На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Поэтому, по моему мнению, правильно организованная работа с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Для меня важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать и критически оценивать её. Данная работа способствует формированию смыслового чтения текста.
I. Теоретическое обоснование
Цель: применение, путем согласования, ТРКМЧП, RAFT-технологии, интерактивных методов и формирующего оценивания при работе с текстом для формирования УУД, развития смыслового чтения на уроках истории при работе с текстом.
Задачи:
- формирование у учащихся на уроках истории умения концентрироваться на учебной проблеме, собирать и осмысливать текстовую информацию;
- формирование смыслового чтения;
- создание условий для активной познавательной деятельности учащихся.
Можно выделить несколько видов работы с текстом.
1. Поиск информации и понимание прочитанного текста. При осуществлении данной работы учащийся учится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- находить в тексте требуемую информацию;
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.
2. Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках истории учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.
3. Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:
- откликаться на содержание информации;
- выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;
- находить пути проверки противоречивой информации;
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.
Теоретическая основа методической системы
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в США в конце XX века (Ч.Темпл, Дж.Стил, К.Мередит).
Цели использования технологии РКМЧП:
- формирование культуры чтения, включающей умение ориентироваться в различных источниках информации, использовать разные стратегии чтения, ранжировать информацию по степени важности и т.д.;
- развитие рефлексивной группы способностей: интерпретации (перевод информации на свой язык), и интеграции (сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме);
- развитие аналитического и критического мышления: научить рассматривать новые идеи и знания в контексте имеющихся представлений; выявлять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; устанавливать взаимосвязи между смысловыми блоками, выделять причинно-следственные связи; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи; уметь акцентироваться на главном.
Технология развития критического мышления включает в себя:
1. Стадия вызова | 2. Стадия осмысления |
3. Стадия рефлексии |
1. Актуализация имеющихся знаний |
1. Активное получение новой информации |
1. Размышление, рождение нового знания |
Интерактивные методы
Интерактивные приемы стимулируют учащихся говорить, слушать, задавать вопросы. Коллективная, парная, групповая работа позволяет включать каждого учащегося в процесс коммуникации. Важнейшей сущностной чертой интерактивного обучения можно считать многостороннее взаимодействие учеников и учителя. Также важными его чертами являются: сообучение (коллективное, кооперативное, обучение в сотрудничестве), в процессе которого идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; прямое взаимодействие учащихся со своим опытом.
RAFT-технология
Прием «RAFT-технология» (название произошло от первых букв слов: R – role (роль); A – audience (аудитория); F – format (форма); T – topic (тема)) заключается в представлении, описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причем «исполнитель» роли должен учитывать все обстоятельства, в которые попадает его персонаж, т. е. специфику аудитории и форму представления информации.
Через моделирование реальных жизненных ситуаций данная технология способствует систематизации, сопоставлению, анализу, обобщению и интерпретация информации. Достоинства данной технологии заключаются в том, что все учащиеся вовлечены в учебную познавательную деятельность, направленную не только на получение, но и на непосредственное применение новых знаний, а также создание условий для получения нового опыта деятельности, ее организации, общения, переживаний и перенесения его на повседневную жизнь. Важным преимуществом также является осознание учениками того факта, что работа в группе имеет так называемый групповой эффект когда каждый ученик понимает важность своего вклада в общее дело.
Формирующее оценивание
Способствует исправлению ошибок учащихся, обеспечивает обратную связь и формирует самооценку учащихся. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Для успешной работы с текстом мною используются оценочные листы различной направленности.
II. Система работы с текстом
Формированию универсальных учебных действий способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она позволяет формировать вдумчивое, смысловое, продуктивное чтение текста. Помогает структурировать и творчески перерабатывать информацию.
1. Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД
- Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, предвосхищать результат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество.
В своей работе использую следующие приемы работы с текстом.
А) Постановка вопросов к теме урока
ТЕМА: Появление неравенства и знати
Задача учащихся сформулировать вопросы к данной теме.
- Когда оно появилось?
- Почему появилось неравенство?
- Что такое - «знать»?
Учащиеся учатся целеполаганию, планированию своей деятельности.
Б) Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу».
Тема: Ассирийская держава.
1. В каком веке стали широко использовать железо?
2. Какая руда встречалась в природе чаще?
3. Что стали изготовлять из железных орудий труда?
1. Что стали впервые использовать ассирийцы в вооружении?
Возможно проведение повторения с контролем.
Вопросы задают по цепочке, выделяя главную информацию.
Сам задающий вопрос, анализирует и корректирует ответ товарища.
