Обобщающе-повторительный урок по разделу «Древняя Греция»

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 5

Ключевые слова: игра-конкурс


Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древняя Греция».

Планируемые результаты:

  • предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества: работать с исторической картой, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщить ее данные;
  • метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формировать свою точку зрения;.слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения из предложенных, а также их искать самостоятельно; давать определению понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать о обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
  • личностные УУД: обрести познавательный интерес к изучению истории; осмысливать роль и значение античной цивилизации для человеческого общества.

Оборудование: проектор, презентация «Семь чудес света древности», настенная карта «Древняя Греция», жетоны с исторической символикой, раздаточные материалы.

Тип урока: игра.

Этот урок можно провести в форме игры, как конкурс, а также внеклассное мероприятие.

Ход урока или внеклассного мероприятия

«Дорогие ребята! Сегодня мы проводим конкурс знатоков по истории Древней Греции. Изучая этот курс, мы узнали много интересного, увлекательного и полезного для себя. А сейчас давайте посмотрим, кто же из команд, из учеников лучше всех знает историю Древней Греции.

Правила игры: в игре участвуют две команды 5 класса. Команды по очереди выполняют задания, отвечают на вопросы. Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, то право ответа переходит к другой команде. Правильно ответивший ученик получает жетон с исторической символикой. Победители конкурса: команда и игрок - обладатель самого большого количества жетонов. Они получают призы.

  • Приглашается первая команда, капитан….
  • Приглашается вторая команда, капитан…
  • Приглашается жюри, в составе…
  • Презентация команд.
  • Жюри подводит итог: вручаются жетоны командам.

Итак, объявляется первый конкурс «Разминка»

1. Где жили древние греки? Показать на карте.

2. Чем занимались греки в Афинском государстве? Показать Афины на карте.

3. Чем занимались спартанцы? Показать Спарту на карте.

4. Почему греки основали много колоний? Показать греческие колонии на карте.

5. Как называли себя греки и свою родину?

6. В честь какого бога греки проводили олимпийские игры?

7. Какие состязания проводились во время олимпийских игр?

8. Чем награждали победителей олимпийских игр?

9. Почему греки, несмотря на превосходство персов, победили в Марафонском сражении?

10. Согласно преданию, еще не отшумела битва, как Мильтиад оттправил в Афины быстроногого воина сообщить о разгроме персов. Этот юноша бежал без отдыха и остановок. «Радуйтесь, мы победили!» - чуть слышно произнес он и пал мертвым, сердце воина не выдержало огромного напряжения. Подумайте, сколько километров должны бежать в наши дни участники марафонского бега- состязания, увековечившего подвиг афинского юноши?

11. Какой подвиг совершили спартанцы во время греко- персидских войн?

12. Почему греки победили в Саламинской битве?

13. Как воспитывали спартанских мальчиков?

14. Как воспитывали афинских мальчиков?

15. Почему в 5 веке до н. э. грекам удалось отстоять независимость в борьбе с персами, а спустя 150 лет Греция оказалась под властью Македонии?

16. Что привлекает вас в личности Александра Македонского?

Второй конкурс. Конкурс капитанов

В древности было семь чудес света древности (презентация): египетские пирамиды, висячие сады Вавилона, Храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский. Колосс Родосский, Фаросский маяк.

Приглашаются капитаны. Каждый выбирает конверт, где находится открытка, разрезанная на части. За одну минуту вы должны собрать общий вид памятника, одного из чудес света древности и рассказать его историю.

Третий конкурс

Очень много литературных произведений создано в Древней Греции. Я буду читать отрывки из произведений, а вы должны определить, откуда они взяты. Итак, объявляется третий конкурс.

1.

«Гектор, едва лишь увидел Патрокла,
великого духа…
Близко к нему подошел сквозь ряды
и ударил с размаха
Пикою живота и насквозь,
пронзил его медью.
И похваляясь, слова окрыленные
Гектор промолвил:
«Ты, наверное, Патрокол, собрался наш
город разрушить…
Бедный! И сам Ахиллес не помог тебе,
как не могуч он!»
(Гомер «Илиада»)

2.

Взявши могучий лук, Одиссей,
в испытаниях твердый,
Вмиг натянул тетиву, и сквозь кольца
стрела пролетела.
Прыгнул, держа свой колчан со стелами
лук,
Двери порог: из колчана он острые
высыпал стрелы...»
(Гомер «Одиссея»)

3. «Я дам тебе три яблока, сын Зевса,- ответил Атлас,- ты же, пока буду ходить за ними, должен встать на мое место, и держать на плечах своих небесный свод».(Мифы «Подвиги Геракла»)

4. «Быстрый полет забавляет Икара, все смелее взмахивает он крыльями. Икар забыл наставления отца, он не летит уже следом за ним». (Миф о Дедале и Икаре)

5. За Антигону вступается ее жених, сын царя: «Все граждане и весь народ фиванский ее вины не признают!» - убеждает он отца. Но что царю до народа. «В моей земле я царствую один!» «Принадлежать не может одному свободная земля!» - восклицает смелый юноша.(Софокл «Антигона»)

6. Птицы не пускают Ириду: «Ни с места! Стой спокойно! Где пропуск твой за подписью Вороны? Долой отсюда!..В великий город наш богам заказан вход. Из Зевсовских детей никто к нам не пройдет. Курений сладкий дым и мяса жирный чад отныне никогда до них не долетят». (Аристофан «Птицы»)

Четвертый конкурс «Исторические термины»

Объяснить значение слов: демос, демократия, стратег, Акрополь, Парфенон, педагог.

