Звучит музыка «Гаудеамус игитур»
Ведущий 1: Это звучит гимн студентов лицеистов, школяров, написанный в XIV веке в Гейдельбергском университете.
Ведущий 2: 19 октября 1811 года. Эта дата связывает воедино всех, кто учился и учится в Лицеях.
Ведущий 2: По словам современников, осень 1811 года замечательна была двумя событиями: освящением Казанского собора и основанием Царскосельского лицея.
Ведущий 3:
Воображаю день счастливый,
Когда средь вас возник лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый,
И вижу вновь семью друзей. (Пушкин)
Ведущий 1: В 1817 г. состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу.
Ведущий 2: Иван Пущин рассказывает о лицеистах 1817 года: «Мы, шестеро, назначенные в гвардию, были в лицейских мундирах на параде гвардейского корпуса. Подъезжает к нам граф Милорадович, тогдашний корпусный командир, с вопросом: что мы за люди и какой это мундир? Услышав наш ответ, он несколько задумался и потом очень важно сказал окружающим его: «Да, это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария - это... Лицей!» Поклонился, повернул лошадь и ускакал».
Ведущий 1: По окончанию Лицея молодые люди решили каждый год 19 октября праздновать этот день.
Ведущий 3:
…Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда ни повело
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село...
Ведущий 2: Лицей воспитывал « в правилах, которые научили нас любить Отечество и добродетель более жизни, более крови своей», - вспоминал Вильгельм Кюхельбекер.
Ведущий 1: Преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах превратили Лицей в элитный вуз мирового класса, каким он и оставался вплоть до 1917 года.
Ведущий 2: Все выпускники Лицея трудились на государственной службе, приносили пользу Отечеству и стремились содействовать прогрессу.
Ведущий 1: Среди них было:
- 12 членов Государственного совета,
- 9 сенаторов
- 5 дипломатов
- 6 губернаторов
- 7 директоров департаментов.
Ведущий 2: И это не всё. Среди выпускников Лицея революционеры, художники, историки, публицисты, биологи, мореплаватели, военачальники, композиторы.
Ведущий 1: Вот имена некоторых из них:
Ведущий 3: Александр Пушкин - Поэт, реформатор русского литературного языка.
- Иван Пущин - декабрист, человек высоких духовных качеств, первый историк Лицея и биограф Пушкина.
- Михаил Яковлев - композитор, поэт, человек, преданный дружбе и чести.
- Владимир Вольховский - известный военачальник.
- Александр Горчаков - дипломат, министр иностранных дел.
- Николай Корсаков - композитор.
- Яков Грот - академик, пушкинист, установил нормы русского правописания, которыми мы пользуемся до сих пор.
- Михаил Салтыков-Щедрин - писатель
Ведущий 2: Этот список можно продолжать долго. Этих людей сближает заповедь - быть общественно полезным человеком. Она проверена их жизнью и деятельностью.
Ведущий 1: Лицей создавался, когда устанавливалась, как надеялись, новая Россия, когда призывались к историческому служению Отечеству новые люди. Их нужно было найти, вырастить и воспитать. Требовались деятели общенационального масштаба и государственного образа мыслей. На Лицей возложены были великие надежды, и потому было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия, Россия, которую надо было изменять заново.
Сцены из комедии Фонвизина «Недоросль»
Действующие лица
- Г-жа Простакова
- Митрофан
- Цыфиркин
- Кутейкин
- Вральман
- Стародум
- Правдин
Все актеры одеты в современную одежду, подчеркнуто модную, мебель и предметы заменены на современные.
Сцена 1
Г-жа Простакова (к гостям). Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
Здесь появляются Кутейкин с большой толстой книгой, а Цыфиркин с планшетом. Митрофан машет, отмахивается от них.
Сцена 2
Г-жа Простакова. Ну, так теперь хотя по-русски прочти зады, Митрофанушка.
Митрофан. Да, зады, как не так.
Г-жа Простакова. Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Митрофан. Как не такое! Пойдет на ум ученье. Ты б еще навезла сюда дядюшек!
Г-жа Простакова. Что? Что такое?
Митрофан. Да! того и смотри, что от дядюшки таска; а там с его кулаков да за часослов. Нет, так я, спасибо, уж один конец с собою!
Г-жа Простакова (испугавшись). Что, что ты хочешь делать? Опомнись, душенька!
Митрофан. Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали.
Г-жа Простакова (вне себя). Уморил! Уморил! Бог с тобой!
Сцена 3
Те же, г-жа Простакова и Митрофан.
Г-жа Простакова. Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.
Митрофан. Ну! А там что?
Г-жа Простакова. А там и женисся.
Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только чтоб это был последний раз и чтоб сегодни ж быть сговору.
