Формирование читательской компетенции обучающихся в средней и старшей школе

Разделы: Литература

Ключевые слова: читательская компетентность


Современная система образования в условиях внедрения и реализации ФГОС уделяет внимание не только освоению предметных знаний и умений отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий, которые представляют собой результат образовательного процесса и условия усвоения знаний, умений и компетентностей. Одно из этих универсальных учебных действий - чтение. Оно развивает ребёнка эмоционально-нравственно и интеллектуально.

Цели изучения литературы:

  • приобщение обучающихся к богатствам русского языка, русской и мировой литературы;
  • развитие способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни;
  • формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской и идейно-нравственной позиции детей.

Педагоги-литераторы в последнее время отмечают падение интереса к книге, а также связанное с этим понижение уровня восприятия текста, слабое владение техникой чтения, низкий уровень речевой грамотности, что, в свою очередь, сказывается на общем уровне коммуникативно-речевой культуры.

Сформировать коммуникативно-компетентностную личность, успешно взаимодействующую с другими людьми, призвана художественная литература, её изучение на уроках.

Чтение художественной литературы развивает воображение детей, учит их сопереживанию, рождает мысли и чувства, указывает им верные жизненные ориентиры, формирует моральные ценности, а также обогащает речь и воспитывает чувство языка. Результат развивающего чтения - сформированная читательская компетенция, т.е. совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих обучающемуся отбирать, понимать, интерпретировать текст, извлекать из него смысл, давать оценку прочитанному, вступать в диалог с автором произведения - так определяют читательскую компетенцию новые ФГОС.

Какими же методами и приёмами, повышающими читательскую компетентность, необходимо пользоваться учителю на уроках литературы? Многие из них традиционны, но на современном уроке они используются в сочетании с информационно-коммуникативными технологиями, использование которых стало важным подспорьем для осуществления различных подходов к изучению текста. Для лучшего восприятия произведения на уроке используются и другие виды искусства: живопись, музыка, экранизация и драматические постановки различных художественных текстов.

Для подготовки к урокам и учителю, и обучающимся нужно пользоваться возможностями библиотек, вести дискуссионные диалоги, делать обзоры книжных новинок, проводить литературные игры, встречи с писателями, в том числе и виртуальные, устраивать книжные выставки и информационно - экскурсионные программы.

Немаловажная роль отводится участию родителей во внеклассных мероприятиях, в возрождении традиций семейного чтения. Электронные книги могут оказать учителю неоценимую услугу в приобщении обучающихся к чтению. Чтобы оно стало основным видом учебной деятельности, у детей должны быть сформированы следующие умения, необходимые для полноценной работы с текстами:

  • умение находить информацию и формулировать непосредственные простые выводы;
  • умение интерпретировать, обобщать и оценивать содержание текста; устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.

Для воспитания грамотного читателя, владеющего образным мышлением и воображением, можно использовать такие способы:

А) Эмоциональное восприятие - самый важный этап в работе с текстом, т.к. нужно зафиксировать первичное восприятие, чтобы потом соотнести его с новым пониманием произведения, которое появится после анализа.

Б) Структурно-содержательный анализ текста. Он возможен при овладении «инструментом анализа», то есть теоретико-литературоведческими понятиями:

  • тема и идея, сюжет и композиция, характеры и система образов;
  • художественная речь как способ выражения замысла писателя;
  • жанровое и видовое своеобразие произведения (например, отличие романа от романа-эпопеи);
  • категория автора-повествователя и рассказчика (например, А.С.Пушкин и И.П.Белкин);
  • эстетическая позиция писателя;
  • герои произведения и его отражения (например, герои-двойники в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»);
  • сопоставительный анализ мнений критиков об одном и том же произведении;
  • проблемные вопросы, выходящие за рамки анализа содержания, связанные с личным опытом школьника, затрагивающие его мировоззрение;
  • вопросы культурологического характера.

Ограничимся далеко не полным перечнем того круга вопросов, которые необходимо решить при анализе художественного текста. Все знания и умения обучающегося самоценны не сами по себе, а только тогда, когда они работают на достижение более высокой цели - научного синтеза, т.е. когда ребёнок способен вступить в диалог с текстом и его творцом как носителем идеи, становится соавтором.

Чтение, считал литературовед и педагог В.Ф.Асмус, - это труд и творчество, поэтому нужно помнить, что знание нельзя давать в готовой форме. Только при соблюдении этого условия чтение развивает личность, работает на формирование читательской культуры.

Интерес обучающихся на уроке вызывают ролевые игры, например: «я писатель», или «я читатель (критик, исследователь, экскурсовод и т.п.)». Игра «я критик» направлена на анализ художественного произведения. Обучающиеся берут интервью у писателя или литературного героя, анализируется текст, организуется дискуссия критиков по одному и тому же произведению (например, по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). За круглый стол можно пригласить «поэтов», которые создали произведения на одну и ту же тему (например, стихи о природе С.Есенина и Н.Рубцова).

Ролевая игра «я писатель» помогает овладеть навыками написания сочинений, одной из самых сложных форм работы. Можно, например, предложить ребятам анонсировать книгу.