Пятый конкурс «Языковой»

Многие крылатые выражения пришли к нам из Древней Греции. В этом конкурсе вы должны рассказать, откуда произошли эти выражения и что они означают сейчас.

а) «ахиллесова пята» (Богиня Фетида купала Ахилла, держа за пятку, желая сделать сына бесстрашным, пятка не коснулась воды, пятка осталась уязвимой.) Означает: слабое место:

б) «троянский конь». (Греки подарили огромного деревянного коня троянцам, где спрятались греческие воины. Троянцы, не подозревая хитрости, ввезли его в Трою. Ночью греки вышли из коня и открыли ворота Трои, тем самым одержали победу над троянцами.) Означает: дар врага с целью его погубить;

в) «лаконичная речь». (Согласно проеданию, этим качеством обладали жители Древней Лаконики- спартанцы.) Означает: краткость и четкость в выражении мыслей;

г) «разрубить гордиев узел». (Легенда: кто развяжет гордиев узел, получит господство над миром. Александр Македонский не стал развязывать узел, он разрубил его.) Означает: принять быстрое и смелое решение запутанного и сложного вопроса.

Шестой конкурс «Даты»

Историю знает тот, кто хорошо знает даты. В этом конкурсе вы должны определить, когда произошли эти события:

а) Марафонское сражение - 490 г. до н.э.

Сражение при Фермопилах- 480 г. до н.э.

б) Саламинское сражение- 480 г. до н.э.

Первые олимпийские игры- 776 г. до н.э.

в) начало правления Перикла- 443 г. до н.э.

поход Александра Македонского на Восток- 334- 325 гг. до н.э.

Седьмой конкурс. Кроссворд «Угадай героя» (приложение)

Много мифических героев было в Древней Греции.

Команды угадывают кроссворд.

Для зрителей конкурс «Древнегреческие боги»

Перед вами выступят ученики 6 класса . Они представляют древнегреческих богов. Вы должны угадать их. (Ученики выступают в костюмах)

Дионис: «Я, бог виноградства и виноделия. Научил людей выращивать виноград и делать из него вино. В честь меня люди устраивают праздники, театральные представления».

Афина: «Я, любимая дочь Зевса. В полном вооружении , в шлеме, с острым копьем вышла из головы Зевса. Вздрогнул Олимп, когда я спрыгнула на Землю - богиня войны, порядка и разума, покровительница ремесла.

Деметра: «Аид похитил мою дочь когда она была юной девушкой, беззаботно собирала цветы в поле. Не вернусь я на Олимп, пока не увижу Персефону. Аид должен отпустить Персефону к матери.

Гефест: «Я, бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь».

Афродита: «Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Росла близ островов Киферы и Кипра. Куда не ступаю я, всюду благоухают цветы. Дикие звери следуют за мной как ручные. Я добра и нежна ко всем, кроме тех, кто любит самого себя».

Арес: «Я, бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит меня Зевс. Не будь я его сыном, давно бы низверг меня в Тартар. Сердце мое радует только жестокие битвы. Люблю носиться среди грохота оружия, криков и стонов сражающихся, в сверкающем вооружении с громадным щитом».

Зевс: «Я, царь богов и людей. Я сильнейший из всех богов. Бури, грозы, ветры и дожди, молнии и гром- все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну правой рукой и поражу клятвопреступника пламенной молнией».

Посейдон: «Я, морской владыка. Ударю я трезубцем- и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, как легкие скорлупки бросают корабли на скалы. Отложу свой трезубец- и утихают волны, спокойна и бескрайняя гладь морская».

Аид: «Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит души мертвых. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в царство мертвых».

Гера: «Когда я, блистая красотой, пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца Зевса».

Гермес: «Я, посланник богов. С быстротой мысли я переношусь с Олимпа на самый крайний света в своих крылатых сандалиях с жезлом в руках. Я- покровитель пастухов, бог прибыли и торговли».

Артемида: «Я, богиня охоты. С колчаном за спиной, с луком в руках я преследую дичь по горам и лесам. Мои любимые спутницы- нимфы и наяды. Охотники приносят в жертву мне первых убитых животных».

Наш конкурс подошел к концу. Он вам понравился?

Жюри подводит итоги: считает количество жетонов у каждого участника и команд; объявляет победителей и награждает их.

Список использованной литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для общеобразовательных организаций (Под ред. А. А. Искендерова. М.: Просвещение, 2013.
  2. Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы; пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014.
  3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. - Йошкар- Ола: Марийский полиграфическо - издательский комбинат, 1996.
  4. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. - М.: ВАКО, 2015.