Формирование универсальных учебных действий при работе с текстом на уроках истории

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технология критического мышления


На уроках истории в основе процесса обучения лежит работа с текстом. Поэтому, по моему мнению, правильно организованная работа с текстом способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Для меня важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать и критически оценивать её. Данная работа способствует формированию смыслового чтения текста.

I. Теоретическое обоснование

Цель: применение, путем согласования, ТРКМЧП, RAFT-технологии, интерактивных методов и формирующего оценивания при работе с текстом для формирования УУД, развития смыслового чтения на уроках истории при работе с текстом.

Задачи:

  • формирование у учащихся на уроках истории умения концентрироваться на учебной проблеме, собирать и осмысливать текстовую информацию;
  • формирование смыслового чтения;
  • создание условий для активной познавательной деятельности учащихся.

Можно выделить несколько видов работы с текстом.

1. Поиск информации и понимание прочитанного текста. При осуществлении данной работы учащийся учится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  • находить в тексте требуемую информацию;
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

2. Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках истории учащийся учится: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.

3. Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащийся учится:

  • откликаться на содержание информации;
  • выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;
  • находить пути проверки противоречивой информации;
  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

Теоретическая основа методической системы

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в США в конце XX века (Ч.Темпл, Дж.Стил, К.Мередит).

Цели использования технологии РКМЧП:

  • формирование культуры чтения, включающей умение ориентироваться в различных источниках информации, использовать разные стратегии чтения, ранжировать информацию по степени важности и т.д.;
  • развитие рефлексивной группы способностей: интерпретации (перевод информации на свой язык), и интеграции (сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме);
  • развитие аналитического и критического мышления: научить рассматривать новые идеи и знания в контексте имеющихся представлений; выявлять ошибки в рассуждениях; избегать категоричности в утверждениях; устанавливать взаимосвязи между смысловыми блоками, выделять причинно-следственные связи; подвергать сомнению логическую непоследовательность устной и письменной речи; уметь акцентироваться на главном.

Технология развития критического мышления включает в себя:

1. Стадия вызова

2. Стадия осмысления

3. Стадия рефлексии

1. Актуализация имеющихся знаний
2. Пробуждение интереса к получению учеником
новой информации
3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний

1. Активное получение новой информации
2. Осмысление новой информации, соотнесение ее с собственными знаниями.
3. Корректировка учеником собственных целей

1. Размышление, рождение нового знания
2. Выработка собственного отношения к новому знанию.
3. Обмен идеями
4. Постановка учеником новых, собственных целей обучения (новый вызов)

Интерактивные методы

Интерактивные приемы стимулируют учащихся говорить, слушать, задавать вопросы. Коллективная, парная, групповая работа позволяет включать каждого учащегося в процесс коммуникации. Важнейшей сущностной чертой интерактивного обучения можно считать многостороннее взаимодействие учеников и учителя. Также важными его чертами являются: сообучение (коллективное, кооперативное, обучение в сотрудничестве), в процессе которого идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности; прямое взаимодействие учащихся со своим опытом.

RAFT-технология

Прием «RAFT-технология» (название произошло от первых букв слов: R – role (роль); A – audience (аудитория); F – format (форма); T – topic (тема)) заключается в представлении, описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причем «исполнитель» роли должен учитывать все обстоятельства, в которые попадает его персонаж, т. е. специфику аудитории и форму представления информации.

Через моделирование реальных жизненных ситуаций данная технология способствует систематизации, сопоставлению, анализу, обобщению и интерпретация информации. Достоинства данной технологии заключаются в том, что все учащиеся вовлечены в учебную познавательную деятельность, направленную не только на получение, но и на непосредственное применение новых знаний, а также создание условий для получения нового опыта деятельности, ее организации, общения, переживаний и перенесения его на повседневную жизнь. Важным преимуществом также является осознание учениками того факта, что работа в группе имеет так называемый групповой эффект когда каждый ученик понимает важность своего вклада в общее дело.

