
(поющий кристалл, лотанские зеркала, рэтские скульптурки). И пистолет, который не стреляет!) Как автор пишет о том, что это не игрушка?
- Какой подарок ждал Алика на этот раз?
(браслет с кнопками, который отец прихватил с собой в качестве сувенира с планеты Туан, но он не знал секрета этого сувенира, не знал, что это опознавательный знак мятежников, мина с часовым механизмом, предназначенная для взрыва, который должен произойти через сутки, это смертоносное орудие террориста).
- Как этот подарок связан с Арнисом? Какие чувства испытывает Алик, узнав о гибели мальчика?
(высказывания учащихся).
- Какое чудо спасло мальчика?
(Расторопность отца, вовремя смогли избавиться от браслета, хотя с тяжелыми последствиями).
- Каковы отношения отца и сына?
(добрые, доверительные отношения, сын беспокоится об отце, отец заботлив. «Я снова посмотрел на отца с восхищением.И мой папа был там. Спасал людей. Лечил болезнь под названием "Мятеж". Если папа делал какую-нибудь ошибку, то я замечал это сразу. Мы очень хорошо понимаем друг друга» «- Руку, - скомандовал папа. И я послушно положил руку на бортик кабины. Папа сел рядом, всем телом прижимая меня к спинке сиденья. Взял меня за руку - мои пальцы утонули в папиной ладони. Она была очень холодной. И твердой, как ткань защитного комбинезона.
- Не бойся, - сказал папа. - И лучше не смотри. Отвернись». Отец совершает главный поступок - спасает сына от смерти).
- Обратимся к эпиграфу: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания». Как он соотносится с проблемой рассказа?
(родительская любовь является величайшим и незаменимым источником духовного развития ребенка. Отец помогает Алику стать настоящим человеком. Мальчик восхищается поступками отца, его здоровым образом жизни, достойной профессией. С такого отца можно брать пример, он даст сыну только хорошее воспитание.).
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Какие традиции русской классической литературы продолжает С.В.Лукьяненко в изображении извечной проблемы «отцов и детей»?
(ответы детей)
Слово учителя. В рассказе «Мой папа - антибиотик» С.Лукьяненко рассматривает не только проблему «отцов и детей», но и другие: дети и война, как соотнести добро и зло, какие поступки считать нравственными. И всегда ли человек, совершающий не совсем правильный поступок, - антигерой? Ответы на эти вопросы и пытается найти С.Лукьяненко в своих рассказах.
VI. Домашнее задание
Создание буктрейлеров по рассказам С.Лукьяненко. (работа групповая)
Методические рекомендации. Данный урок можно проводить в 7-, 9-, 11-x классах. Однако следует учесть, что в зависимости от класса, материал можно расширять, рассматривать не одну проблему, а несколько.