История и обществознание
-
К вопросу о правовом просвещении в начальном школьном образовании (из опыта работы) 2021
Перед современной школой стоит основная задача – создание целостной системы правового образования, охватывающей как учебный процесс, так и внеурочные формы работы с учащимися, позволяющие оказать содействие в создании правового пространства в образовательном учреждении и подготовить выпускников, способных достаточно легко ориентироваться в этом пространстве, быть активным субъектом правовых отношений, не только знать свои права и обязанности, но и уметь их защитить, применяя все возможные механизмы по правовой защите.
-
Урок истории в инклюзивном классе: от замысла к воплощению (из опыта работы) 2021
Предмет история несет в себе для детей с особенностями в развитии большое коррекционно-воспитательное значение: способствует расширению кругозора учащихся, помогает понять то, что происходит в окружающем их мире, сформировать своё отношение к тем или иным историческим событиям и личностям, закладывает основы гражданственности и патриотизма, обеспечивает нравственно-этическое воспитание. Однако учащиеся с ОВЗ испытывают некоторые трудности при изучении истории как предмета. В чем же они заключаются?
-
Февральская революция 1917 г. 10-й класс 2021
Цели урока: подвести обучающихся к осознанию предпосылок революции 1917 г., оценить характеристику революционных событий в феврале 1917 г.
-
Обобщающий урок-викторина по мотивам телевизионной передачи «Своя игра». Тема: «Конец XVIII – начало XIX века» 2021
Цель урока: проверка знаний учащихся по основным разделам темы; развитие в учениках чувства товарищества, взаимопомощи, умения быстро соображать, связно и четко выражать свои мысли.
-
Использование электронных баз данных по поиску участников Великой Отечественной войны при подготовке к уроку истории 2021
Одна из основных задач предмета «История» в школе – это сохранение и передача исторической памяти народа. Особую роль в этом плане играют уроки и внеурочные мероприятия, посвященные изучению Великой Отечественной войны.
-
Великий государь и реформатор (исторический квест к 350-летию со дня рождения Петра I) 2021
В статье представлен исторический квест предназначенный для повторения и обобщения наиболее значимых вопросов раздела «Россия в эпоху преобразований Петра I» курса «История России» (8-й класс). Работа посвящена 350-летию со дня рождения Петра Великого. Особое внимание уделяется шедеврам русской живописи, музыки, литературы и монументального искусства эпохи Петра I. Урок проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов. Данный исторический квест способствует активизации познавательного интереса учащихся к изучению истории своей Родины.
-
Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи 2021
В статье представлена методическая разработка повторительно-обобщающего урока в форме интеллектуальной игры. Рассматриваются интересные факты о внутренней и внешней политике Екатерины II. Актуальностью работы является знакомство с увлекательным материалом о войне с невидимым врагом – оспой и чумой. Особое внимание уделяется шедеврам русской живописи, музыки, литературы и монументального искусства эпохи Екатерины II. Урок проводится с использованием цифровых образовательных ресурсов и онлайн-сервисов.
-
Использование мультимедийных технологий на уроках истории в школе 2021
Использование мультимедийных технологий позволяет успешно донести информацию до учащихся с любым типом восприятия, с помощью визуального предоставления информации урока на интерактивной доске, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. В современной школе на уроках истории широко применяются яркие мультимедийные презентации, позволяющие сфокусировать внимание учащихся, осуществить эффективное усвоение демонстрируемого материала, увлечь, мотивировать и нацелить обучающихся на успешные результаты.
-
Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках истории 2021
На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Поэтому, по моему мнению, правильно организованная работа с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Для меня важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать и критически оценивать её. Данная работа способствует формированию смыслового чтения текста.
-
Истоки гражданского общества, правового государства в Российской империи в эпоху правления Александра II. Интегрированный урок истории и обществознания в 9-м классе 2021
С отменой крепостного права последовала целая череда реформ, касающихся всех сфер жизни общества, государства и призванных разрешить многие назревшие проблемы. В основе этих реформ была идея правового государства и равенства всех подданных перед законом. И в тоже время Александр II стремился сохранить в неприкосновенности основы самодержавного строя, сословного деления общества, привилегированного положение дворянства. Дворянство – как опора императора. Разберем, как Александру II удавалось совмещать эти принципы, и при каких обстоятельствах и как в России формировалось гражданское общество.
-
Использование истории Великой Отечественной войны при изучении особенностей социального познания в курсе обществознания 2020
Изучение темы «Социальное познание» в курсе обществознания включает в себя весь комплекс перечисленных проблем: большой пласт теоретического знания, его слабая связь с повседневностью, сложность понимания и высокий уровень абстракции, наличие у подростков личных представлений и ценностей, не всегда совпадающих с позицией учителя и т.д. Поэтому использование фактического материала по истории Великой Отечественной войны в контексте данной темы позволит вовлечь учащихся в диалог, используя их личный опыт, почерпнутый во внешкольной среде и, при необходимости, создаст условия для его коррекции.