2. Приемы формирования познавательных УУД
Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- уметь осуществлять сравнение по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Для формирования познавательных УУД использую следующие приемы:
А) «Текст с историческими ошибками»
При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют 2-3 предложения с историческими ошибками и задают друг другу.
Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
1. В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом.
2.Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами.
3. Работать на хозяина должник должен был лишь 6 лет.
Найденную ошибку необходимо аргументировать, привлекая доказательства правоты. Ученик учиться структурировать знания. Формируется умение строить высказывания.
Б) «Исторический текст, с пропусками слов». Учащимися составляются тексты (и слова для справок в 5 кл.) для индивидуальной работы.
Тема урока: Великая Французская революция. 7 класс
Вставьте слова или словосочетания в пропуски.
При _______А_ королевская казна совершенно опустела. Король поинтересовался. "Так это бунт?" и услышал в ответ: "_____Б____". Восставшие уничтожили крепость ___В___. Появилось два политических клуба: якобинцы и ____Г___. В августе 1792 года было решено созвать Национальный ____Д___. В 1793 году после смены власти была установлена _____Е___. ___Ж__ скоро стала символом террора и всего якобинского правления. После термидорианского переворота власть перешла к ____З____.
Ученик учится ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смыла. Ставит пред собой цель логического чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
В) Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа).У ученика формируется умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов. Учатся выражать свои мысли.
Составить два суждения «Верно ли, что…»
А) князь Олег захватил Константинополь;
Б) Именно мать князя Игоря первая приняла крещение;
В) Князь Святослав хотел перенести столицу в Боголюбово.
Г) Составить сравнительную таблицу. Формируется умение структурировать анализ исторического источника или учебного текста, выделять не только главную, но избыточную информацию. Ученики учатся преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (знаково - символические умения).
Формирования учебно-логического умения - обобщать:
1. Составить таблицу строек Первых пятилеток
2. Более сложного уровня задание – отыскать в логическом ряду лишнее имя, дату, термин, а для всех остальных подобрать обобщающее слово.
Пример: Определите, какое понятие или событие является лишним в ряду, и объясните почему:
А) Мандаты, плебисцит, демилитаризованная зона, Тройственный союз;
Б) Национальная администрация, трудовые лагеря, план Маршалла, политика «доброго» соседа»;
В) освоение целины, реорганизация МТС, "застой", Новочеркасск.
Выполняя задание подобного типа, обучающиеся должны будут установить тот общий признак, который объединяет все объекты, кроме лишнего.
Учебно-логическое умение классифицировать:
Первоначально можно помогать обучающимся называть основания для разделения явлений и объектов на группы, а затем предлагать им это делать самостоятельно. Можно предлагать обучающимся составлять свои варианты рядов с объектами по нескольким признакам одного рода. Задание на соотнесение.
Пример: Развитие Европы и Америки в XVII–XVIII веках. 10 класс
Установите соответствие: Революция - историческое понятие
Английская буржуазная революция | Война за независимость в США |
Великая Французская революция |
|
|
|
1. Левеллеры; 2. Конфедерация; 3. Индепенденты; 4. Жирондисты; 5. Пресвитериане; 6. Директория; 7. Национальный Конвент; 8. Континентальный Конгресс; 9. Закон о подозрительных; 10. Протекторат; 11. "Великая ремонстрация"; 12. роялисты; 13. Термидорианский переворот; 14. Бостонское "Чаепитие"; 15. Якобинская диктатура; 16. Декларация Независимости; 17. Билль о правах; 18. Революционный террор.
Д) «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)
Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении об исторических событиях и личностях использую данный прием. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чем идет речь.Этот приём можно использовать и на этапе повторения.
1. Очень уважаемый человек
2. Его боялись все кроме одного
3. Он собирал налоги в Египте (Писец)
Формируется построение логической цепочки рассуждений, осуществляется синтез информации.
Е) Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. (3-4 предложений) "пятиминутное эссе"
Ученик учится понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого-либо события. Формируется умение смыслообразования.
Пример: тема урока: Русь и Золотая Орда. 6 класс. Ученики написали следующее эссе.
Главным отрицательным последствием монгольского ига для русского населения была необходимость отдавать воинов на службу хану. Русь сама ослабевала теряя мужчин. А монгольское войско, наоборот увеличивалось. Русским воинам было трудно, стыдно сражаться за ненавистного врага - хана. Но они были вынуждены это делать.
С помощью данных технологических приемов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у пятиклассников. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Учитель выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении сложного для них предмета истории.
