Формирование читательской грамотности на уроках родного языка и литературы

Разделы: Литература


Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Несмотря на то, что вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение, задача развития читательской грамотности является новой областью для современной школы, решающей задачи реализации требований ФГОС.

Уровень овладения читательской грамотностью является одной из важных характеристик современного ученика. Данные, полученные в рамках международных исследований оценки читательской грамотности, показывают, насколько актуальна сегодня эта проблема.

Нет необходимости говорить о том, что, не научившись хорошо читать, ребенок не сможет быстро и качественно выполнить задание по любому предмету школьной программы, его грамотность будет оставлять желать лучшего, устная речь недостаточно развита. Поэтому важно не дать ребенку потерять интерес к книге в средней и старшей школе. И знаменитые слова Дидро: «Люди перестают думать, когда перестают читать» должны стать определяющими на данном этапе.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что же значит «уметь читать»?

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).
  2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), или - по-русски: связывать и толковать.
  3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. На рис. 1 представлены связи всех названных выше читательских умений.

Рис. 1

Умение первое: найти и извлечь (информацию из текста)

Здесь речь пойдет об извлечении из текста одного или нескольких фрагментов информации. Таким фрагментом может быть, к примеру, качество работника, требуемое работодателем, или местный телефонный код, или факт, подтверждающий (опровергающий) высказанную точку зрения.

В обыденной жизни читатели регулярно извлекают информацию из текстов. Чтобы это сделать, необходимо бегло просмотреть (сканировать) весь текст и выделить ту его часть (например, страницу в сплошном тексте, таблицу или список), где искомая информация содержится. Чаще всего искомая информация находится в какой-то одной части текста, но иногда она занимает несколько предложений, или несколько клеточек таблицы, или несколько строк списка.

Извлечение информации - это процесс выбора искомого сообщения. Поиск информации - это процесс определения места, где эта информация содержится. Некоторые вопросы теста предполагают только извлечение информации. В большей степени это относится к печатному тексту, все части которого читатель может увидеть непосредственно. (В электронном тексте читателю при поиске информации зачастую приходится обращаться к гиперсвязям.) При поиске информации в печатном тексте читатель может ориентироваться на подзаголовки и таким образом определить часть текста, содержащую искомое сообщение. Трудность поиска информации определяется числом страниц, которые надо просмотреть для определения нужного места в тексте, объемом искомого сообщения, а также тем, сообщает ли вопрос о месте локализации искомого сообщения в тексте.

Умение второе: интегрировать и интерпретировать (сообщения текста)

Чтобы понять внутренний смысл текста, его отдельные сообщения необходимо связать друг с другом и истолковать.

Толкование или интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Иногда для этого нужно установить скрытую связь, иногда понять подразумеваемое сообщение, осмыслить подтекст.

Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое свидетельствует о том, что читатель понимает, что соединяет элементы текста - от отдельных предложений или абзацев до частей составных текстов. В каждом случае связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, к примеру, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п.

И связывание отдельных сообщений текста, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить общее, целостное понимание текста. Учащиеся могут продемонстрировать начальное понимание целостности текста, назвав его главную тему или основное назначение. Определение главной идеи предполагает установление иерархии высказанных в тексте мыслей, показывает, может ли читатель отделить главное от второстепенного или узнать главную идею в определенном высказывании или заглавии текста. Примеры вопросов на связывание и истолкование текста: учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту, объяснить порядок действий в простой инструкции, восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице, дать характеристику герою повествования или объяснить назначение карты или рисунка.

И связывание единиц информации, и их истолкование необходимы для того, чтобы построить более глубокое, полное и детализированное понимание прочитанного.

Умение третье: осмыслить и оценить (сообщение текста)

Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.

Чтобы осмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, - согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать, читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнести его со своими убеждениями или знаниями, почерпнутыми из других текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактному мышлению.

Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств. Внетекстовая информация может содержаться в явном виде в формулировке вопроса, но нередко составители вопросов исходят из того, что пятнадцатилетние учащиеся располагают нужным опытом (например, ходили в кино).

Примеры вопросов на осмысление и оценку формы текста: определить ценность текста для решения определенной задачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, употребив конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагается на основе анализа авторского стиля определить авторские задачи или его отношение, скажем, к героине повествования.

Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.

Изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое чтение

Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.

При обучении чтению учитель должен четко осознавать ту коммуникативную задачу, которая будет определять характер восприятия текста школьниками. Под коммуникативной задачей в данном случае следует понимать установку на то, с какой целью осуществляется чтение: где, когда, для чего будет использована извлеченная из текста информация. При этом следует учитывать функции, которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя с автором текста.

Как же должна быть организована работа по обучению чтению на уроках русского языка? По мнению методистов, следует обучать определенному виду чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому.

Ставя перед учащимися задачу прочитать тот или иной текст, учитель должен максимально ее конкретизировать, исходя из тех функций, которые присущи чтению как виду речевой деятельности: читать, чтобы знать (познавательная функция); читать, чтобы уметь (регулятивная функция); читать, чтобы получить эмоциональное наслаждение (ценностно-ориентационная функция).

При обучении русскому языку используются тексты с высокой информативной насыщенностью, в которых почти все положения относятся к основным и одинаково важны для понимания. В первую очередь, это тексты определений лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил, а также образцы рассуждений, грамматического разбора и памятки. При работе с ними необходимо использовать изучающее чтение. Этот вид чтения необходим, когда требуется максимально полное и точное понимание информации, которую читатель предполагает затем использовать. Поэтому он работает медленно, перечитывает, анализирует материал, чтобы лучше понять его и запомнить.

Упражнения для обучения изучающему чтению:

  • определите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;
  • назовите данные, которые вы считаете особо важными, обоснуйте свое решение;
  • добавьте факты, не меняя структуру текста;
  • найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;
  • составьте аннотацию / реферат;
  • поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;
  • напишите тезисы по содержанию прочитанного;
  • составьте письменную оценку (рецензию);
  • прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами;
  • переведите на родной язык указанные абзацы / части текста и др.

Второй вид чтения - ознакомительное. При данном виде чтения цель читающего - познакомиться с содержанием текста, выяснить, какие вопросы ставятся и как они решаются. Ознакомительное чтение используется при работе с текстами, которые допускают потерю части информации, так как читателю важно понять только самое главное и он может опустить второстепенное, несущественное.

Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  • прочитайте план / утверждение, определите, соответствует ли он / оно последовательности изложенных в тексте фактов;
  • расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;
  • выберите правильный ответ из 3 - 4 вариантов;
  • найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;
  • составьте план текста;
  • найдите основную мысль в начале, середине, конце текста;
  • подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;
  • просмотрите текст и озаглавьте его;
  • перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;
  • составьте аннотацию / краткий реферат прочитанного;
  • передайте содержание текста в устной / письменной форме;
  • составьте выводы на основе прочитанного;
  • назовите наиболее интересные вопросы / данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;
  • укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;
  • прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);
  • на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту / схему;
  • выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Целью просмотрового чтения является «получение самого общего представления о содержании текста, о его теме и круге затронутых вопросов». Читателю важно узнать, есть ли в тексте интересующая его информация или нет, поэтому полезна установка «о чем сообщается», а не «что сообщается». По мнению Л.Н.Вьюшковой, начинать обучение просмотровому чтению лучше при знакомстве с учебником. Данный вид чтения формируется и при знакомстве со словарем. Прежде чем начинать работу со словарем, необходимо научить школьников работать с ним. В процессе беседы учитель дает школьникам определенные ориентиры для просмотра: 1) название словаря, 2) его авторы, 3) принцип расположения слов, 4) план построения словарной статьи.

Поисковое чтение - это «просмотр текста с целью поиска слова, факта, даты». На уроке русского языка данный вид чтения формируется главным образом при работе со словарями, когда учитель, тренируя зрительный аппарат учеников, развивает их способность мгновенно находить на странице нужное слово. Используется он также при работе с оглавлением учебника или алфавитным указателем, помещенным в приложении.