Г-жа Простакова. Придет час воли божией!
Митрофан. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.
Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелек повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денежки было б куды класть.
Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.
Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.
Г-жа Простакова (работая). Ах, господи боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!
Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородно? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.
Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.
Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Вить с задами-то век назади останесся.
Г-жа Простакова. Не твое дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!
Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну, хоть возьмем с собою Сидорыча. Нашли мы трое...
Митрофан (пишет). Трое.
Цыфиркин. На дороге, на приклад же, триста рублев.
Митрофан (пишет). Триста.
Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три - три. Единожды ноль - ноль. Единожды ноль - ноль.
Г-жа Простакова. Что, что до дележа?
Митрофан. Вишь, триста рублев, что нашли, троим разделить.Г-жа Простакова. Врет он, друг мой сердечный! Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.
Цыфиркин. Пиши, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублев.
Митрофан. Десять.
Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и еще прибавить десять.
Митрофан (пишет). Ну, ну, десять.
Цыфиркин. Сколько ж бы на год?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Нуль да нуль - нуль. Один да один... (Задумался.)
Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Кутейкин. Шабашь, право, Пафнутьич. Две задачи решены. Вить на поверку приводить не станут.
Митрофан. Не бось, брат. Матушка тут сама не ошибется. Ступай-ка ты теперь, Кутейкин, проучи вчерашнее.
Кутейкин (открывает книгу, Митрофан берет указку). Начнем благословясь. За мною, со вниманием. «Аз же есмь червь...»
Митрофан. «Аз же есмь червь...»
Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Си-речь: «аз есмь скот».
Митрофан. «Аз есмь скот».
Кутейкин (учебным голосом). «А не человек».
Митрофан (так же). «А не человек».
Кутейкин. «Поношение человеков».
Митрофан. «Поношение человеков».
Кутейкин. «И уни...»
Сцена 4
Те же и Вральман.
Вральман. Ай! ай! ай! ай! ай! Теперь-то я фижу! Умарит хатят репенка! Матушка ты мая! Сшалься.
Г-жа Простакова. Правда. Правда твоя, Адам Адамыч! Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань.
Митрофан. А по мне и подавно.
Кутейкин (затворяя книгу). Конец и богу слава.
Вральман. Матушка мая! Што тепе надопно? Што? Сынок, какоф ест, да тал бог старовье, или сынок премудрый, так скасать, Аристогелис, да в могилу.
Г-жа Простакова. Ах, какая страсть, Адам Адамыч! Он же и так вчера небережно поужинал.
Вральман. Рассути ш, мать мая, напил прюхо лишне: пода. А фить калоушка-то у нефо караздо слапо прюха; напить ее лишне да и захрани поже!
Г-жа Простакова. Правда твоя, Адам Адамыч; да что ты станешь делать? Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось мною. Их-то я боюсь.
Вральман. Чефо паяться, мая матушка? Расумнай шеловек никахта ефо не сатерет, никахта з ним не саспорит; а он с умными лютьмн не сфясыфайся, так и пудет плаготенствие пожие!
Г-жа Простакова. Вот как надобно тебе на свете жить, Митрофанушка!
Митрофан. Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше.
Вральман. Сфая кампания то ли тело!
Г-жа Простакова. Адам Адамыч! Да из кого ж ты ее выберешь?
Вральман. Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?
Г-жа Простакова. То даром, что мой сын. Малый острый, проворный.
Вральман. То ли пы тело, капы не самарили ефо на ушенье! Россиска крамат! Арихметика! Ах, хоспоти поже мой, как туша ф теле остаёса! Как путто пы россиски тфорянин уш и не мог ф сфете аванзировать пез россиской крамат!
Сцена 5
Г-жа Простакова. Во-первых, прошу милости всех садиться.
Все садятся, кроме Митрофана и Еремеевны.
Вот в чем дело, батюшка. За молитвы родителей наших, - нам, грешным, где б и умолить, - даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль, мой батюшка, взять на себя труд и посмотреть, как он у нас выучен?
Стародум. О сударыня! До моих ушей уже дошло, что он теперь только и отучиться изволил. Я слышал об его учителях и вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина. (К Правдину.) Любопытен бы я был послушать, чему немец-то его выучил.
Г-жа Простакова. Всем наукам, батюшка. (Вместе.)
Простаков. Всему, мой отец.
Митрофан. Всему, чему изволишь.
Правдин (Митрофану). Чему ж бы, например?
Митрофан (подает ему книгу). Вот, грамматике.
Правдин (взяв книгу). Вижу. Это грамматика. Что ж вы в ней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна...
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. Котора дверь! Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
Митрофан. И ведомо.
Г-жа Простакова. Что, каково, мой батюшка?
Простаков. Каково, мой отец?
