Проблема мотивации к чтению в современной педагогике является одной из самых актуальных и волнительных, так как результаты научных исследований показывают снижение читательской активности среди подрастающего поколения, формирование отношения к чтению как скучному и принудительному занятию, которое никому не нужно. В то время как в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, в разделе предметные результаты по литературе, говорится следующее: «Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога». Как же пробудить интерес к чтению? Как воспитать читающую личность, осознающую надобность читательской культуры для него самого в дальнейшем? На наш взгляд, один из способов - это привлечение к изучению литературного произведения близких ему видов искусств, в частности, кино.
Кино на уроках литературы - частый приём, к которому обращается современный учитель. Это обусловлено не только тем, что хорошее кино обеспечивает эмоциональное погружение в текст, воздействует на формирование художественного вкуса ученика, но и в целом соответствует духу времени: дети XXI века - потребители аудиовизуальных образов, и словесному ряду они предпочитают изобразительный.
Чтобы кино не стало просто иллюстрацией к художественному произведению, учителю литературы необходимо добиться взаимодействия книги и её экранизации и на основе впечатлений, полученных от просмотра фильма, побудить ученика обратиться к книге.
Один из приёмов повышения мотивации обучающихся к чтению через кинематограф - исследовательская деятельность учителя и ученика, в основе которой лежит сопоставительный анализ литературного произведения и его киноверсии. Разумеется, работа будет более плодотворной и осмысленной при соблюдении ряда методических условий:
- необходимо предварительное знакомство учеников со средствами кинематографической выразительности;
- обсуждение кинофильма или фрагмента должно завершаться созданием проблемной ситуации, мотивирующей обращение школьников к литературному источнику;
- читательская деятельность, мотивированная зрительской, должна в конечном итоге преобладать над зрительской деятельностью или быть равной ей;
- процесс взаимодействия читательской и зрительской деятельности должен проходить в несколько этапов:
- подготовка учеников к восприятию кинофильма;
- обмен впечатлениями от кинофильма или фрагмента непосредственно после его просмотра;
- создание установки на чтение литературного произведения;
- сопоставительный анализ кинофильма и художественного текста.
В качестве иллюстрации приёма сопоставления литературного произведения и кинофильма рассмотрим проектную работу обучающихся 10 класса. Следует сказать, что изучение произведений К.Д.Воробьёва предусмотрено программой и ребята знают не понаслышке о нелёгкой судьбе писателя-фронтовика, знакомы с особенностями правдивого и проникновенного творчества писателя.
Для работы были предложены фильмы, снятые в разное время: «Экзамен на бессмертие»,1983г. (режиссёр А.Салтыков), «Это мы, Господи!»,1990г. (режиссёр А.Итыгилов), «Утомлённые солнцем-2», 2011 г. (режиссёр Н.С.Михалков), ребята выявили, что ни одна режиссёрская работа неотступно не следует сюжету произведений К.Д.Воробьёва, положенных в основу экранизаций.
Так, военная драма «Экзамен на бессмертие», повествующая о трагической судьбе курсантов и офицеров 10-й роты Московского Краснознаменного пехотного училища, объединяет историю героев повестей «Крик» и «Убиты под Москвой». Рассуждая, ребята приходят к выводу, что режиссёр на примере судьбы восемнадцатилетнего младшего лейтенанта Алексея Воронова и семнадцатилетней Маринки Вороновой, у которых не только фамилии одинаковые, но и родились они в один день, стремился показать не судьбу отдельного героя, а историю целого поколения, которые прямо из-за школьных парт ушли на передовую, недолюбив, не претворив в жизнь мечты о будущем. Такой режиссёрский ход вполне оправдан, так как кино не воспроизводит дословно первоисточник, а напротив создаёт оригинальное произведение другого вида искусства, идейный замысел которого, безусловно, должен соответствовать общей задумке писателя.
Повесть «Убиты под Москвой» также послужила основанием для создания фильма «Это мы, Господи!», названием которого стала другая повесть К.Д.Воробьёва о пребывании главного героя в немецком плену. Концовка фильма тоже изменена - если в конце повести «Убиты под Москвой» лейтенант Алексей Ястребов остаётся единственным выжившим из своей роты и пытается достичь расположения советских войск, то в финале фильма Ястребова берут в плен немецкие танкисты. Обучающиеся знают, что повесть «Убиты под Москвой» автобиографична: юный писатель в составе полка кремлёвских курсантов участвовал в битвах за Москву, в одной из которых К.Д.Воробьёв раненым попал в плен. Этим фактом, по всей видимости, и обусловлено окончание фильма.