Упражнения для обучения поисковому чтению:

  • определите тему / проблему текста (статьи);
  • прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;
  • найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;
  • прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);
  • найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;
  • просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;
  • найдите абзацы, посвященные указанной теме;
  • найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);
  • просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;
  • найдите в тексте факты, которые автор относит к положительным / отрицательным;
  • разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;
  • выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Стратегии читательской деятельности на каждом из этапов

Для того чтобы научить школьника грамотному чтению, умению понимать текст, умению читать текст вдумчиво, умению управлять процессом осмысления текста во время его чтения, необходимо изменить общий подход к обучению чтению текста. При традиционной методике обучение чтению текста складывалось из следующих этапов: чтение текста, ответы на вопросы, упражнение на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря, обсуждение прочитанного.

Стратегический подход к чтению учит анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать; воспитывает независимого, мыслящего читателя; формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации. Изменения стратегии в читательской деятельности в знаниевой парадигме обучения (традиционная методика обучения чтению) и в системе компетентностного подхода в условиях реализации ФГОС нового поколения (инновационная методика) представлены схематично на рисунке 2.

Рис. 2

Стратегия читательской деятельности включает в себя три этапа: предтекстовой, текстовой (собственно чтения) и послетекстовой (часто в парах).

Рассмотрим первый этап стратегии - предтекстовая деятельность. В традиционной методике на этапе предчтения текста уделялось внимание контролю понимания прочитанного, а предтекстовые ориентировочные стратегии нацелены на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, а также на создание мотивации к чтению.

К наиболее распространенным предтекстовым стратегиям читательской деятельности можно отнести следующее: создание глоссария; припоминание важной информации; использование предварительных организаторов чтения; беглый обзор материала; постановка предваряющих чтение вопросов; постановка цели чтения; определение характера текста; просмотр заголовка и подзаголовков и прогнозирование содержания по заголовку; предположение о цели его написания (о замысле автора).

Учитель, реализуя на данном этапе работы с текстом такие стратегии, как «Рассечение вопроса», «Мозговой штурм», прием «Инсерт», способствует актуализации предшествующих знаний и опыта, развивает воображение читателя, подготавливает читателя к восприятию текста.

Рассмотрим метод «Инсерта» как предтекстовую стратегию читательской деятельности. Данная стратегия используется для работы со сложными научными текстами, и целью такой работы является мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Читатель маркирует текст значками по мере его чтения:

  • «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете;
  • «-» поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете;
  • «+» поставьте на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» поставьте на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Правила данной стратегии обозначены до начала предтекстовой деятельности: ставьте значки по ходу чтения текста на полях; прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующий этап стратегии читательской деятельности - текстовой. Стратегия текстовой деятельности включает в себя выдвижение гипотезы о содержании текста, ее подтверждение или отклонение; контекстуальную и смысловую догадки и мониторинг чтения, то есть постановку и ответы на вопросы, ведение записей в самой различной форме, различные варианты работы со словом, кластеризацию.

Рассмотрим более подробно одну из стратегий текстовой читательской деятельности - стратегию мониторинга чтения или постановки вопросов и ответы на них. Для погружения в смысл прочитанного, учащийся задается рядом вопросов: имеются ли в тексте слова, которые я не понимаю? Имеется ли в тексте информация, которая не согласуется с тем, что я уже знаю по этому вопросу? Понимаю ли я о чем или о ком идет речь? Как связаны друг с другом суждения (основные мысли, положения)?

Текстовая стратегия в работе с различными видами текстов имеет свои особенности. Так, в работе с информационными тестами используются такие стратегии, как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов; в работе с художественными тестами - пересказ, краткий пересказ, карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация.

Рассмотрим текстовую стратегию «Чтение с остановками», которая применяется при чтении различных типов текстов. Ее цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответах на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с реальным содержанием текста.

Послетекстовая стратегия читательской деятельности - это заключительный этап работы с текстом, поэтому здесь важны задания различного уровня - от репродуктивного, продуктивного, коммуникативного до творческого; задания могут носить познавательный, учебный или практически-прикладной характер.

На заключительном этапе читательской деятельности можно реализовать следующие стратегии: воспроизведение текста в форме краткого изложения без изменения структуры текста и с изменением его (аннотация, реферат, резюме, выделение важного, обобщение, констатация значимости, трансформация текста в другую литературную или внетекстовую форму (сценарий, пьеса, стихотворение, синквейн, биографическое творчество, иллюстрация и др.), ведение журнала чтения и читательских реакций, написание собственных текстов и др.