Использование мультимедийных технологий на уроках истории в школе

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Если XX век стал началом расцвета мультимедийных технологий, то XXI век стал временем их активного использования как в быту, так и в других сферах жизни, не обойдя стороной и образовательную сферу.

ФГОС второго поколения, выделяет ориентацию учителей на применение мультимедийных технологий в процессе обучении. В Государственной программе развития образования до 2020 года электронное обучение названо одним из 8 основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Стратегия развития образования XXI века ориентирована на принцип «обучение через всю жизнь» на основе мобильного инфокоммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве [1].

Использование мультимедийных технологий в образовании обусловлено несколькими причинами:

  • распространением и доступностью технологий мультимедиа;
  • более рациональным использованием времени урока;
  • улучшенным восприятием информации у обучающихся.

Использование мультимедийных технологий позволяет успешно донести информацию до учащихся с любым типом восприятия, с помощью визуального предоставления информации урока на интерактивной доске, так как задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

В современной школе на уроках истории широко применяются яркие мультимедийные презентации, позволяющие сфокусировать внимание учащихся, осуществить эффективное усвоение демонстрируемого материала, увлечь, мотивировать и нацелить обучающихся на успешные результаты.

К примеру, уроки с применением мультимедийных презентаций проводятся в классах, оборудованных компьютером, с использованием мультимедийных проекторов или интерактивной доски. Применение на уроке презентаций позволяет обучающимся получать информацию через все каналы восприятия, что способствует лучшему усвоению сложного учебного материала, так как при использовании аудио и видео средств, процесс запоминания информации у детей возрастает до 40-50% [5]. Также у обучающихся повышается интерес к предмету и углубляются предметные знания.

Одним из важных навыков, современного учителя, в подготовке урока, является работа в программе PowerPoint, которая позволяет создавать мультимедийные презентации для урока и внеклассного занятия.

Использование мультимедийных презентаций на уроках истории способствует достижению максимального эффекта при реализации целей урока. Создавая мультимедийные презентации, каждый учитель имеет возможность творчески спланировать свой урок, а её использование на уроке даст возможность использовать информацию в различных формах представления, таких как текст, интерактивные карты, таблицы, диаграммы, видео или аудиофрагменты и т.д.

Передовые учителя-новаторы отмечают, что при проектировании своего мультимедийного урока каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет этот урок в изучаемой теме, для чего предназначен данный урок, какие лучше использовать средства мультимедиа, которые бы позволили достичь цели урока [4].

Например, при изучении нового материала, учителю на помощь приходят такие мультимедийные средства как: проектор, интерактивная доска. То есть демонстрационные средства, которые позволяют визуализировать учебный материал. Использование на своих уроках истории интерактивной доски позволяет мне иллюстрировать фото, картины, фрески исторических личностей, артефакты, схемы и карты битв, внешний вид людей определенной эпохи и т.д.

К примеру, при изучении в 5 классе истории древней Греции, можно показать с помощью интерактивной доски, сохранившиеся до наших времен, элементы архитектуры, фрески, мозаики, статуи и бюсты, относящиеся к данному периоду, которые ярко раскрывают и иллюстрируют тему урока. Ученики с любопытством погружаются в эпоху древней Греции, активно участвуют в учебном процессе, а уровень знаний повышается на 10-15%.

Таким образом к числу преимуществ использования мультимедийных технологий в образовательном процессе относятся:

  • сопровождение изучения исторических событий показом видеофрагментов, фотографий;
  • демонстрация графического материала (таблиц, схем) и репродукций картин художников;
  • использование интерактивных карт;
  • возможность проведения онлайн-экскурсий в крупнейших музеях мира;
  • прослушивания аудиозаписей (песен, речей и т. д.);
  • успешное создание условий для активного участия учащихся в учебном процессе.

Использование мультимедийных технологий на уроках истории позволяет повысить качество образовательного процесса через улучшение учебно-познавательной деятельности учащихся, направляет обучение в русло индивидуализации, создает основу для организации самообразования школьников и дает возможность сплочения коллектива для занятия научно-исследовательской деятельностью, используя мультимедийные средства. Также мультимедийные технологии позволяют учащимся принимать участие в сетевых викторинах, олимпиадах и в творческих интерактивных проектах.