Правдин. Нельзя лучше. В грамматике он силен. Я думаю, не меньше и в истории.
Г-жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник. Однако все-таки не придет против Адама Адамыча.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, - свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили.
Г-жа Простакова. Батюшка мой! Да что за радость и выучиться? Мы это видим своими глазами и в нашем краю. Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность.
Стародум. А кто посмышленее, тот и не откажет быть полезным своим согражданам.
Г-жа Простакова. Бог вас знает, как вы нынче судите.
Ведущий 1: В России «новой», конца XX века, не случайно вспомнили о таком учебном заведении, как Лицей. После развала огромной империи надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять достижений и подтвердить жизнеспособность нашего государства. Наш народ должен был найти собственную дорогу к строительству нового, свободного и справедливого общества и государства. И опять молодому российскому государству понадобились новые люди. Но их нужно вырастить и воспитать. И в российской образовательной системе появляются Лицеи.
Ведущий 2: Видный правозащитник начала XX века Витте писал: «Государство не столь созидает, сколь восполняет, истинными же созидателями являются все граждане…». Мы с вами должны помнить, что судьба нашей Родины в наших руках, что её благополучие зависит от нашей с вами работы. Но, я думаю, мы никогда не забудем, что первые шаги в этой жизни мы сделали в этих стенах.
Ведущий 3: Мы всегда должны помнить:
Г-жа Простакова: Лицеист - это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!
Митрофан: Лицеист - это интеллект!
Цыфиркин: Лицеист - это целеустремленность в жизни!
Кутейкин: Лицеист - это уважение к старшим, к отцу, матери, к учителям.
Вральман: Лицеист - это интерес ко всему новому, это интеллигентность.
Стародум: Лицеист - это стремление быть первым.
Правдин: Лицеист - это талант!
В завершение лицеисты под музыку читают поэму В.Маленко «Русские маяки»
1.
Чай наш крепко заварен.
Вечен звёзд хоровод -
Пушкин, Толстой, Гагарин
Двинули время вперед.
2.
Сильнее любых орудий
С распахнутой дверью дом.
Россия - широкие люди,
Идущие узким путем.
3.
Кисти достойны рублевской,
Есенина светлых слов -
Жуков и Циалковский,
Гамзатов и Королёв.
4.
На духовном Олимпе
Рядом с небом большим
Скобелев и Столыпин,
Шолохов и Шукшин.
5.
Тех маяков-колоссов
Не сосчитать вовек:
Глинка и Ломоносов!
Будущий имярек!
6.
Истине к изголовью
Россия несет урок
И отвечает любовью
На удар и упрек.
7.
Сердце выше обиды.
У основы основ -
Шостакович, Свиридов,
Павлов и Пирогов.
8.
Вечно от перегрузки
Стрелки часов скрипят.
Вертится глобус русский!
Люди в домах не спят.
9.
Встали на снег покровский,
Чтоб победить врагов
Конев и Рокоссовский,
Карбышев и Чуйков!
10.
Это наша дорога
Среди звезд и крестов:
Достоевский и Гоголь,
Менделеев, Попов.
11.
С века стряхнув сонливость,
Истиной дорожи.
Россия и есть справедливость -
Лекарство от всякой лжи.
12.
Сквозь туман петроградский,
Всем дождям вопреки,
Видел в небе Вернадский
Русские Маяки!
13.
В каждой секунде - веха.
Ставни открой, а там
Станиславский и Чехов,
Тютчев и Мандельштам
14.
Небо в руках держали
Чтоб человек не спал,
Лермонтов и Державин,
Дягилев и Шагал.
15.
С нами Иосиф Бродский,
Левитан и Серов!
Пастернак и Высоцкий,
Шухов и Васнецов!
16.
Память утроит силы.
Звезды горят во мгле.
Это и есть Россия
В небе и на земле!
17.
Владивосток и Выборг,
Питер и Таганрог...
Россия сделала выбор.
И этот выбор - Бог!
18.
Дальний восток и Тула,
Керчь и Калининград!
Космос дрожит от гула:
Наши ветра звенят!
19.
Облака дождевые
Вымоют небосвод.
Павшие и живые -
Это один народ.
20.
Самый главный сильный
Самый живой герой -
Это народ России
Он ее рулевой.
21.
В космос открыты ставни!
Все мы - ловцы идей!
Наше время настало -
Время новых людей!
Использованные материалы
- Д.И.Фонвизин. «Недоросль»
- "Gaudeamus" - студенческий гимн на латинском языке https://www.youtube.com/watch?v=xjkZ3WZp6r
- Музыка для стихотворения «Русские маяки_минус» https://www.youtube.com/watch?v=dpr5NPf0Juc
- В.Маленко. «Русские маяки»