В фильме «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», который будто соткан из эпизодов, представляющих самые страшные, бесчеловечные минуты войны, одна из сцен - гибель кремлёвских курсантов, в точности повторяющая фрагмент из повести «Убиты под Москвой». Н. С. Михалков включает в свой фильм только этот фрагмент повести «Убиты под Москвой» как символ уничтожения элиты Красной армии.
Безусловно, в каждом фильме проявилась индивидуальность режиссёра при изображении событий, описываемых в произведениях К.Д.Воробьёва, но есть строки, от которых ни один режиссёр не смог отказаться. Например, диалог подполковника пехотного полка с капитаном Рюминым из повести «Убиты под Москвой»:
«- Двести сорок человек? И все одного роста? - спросил он и сам зачем-то привстал на носочки.
- Рост сто восемьдесят три - сказал капитан».
Будто озвучивая мысли писателя, старший лейтенант Изюмов в фильме Н.С.Михалкова, роль которого блестяще исполняет Е.Миронов, с болью и горечью заключает: «Эх, вы! Двести сорок человек - детей-мальчишек…рост 183 сантиметра…вы их под пули, под танки, под гусеницы!» Как реквием по кремлёвской элите, звучат слова лейтенанта, командующего ротой штрафников.
Ребята обратили внимание, что в основу многих изобразительных средств кинофильмов положены художественные детали и приёмы произведений К.Д.Воробьёва. Так, внимательному читателю и зрителю не может не броситься в глаза художественная деталь-символ, подмеченная режиссёрами в повести «Убиты под Москвой»: «…голая, по локоть оторванная рука. На ней светились и тикали большие кировские часы». На наш взгляд, эта деталь раскрывает быстротечность, сиюминутность жизни человека на войне. Каждый из режиссёров вслед за писателем будто кричит: «Часы идут, жизнь идёт, а человека нет, уже нет!» В фильме «Утомлённые солнцем-2: Предстояние» эта сцена охватывает весь погибший полк, и нарастающее тиканье на каждой руке мёртвого курсанта оказывает мощное воздействие на эмоциональное восприятие зрителя: пробуждает чувство боли, горечи, жалости.
Угрюмая, холодная, в дымке тумана или снега природа в фильмах как одна из важных составляющих образного языка кино, которая помогает донести до зрителя весь драматизм событий, во многих сценах повторяет пейзажные зарисовки писателя, например: «В ту пору с утра и до ночи с подмосковных полей не рассеивалась голубовато - прозрачная мгла, будто здесь сроду не было восходов солнца, будто он навсегда застряло на закате…»[1:110], «Снег пошёл в полдень - лёгкий, сухой голубой…»[2:108], «…заснеженные дали и всё, что скрывалось впереди, казалось угрожающе - таинственным и манящим…» [3:111].
И это только некоторые аспекты сравнительного анализа литературного произведения и его экранизации, бесспорно, повышающие мотивацию обучающихся к чтению. Данная исследовательская работа явилась интересной и полезной как для учителя, так и для ученика по следующим причинам:во-первых, побудила к внимательному и вдумчивому прочтению повестей К.Д.Воробьёва, заставила задуматься над проблемами, поднятыми автором, и их отображении в кинематографе, а значит, способствовала популяризации творчества писателя; во-вторых, не просто привлекла внимание обучающихся к российскому кинематографу, а познакомила юных исследователей с такими понятием, как выразительные средства кино, которые, как нам удалось выяснить, часто неразрывно связаны с выразительными языковыми средствами; в-третьих, что для учителя особенно важно, данный вид деятельности опровергает мнение многих о том, что кино приучает к пассивному восприятию искусства, напротив, подобное использование кино на уроках литературы заставляет думать, рассуждать, читать.
Литература
- Воробьёв К.Д. Убиты под Москвой. М.,1987.
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования.
- Арутюнян С.М. Слово и визуальный образ (к проблеме экранизации). Визуальный образ (Междисциплинарные исследования) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. Ред. Герасимова И.А. - М.: ИФРАН, 2008. - 247с.