III. Компоненты системы работы
Приемы, используемые на стадии вызова
Учитель на стадии вызова актуализирует у учащихся имеющиеся знания по изучаемой теме, побуждает интерес к новому материалу. Мною используются следующие приемы ТРКМЧП и их согласование с приемами других технологий:
Приемы ТРКМЧП |
Согласование |
УУД |
№1. Корзина идей |
№1-2. Интерактивное обучение (предлагают идеи для обсуждения противоположным группам) |
Формируется умение |
№2. Мозговой штурм |
||
№ 3. Рассказ предположение по ключевым словам |
№3. РАФТ-технология |
Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.Составление плана и последовательности действийв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
№4. Показ отрывка из фильма |
||
№5. Ряды понятий. (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие). |
№5. оценочный лист, который содержит критерии: обоснованность ответа, количество правильных ответов |
Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные, регулятивные УУД |
Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления
На данной стадии учитель формирует навыки осмысленного, вдумчивого чтения.
Организует непосредственную работу с новой информацией для ее осмысления.
Мною используются следующие приёмы технологии критического мышления:
Приемы ТРКМЧП |
Согласование |
УУД |
№1. Составление "тонких" и "толстых" вопросов, кубик Блума |
№1. Интерактивное обучение (задают вопросы «по кругу другу») |
Формируется умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером. |
№2. Составление текста с историческими ошибками |
№2. Интерактивное обучение «по кругу другу» |
Осуществляется познавательная рефлексия в отношении действий по решению учебных познавательных задач; |
№ 3. Составление суждений "верно ли, что..." |
№3. РАФТ-технология. суждения составляются от лица кого-то и для какой-то исторической личности |
Формируется умение |
№4. Составление задания "Три подсказки" |
№4. Интерактивное обучение «групповой ответ» |
Формируется умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Познавательные, коммуникативные УУД |
№5. Пометки на полях «Инсерт» |
№5. Оценочный лист, который содержит критерии: обоснованность ответа, количество правильных ответов |
Формируются основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения. |
Приемы, используемые на стадии рефлексии
Деятельность учителя на данной стадии способствует выработке собственного отношения к информации у каждого учащегося. На стадии рефлексии я использую следующие приемы:
Приемы ТРКМЧП |
Согласование |
УУД |
№1. Трех-пятиминутное эссе |
№1. Формирующее оценивание прием «Закончи предложение» |
Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений; оценивание усваиваемого содержания. |
№2. "Синквейн" или "диамант" |
№2. формирующее оценивание «рефлексивное сочинение» |
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
№ 3. Кластеры или сводные таблицы |
№3. Интерактивное взаимообучение |
Формируется умение |
№4. Творческое задание – написать рассказ |
№4. РАФТ-технология |
Формирование навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Развиваются навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и смыслообразования. |
№5. Карта понятий |
№5. Оценочный лист критерии, которого разработаны совместно |
Осуществляется анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Познавательные УУД |
Оптимальность и эффективность методических средств
Выбранные мною технологии и приемы используются путем согласования на уроках для анализа текста. Согласование может быт одного приема на уроке или же на протяжении всего урока согласуются несколько приемов. Они не противоречат друг другу, а помогают в достижении метапредметных, предметных и личностных планируемых результатов. В основе работы с текстом я использую ТРКМЧП и уже на нее "нанизываются" путем согласования RAFT-технология, формирующее оценивание и интерактивные методы. Они дополняют друг друга и позволяют в полной мере организовать поиск информации и понимание прочитанного текста, преобразовать и интерпретировать текст, а также формируют умение оценивать информацию, полученную из текста. Таким образом, путем согласования формируются УУД и развивается смысловое чтение текста на уроках истории.
IV. Вывод
При работе с текстом на уроках истории формируются различные УУД. В основе работы с текстом, на моих уроках, лежит технология ТРКМЧП. Но для развития для смыслового чтения и формирования УУД мною используются и другие технологии путем согласования, RAFT-технологии, интерактивных методов и формирующего оценивания.
На моих уроках поддерживается высокий темп работы. Учащиеся систематизируют информацию, делают выводы. В работу включен каждый ученик, никто не отсиживается. Ученики активно работают с текстом.
V. Библиография
1. Горохова О.А. Интерактивные приемы и развитие коммуникативных умений учащихся.
2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. Современные педагогические технологии. СПб: КАРО, 2015.
3. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2009.
4. Несмелова М.Л. Применение интерактивных педагогических технологий и приемов на современном уроке истории.
5. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.