Роль несловесных средств выразительности в художественном тексте

Разделы: Литература


В процессе общения между людьми идет постоянный обмен информацией и активный процесс восприятия сигналов собеседников. Мы редко выделяем только один канал общения, информация поступает через органы слуха, зрения, осязания и т.д. одновременно. Невербальные средства общения воспринимаются комплексно как по отношению друг к другу, так и по отношению к вербальным средствам общения. При этом понятно, что языковое общение не происходит в вакууме, а участники коммуникации подвержены влиянию всех обстоятельств, включаемых в ситуацию общения. Процесс коммуникации происходит всегда в конкретной ситуации, содержащей множество факторов. Каждый знак должен рассматриваться в контексте, поскольку знак - это квант, элемент, который ведет к созданию целого. При взгляде на человека мимика, жестикуляция, телосложение, поза воспринимаются последовательно, но настолько быстро, что человек не разделяет их в сознании, а получает лишь общее впечатление.

Выражение лица собеседника, мимика, передающая внутреннее эмоциональное состояние человека, «прочитывается» тем более уверенно, чем глубже и однозначнее чувства человека (радость, удивление, отчаяние). Такое прочтение усиливает адекватность понимания речи говорящего или реакции слушающего.

При восприятии невербальных знаков необходимо разграничивать неосознанные (те, что не нагружены смыслом самим говорящим) и осознанные. Однако неосознанные знаки часто воспринимаются слушателем как информативные и поддаются в той или иной степени интерпретации.

Главная функция литературы - отображение действительности, потому что литература стремится к наиболее полному описанию действительности: в художественное произведение включаются описания открытий ученых, исторические события, раскрываются жизненные ситуации, рассказывается о высоких идеалах и сомнительных поступках с точки зрения морали.

Литературное произведение не только испытывает влияние реальности, но и сама влияет на нее. Это может происходить с помощью воздействия на читателя через эмоциональную составляющую произведения. С другой стороны, произведение представляет собой законченное целое, можно сказать, что оно образует даже свой собственный мир, в котором живут, дышат, общаются герои. Реальность же только раскрывает особенности существования мира в произведении.

В каждом произведении создается и своя психологическая среда: реакции героя на действия других героев и на повороты сюжета, ответная реакция на аргументацию, то есть формируется уникальный психологический мир, который во многом создается с помощью описаний как вербальной, так и невербальной сторон общений героев.

Любое литературное произведение не представляет собой законченного целого, поскольку каждый читатель расширяет его содержание за счет своего читательского и жизненного опыта, опираясь на собственные ассоциации, на запас впечатлений. Интерпретация художественного замысла обязательно включает исследование описания невербальных средств общений.

Л.Н.Толстой так писал во второй части трилогии «Детство. Отрочество. Юность»: «Кто не замечал тех таинственных бессловесных отношений, проявляющихся в незаметной улыбке, движении или взгляде между людьми, живущими постоянно вместе: братьями, друзьями, мужем и женой, господином и слугой, в особенности когда люди эти не во всем откровенны между собой. Сколько недосказанных желаний, мыслей и страха - быть понятым - выражается в одном случайном взгляде, когда робко и нерешительно встречаются ваши глаза!» [Толстой Л.Н. Отрочество. - Собрание сочинений в двадцати двух томах. - т. 1. - М., 1978. - С. 126]

Получается, что взгляды, движения, улыбки свойственны всем людям независимо от социального положения, соответственно они предстают перед читателями в художественном произведении. Л.Н.Толстой замечает, что взгляды и жесты несут в себе разнообразное содержание и передают самое сокровенное, заветное для человека. Писатель проводит исследования, подмечает малейшие движения человеческой души и выражает свои наблюдения в творчестве, «рисуя» словами увиденное: «Литература - вид искусства, сочетающий в себе изобразительное отражение чувств и мыслей человека» [Кобелева Е.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению. Дис. на соискание …степени кандидата пед. наук. - М., 1997. - С. 25]. Невербальные средства общения зависят от произведения (его тематики, сюжета, характера героев), но и произведение зависит от невербальных средств общения, поскольку невербалика расширяет художественное произведение, вызывает интерес к героям, конкретизирует отдельные элементы сюжета.