На уроках истории можно использовать следующие информационно-коммуникативные средства:

  • Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники;
  • Электронные библиотеки и энциклопедии;
  • Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу истории, подготовка к ЕГЭ);
  • Онлайн-экскурсии в виртуальных музеях.

К мультимедийным образовательным программам можно условно отнести электронные энциклопедии, программы-библиотеки, программы-репетиторы, задачники-программы. Что касается электронных учебников, то Министерство образования и науки Российской Федерации установило, что с 2015 года все учебники, претендующие на включение в Федеральный перечень учебников рекомендованных к использованию, должны иметь электронную версию [6].

Электронные библиотеки позволяют доступнее получать информацию из исторических источников, электронным библиотек бесчисленное множество на различных языках, например, одним из ведущих проектов по истории России в интернете – электронная библиотека и энциклопедия «Руниверс».

Одной из самых популярных электронных энциклопедий является «Википедия», позволяющая самим пользователям создавать и редактировать статьи.

Интерактивные тренажеры позволяют учащимся и педагогам проверить знания по той или иной теме, также они необходимы для подготовки учеников к государственным экзаменам (ОГЭ, И ЕГЭ). Наиболее популярным ресурсом является сайт «СДАМ ГИА», где можно найти пробные версии ВПР, ГИА и ЕГЭ. В своей работе для проверки текущих знаний в выпускных классах я использую материалы с сайта «СДАМ ГИА», готовые тестовые упражнения соответствуют требованиям ФГОС. Также данный сайт используется для самообразования учащихся, материалы размещены таким образом, что ученик может выбрать один из вариантов либо пройти тестирование по определённой теме, программа показывает ошибки и даёт правильные ответы, материалы на сайте обновляются каждый месяц.

В ходе уроков с использованием ИКТ учащиеся овладевают следующими навыками:

  • сбор и хранение информации;
  • поиск информации;
  • восприятие, понимание, отбор и анализ информации;
  • организация и представление информации;
  • создание информационного объекта на основе внутреннего представления человека;
  • планирование информации, коммуникация;
  • моделирование;
  • проектирование.

Владение всеми перечисленными навыками составляет основу информационной компетентности современного учащегося. Например, из трех 6 классов, в которых я преподаю, лишь в двух есть возможность применения мультимедийных технологий, а качество знаний учащихся в классе, необорудованном средствами мультимедиа ниже среднего по параллели.

Таким образом можно сделать вывод, что технологии мультимедиа положительно сказываются на образовательном процессе. Однако необходимо отметить и недостатки применения мультимедийных технологий на уроках истории, к которым относятся:

  • не все классы оборудованы компьютерами;
  • отсутствие возможности у некоторых учащихся использовать средства мультимедиа дома для подготовки домашнего задания, (из-за отсутствия компьютера, интернета);
  • в некоторых моментах недостаточная компьютерная грамотность учителя;
  • составление презентаций занимает много времени.

Использование информационных технологий на уроках истории позволяет создать условия для активного участия учащихся в учебном процессе, способствует улучшению восприятия и запоминания нового материала, а также позволяет педагогу успешно спланировать ход урока в соответствии с его целями.

Литература

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70379634/#help (дата обращения: 03.01.2021).
  2. "Использование мультимедийных технологий на уроках истории и обществознания" [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-multimediinykh-tekhnologii-na-uroka-3.html (дата обращения: 03.01.2021).
  3. Мухортова Д.Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики / Д.Д.Мухортова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 787-789. [электронный ресурс]. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31787/ (дата обращения: 03.01.2021).
  4. Низамова А.Ф. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе [Электронный ресурс] – URL: http://pedsovet.org/ publikatsii/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4561/Itemid (дата обращения: 03.01.2021).
  5. Пригарина Н.В. Использование мультимедийных технологий на уроках математики в начальной школе. [Электронный ресурс] – URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 03.01.2021).
  6. Сообщение сайта Минобрнауки РФ от 14.07.2014. До 1 января следующего года у каждого учебника должна появиться электронная версия. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/4298 (дата обращения: 03.01.2021).