Игра «я экскурсовод» больше всего нравится детям. Они создают презентации, отбирают текстовый материал, создают, например, виртуальные прогулки по Петербургу вместе с Н.В.Гоголем, А.С.Пушкиным, Ф.М.Достоевским.

Также при помощи ИКТ обучающиеся старших классов делают буктрейлеры и демонстрируют их на уроках.

Повышению читательской компетенции способствуют нестандартные формы уроков: урок - путешествие, пресс-конференция, проект, дискуссия, литературная игра, интегрированный урок и т.п. Они направлены на активное сотворчество, помогают представить литературное произведение как единую художественную систему. На уроке происходит обучение осмысленному чтению, эмоционально-образному и аналитическому восприятию произведения, формирование общей культуры ученика, грамотности, умению общаться.

Предметом читательской компетенции обучающихся являются такие умения:

  • умение понимать слово, текст, язык искусства;
  • умение читать текст и понимать написанное;
  • умение вступать в диалог и задавать вопросы;
  • умение определять авторскую позицию, а также формулировать и высказывать собственную;
  • умение организовать монолог и диалог;
  • умение употреблять языковые и литературоведческие термины;
  • умение определять функциональное назначение художественных средств.

Ученики 5-9 классов учатся читать, делать теоретические обобщения о характерах действующих лиц, окружающей обстановке, выполнять устные и письменные работы, наблюдать, как построены тексты, делать словесное рисование, работать над выразительностью пересказа, составлять собственные сказки, рассказы, поэтические строки, инсценировки. Всё это формирует у обучающихся читательскую компетенцию.

Не менее важны словарная работа, умение делать выводы из текста, проведение викторин. Эти действия помогают выявить проблему в понимании художественного слова. Постановка проблемного вопроса на уроке литературы - также необходимое средство формирования читательской компетенции. Умение задавать важные вопросы и выделять в тексте главную информацию - отличительная черта аналитически мыслящего читателя.

Работа с поэтическим произведением на уроках литературы основывается на принципе: от слова - к мысли и чувству, от формы - к содержанию.

Анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания. Учителю необходимо добиваться от обучающихся выразительного чтения стихотворений, тогда их заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение - грамотным.

Этапы работы над выразительным чтением:

  • чтение стихотворения учителем (аудиозапись актёрского чтения);
  • перечитывание учениками стихотворения (сначала про себя, затем вслух);
  • словарная работа;
  • определение смысловых частей (композиция текста);
  • наблюдение над ритмом, строфикой текста, интонацией;
  • наблюдение над поэтическим синтаксисом;
  • постановка логических пауз и ударений;
  • наблюдение над звукописью;
  • способы рифмовки, выделение рифм голосом;
  • заучивание стихотворения наизусть (домашнее задание).

Конкурс чтецов на лучшее исполнение заданного стихотворения - эффективный прием активизации мышления учащихся.

В 5-9 классах необходимо в начале урока проводить литературные пятиминутки с рекомендациями о книге, чтение интересных мест из рекомендуемого произведения, чтение с последующим продолжением на других уроках. Можно привлекать к проведению пятиминуток обучающихся. Со временем у детей появляется потребность поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем.

В начале каждой четверти обучающиеся отчитываются о самостоятельном прочтении художественной литературы за каникулы, делятся своим читательским опытом, рекомендуют интересные книги одноклассникам. Ведение читательского дневника на протяжении учебного года и на летних каникулах помогает формированию владения обучающимися литературным языком. В них дети записывают информацию о прочитанных дома произведениях, выражают своё мнение, описывают краткое содержание, структуру произведения. Учитель проверяет читательские дневники один раз в четверть, выставляет отметки.

В 5-10 классах раз в год проводятся читательские конференции. Темы определяются заранее, со списком книг, не изучаемых по программе, надо знакомить ребят за 2 недели.

Формированию читательского интереса обучающихся, воспитанию вдумчивого и внимательного читателя способствуют творческие формы работы на уроке: письмо герою; пересказ от лица героя; создание эскизов костюмов, декораций, иллюстраций, кроссвордов к произведениям, написание синквейна, пятиминутного эссе, театрализация.

Нестандартные и творческие задания повышают мотивацию юных читателей, концентрируют внимание на сюжете и композиции произведения, образах, учат ребят вдумчиво относиться к слову писателя.

Формирование читательской компетенции обучающихся - длительный и увлекательный процесс, и цель его будет достигнута, когда чтение станет процессом сотворчества, когда ученики овладеют навыками анализа художественного текста, смогут дать аргументированную оценку произведению, узнают автора по цитатам, дадут совет, что стоит прочитать.

В последние годы появились новые телепостановки классики, выходят аудиокниги, теле- и радиопередачи по произведениям художественной литературы, в эфире обсуждаются книжные новинки, своё авторитетное мнение высказывают критики и писатели. По словам великого педагога К.Д.Ушинского, «главное понять, что чтению надо учиться и чтению надо учить».

Литература

  1. Бушмин А.С. Наука о литературе. - М.: Современник, 2010.
  2. Балакина Л.А. Развитие читательской культуры учащихся 5-11 классов: книга для учителя. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Аркин И.И. Литературу ли мы преподаём? // Литература в школе. - 2013. - № 2.
  4. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах. Методические приёмы творческого изучения русского языка и литературы. - М. : Флинта: Наука, 2013.