По функции в произведении невербальные средства общения схожи с ремаркой, что делает прозаический текст более рельефным, приближает его к видеоряду, характерному для постановки пьесы. Ремарка описывает действие, это замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали. Н.А.Николина пишет, что «традиционная ремарка строится как служебный текст констатирующего характера. В нем не используются ни вопросительные, ни побудительные предложения, ограничено употребление средств выражения авторской модальности и образных средств. В ремарках доминирует настоящее время». [Кобелева Е.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению. Дис. на соискание …степени кандидата пед. наук. - М., 1997. - С. 25] В XX веке авторы расширяют понятие ремарки, и она начинает включать более обширные описания, становясь главным способом авторской характеристики персонажей и авторской оценки. Ремарки могут описывать пространственные перемещения героев относительно друг друга, одежду героев, но зачастую связаны с невербальными средствами общения, поскольку ремарки передают душевное состояние героя или внешний облик через использование невербалики. Например, перед появлением Несчастливцева и Счастливцева в комедии А.Н.Островского «Лес» автор дает следующую ремарку: «С правой стороны из глубины показывается Несчастливцев <…> Он, видимо, утомлен, часто останавливается, вздыхает и бросает мрачные взгляды исподлобья. В то же время с другой стороны показывается Счастливцев<…>глаза быстрые, выражающие и насмешливость и робость в одно и то же время. Утомлен, переводит дух тяжело и смотрит кругом с улыбкой, не то печальной, не то веселой». [Николина Н.А. Ремарки в трагедиях И.Анненского. Цит. по мат. с http://annensky.lib.ru/notes/nikolina.htm] В ремарке дается сравнение двух персонажей, Несчастливцева и Счастливцева, с помощью описания взглядов и мимики. Несчастливцев смотрит исподлобья, глаза Счастливцева не выражают злость или ненависть, а его улыбка немного скрытна и непонятна, хотя наверно можно сказать, что она не передает угрюмое настроение героя. По содержанию ремарки становится понятно, что Несчастливцев удручен, а его жизнь беспокойна, поэтому можно отметить, что во всей комедии он будет говорить грозно, а жизнь его не будет менять к лучшему (это же подтверждается и «говорящей» фамилией).

Ремарки в произведениях А.П.Чехова играют огромную роль: они включаются не столько из-за установки на постановку на сцене, но и рассказывают о психологическом состоянии героев. Ремарка в комедии А.П.Чехова «Чайка»: Нина «Обнимает порывисто Треплева и убегает в стеклянную дверь». [Островский А.Н. Лес. Цит. по мат. с http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0130.shtml] Ремарка передает внутреннее истощение главной героини, ее надлом и надрыв, порывистость в желании стать актрисой, а неустойчивость в желаниях влечет за собой частые сомнения и колебания.

По наблюдениям Т.Г.Ивлевой, в пьесе «Вишневый сад» особое место занимают повторяющиеся ремарки. Например, действия Гаева неоднократно сопровождаются ремаркой про сосание леденцов: «вынимает из кармана коробку с леденцами, сосет» [Чехов А.П. Чайка. - Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - Т. 13 - М., 1978. - С. 59], «кладет в рот леденец» [Чехов А.П. Вишневый сад. - Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - Т. 13 - М., 1978. - С. 205]. «Повторяющийся жест персонажа эксплицирует мироощущение большого ребенка, который так и не стал взрослым, поскольку эту семантику актуализируют и другие авторские замечания» [Чехов А.П. Вишневый сад. - Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - Т. 13 - М., 1978. - С. 205]. Таким образом, один повторяющийся жест рассказывает о развитии персонажа, хотя, конечно, нельзя не заметить, что детскость персонажа подчеркивают и другие жесты: вернувшись с неудачных торгов, Гаев ничего не отвечает на расспросы Раневской, он «только машет рукой» [Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П.Чехова. Цит. по мат. с http://www.my-chekhov.ru/kritika/author/author4-3.shtml]. К Фирсу же - своей вечной няньке - персонаж обращается плача, жалуется по-детски: «Вот возьми… Тут анчоусы, керченские сельди… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!» [Чехов А.П. Вишневый сад. - Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - Т. 13 - М., 1978. - С. 239] Образ персонажа создается через целую систему жестов, описанную в ремарках.

Автор с помощью описания невербальных средств общения героев стремится произвести на читателя наибольшее впечатление, задействовав почти все органы чувств. К невербальному общению можно отнести язык поз и жестов, мимику, язык глаз и визуальное поведение людей, пространство коммуникации, язык касаний и тактильную коммуникацию, запах тела и используемую человеком косметику, слуховое восприятие звуков и аудиальное поведение людей, предметы, которыми люди окружают свой мир, поступки как знаки. Любое из этих явлений может быть описано в художественном произведении, так как литература стремится правдоподобно описать реальность.

Таким образом, невербальные средства общения, хотя и являются часто незаметными, связанными с намеками, занимают важное место в художественном произведении: создают в нем уникальный мир, позволяют лучше понять характер, смысл поступков, слов героев, понять их симпатии и антипатии, отношения с другими персонажами.

Список литературы

  1. Ивлева Т.Г. Автор в драматургии А.П.Чехова. Цит. по мат. с http://www.my-chekhov.ru/kritika/author/author4-3.shtml.
  2. Кобелева Е.А. Формирование коммуникативных умений старшеклассников на материале иллюстраций к литературному произведению. Дис. на соискание …степени кандидата пед. наук. - М., 1997.
  3. Николина Н.А. Ремарки в трагедиях И.Анненского. Цит. по мат. с http://annensky.lib.ru/notes/nikolina.htm.
  4. Островский А.Н. Лес. Цит. по мат. с http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_0130.shtml
  5. Толстой Л.Н. Отрочество. - Собрание сочинений в двадцати двух томах. - т. 1. - М., 1978.
  6. Чехов А.П. Вишневый сад. Чайка. - Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. - Т. 13 - М., 1978.