-
Усиление Московского княжества 2020
Цели урока: сформировать представление о политической ситуации на Руси в первой половине XIV века, подвести учащихся к выявлению причин возвышения Москвы и роли московских князей в этом процессе. Способствовать получению учащимися понятия о необходимости объединения страны для свержения монголо-татарского владычества. Продемонстрировать процесс формирования единого Российского государства с центром в Москве.
-
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке. Тема: «Первый властелин единого Китая» 2020
Цель урока: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования» для 6–8-х классов 2020
Курс внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования» прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6–8-х классов в сфере социальной коммуникации и взаимодействия. Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса в форме перечня базовых понятий и знаний, списки литературы и ресурсов Интернет.
-
Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древняя Греция» 2020
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Греция».
-
Презентация "Династия Рюриковичей" 2020
Цели презентации: рассмотреть основных представителей династии Рюрика в хронологическом порядке; изучить политику Рюриковичей в период их правления; ознакомить целевую аудиторию по данной тематике в рамках предмета «История России».
-
Авторская программа дополнительного образования "Личность и история России в IX–XIX веке" 2020
Цель Программы: создание условий для формирования и развития творческих, познавательных, исследовательских, коммуникативных умений и навыков учащихся.
-
Урок по теме «Финансовая политика государства» 2020
Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода. Урок предполагает использование современных образовательных технологий; актуализацию, углубление и систематизацию знаний обучающихся об инфляции: её причинах, видах и последствиях; подготовку обучающихся к ЕГЭ. Цель урока: создать условия для формирования представлений об инфляции.
-
Народные движения первой четверти XVIII века 2020
Цель урока: взглянуть на события первой четверти XVIII века с позиции человека XXI века; поговорить о народных движениях при Петре I.
-
Методическая разработка: научно-исследовательский проект «История школы» 2020
В рамках ФГОС среднего общего образования необходимо выделить основные методические линии, которые помогут в реализации данного проекта. Значимость данной работы заключается в том, что осуществляться она будет в рамках деятельностного подхода обучения, тем самым формирование исторической памяти будет успешно реализовано в рамках региональной истории. Этому будет способствовать и внедрение в процесс инновационных технологий в образовании. Практическая значимость проекта заключается во введении в педагогический процесс обучения методической разработки, которая направлена на творческую работу учеников и формирование метапредметных навыков обучения.
-
Искусство и революция 2020
Основная идея урока: на уроке обучающимся представляется возможность познакомиться с направлениями художественной культуры России, которые активно развивались под влиянием революционных событий. В результате выполнения заданий разного формата, анализа иллюстративного материала, обучающиеся познакомятся с характерными чертами художественных направлений, выяснят их роль в решении задач, которые предстояло решить новому государству. Возможно урок будет проведён не за 1 час, а за 2 (будет использован резерв).
-
Классный час – тренинг "Отцы и дети". 7–9 классы 2020
Предлагаемый сценарий – это классный час – дискуссия, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий – классный руководитель, используя разнообразные методы (информационно-проблемная беседа, интерактивная беседа, анкетирование, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации) подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим и умению находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между подростками и родителями.
-
Эффективность урока в условиях внедрения ФГОС нового поколения – стимул к успеху учителя и ученика: методические рекомендации по преподаванию истории и обществознания 2020
Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.
-
Методическая разработка к уроку "Они заслужили эту Победу!". 7–8-е классы 2020
Цель мероприятия: формирование осознанного отношения к событиям Великой Отечественной войны, воспитание уважения к подвигу своего народа.
-
Формирование метапредметных УУД на уроках гуманитарного цикла (на примере интегрированного урока по истории и литературе в 6-м классе) 2020
Цель урока: углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и литературе Средневековья.
-
Проектная и исследовательская деятельность по истории и краеведению во внеурочное время (из опыта работы) 2020
Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. А одной из педагогических технологий, которая помогает все осуществить, является метод проектов.
-
Педагогический проект "Приобщение к прекрасному" 2020
Цель проекта: расширить знания учащихся о мировых достояниях архитектуры путем знакомства с известнейшими замками мира.
-
Дебаты 2020
В своей работе по истории и обществознанию я применяю Дебаты. Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Дебаты представляют собой не просто урок-игру, а и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
-
Урок истории в 9-м классе. Тема: "Александр I: начало правления. Реформы М.М.Сперанского" 2020
Цель урока: усвоение учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных реформ в начале XIX века; выяснить причинно-следственные связи между социальной и политической ситуацией в стране; развитие коммуникативных навыков, умений работать с различными видами источников, анализировать.
-
Викторина "По страницам Великой Отечественной войны" 2020
Представлена презентация к викторина "По страницам Великой Отечественной войны".