Формирующее оценивание

Способствует исправлению ошибок учащихся, обеспечивает обратную связь и формирует самооценку учащихся. Формирующее оценивание понимается как процесс поиска и интерпретации данных, которые ученики и их учителя используют для того, чтобы решить, как далеко ученики уже продвинулись в своей учёбе, куда им необходимо продвинуться и как сделать это наилучшим образом. Для успешной работы с текстом мною используются оценочные листы различной направленности.

II. Система работы с текстом

Формированию универсальных учебных действий способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она позволяет формировать вдумчивое, смысловое, продуктивное чтение текста. Помогает структурировать и творчески перерабатывать информацию.

1. Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД

  • Регулятивные УУД: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, предвосхищать результат, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение организовывать учебное сотрудничество.

В своей работе использую следующие приемы работы с текстом.

А) Постановка вопросов к теме урока

ТЕМА: Появление неравенства и знати

Задача учащихся сформулировать вопросы к данной теме.

  • Когда оно появилось?
  • Почему появилось неравенство?
  • Что такое - «знать»?

Учащиеся учатся целеполаганию, планированию своей деятельности.

Б) Постановка простых и сложных вопросов к тексту: «Вопрос другу».

Тема: Ассирийская держава.

1. В каком веке стали широко использовать железо?

2. Какая руда встречалась в природе чаще?

3. Что стали изготовлять из железных орудий труда?

1. Что стали впервые использовать ассирийцы в вооружении?

Возможно проведение повторения с контролем.

Вопросы задают по цепочке, выделяя главную информацию.

Сам задающий вопрос, анализирует и корректирует ответ товарища.

2. Приемы формирования познавательных УУД

Познавательные УУД: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • уметь осуществлять сравнение по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Для формирования познавательных УУД использую следующие приемы:

А) «Текст с историческими ошибками»

При изучении нового материала в парах или группах ученики составляют 2-3 предложения с историческими ошибками и задают друг другу.

Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1. В Вавилоне письменные законы были написаны Тутмосом.

2.Богатые вавилоняне владели полями и садами с оливковыми пальмами.

3. Работать на хозяина должник должен был лишь 6 лет.

Найденную ошибку необходимо аргументировать, привлекая доказательства правоты. Ученик учиться структурировать знания. Формируется умение строить высказывания.

Б) «Исторический текст, с пропусками слов». Учащимися составляются тексты (и слова для справок в 5 кл.) для индивидуальной работы.

Тема урока: Великая Французская революция. 7 класс

Вставьте слова или словосочетания в пропуски.

При _______А_ королевская казна совершенно опустела. Король поинтересовался. "Так это бунт?" и услышал в ответ: "_____Б____". Восставшие уничтожили крепость ___В___. Появилось два политических клуба: якобинцы и ____Г___. В августе 1792 года было решено созвать Национальный ____Д___. В 1793 году после смены власти была установлена _____Е___. ___Ж__ скоро стала символом террора и всего якобинского правления. После термидорианского переворота власть перешла к ____З____.

Ученик учится ориентироваться в содержании текста и понимании его целостного смыла. Ставит пред собой цель логического чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

В) Формулировать на основе текста свои доказательства. (индивидуальная или парная работа).У ученика формируется умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение или опровержение выдвинутых тезисов. Учатся выражать свои мысли.

Составить два суждения «Верно ли, что…»

А) князь Олег захватил Константинополь;

Б) Именно мать князя Игоря первая приняла крещение;

В) Князь Святослав хотел перенести столицу в Боголюбово.

Г) Составить сравнительную таблицу. Формируется умение структурировать анализ исторического источника или учебного текста, выделять не только главную, но избыточную информацию. Ученики учатся преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (знаково - символические умения).

Формирования учебно-логического умения - обобщать:

1. Составить таблицу строек Первых пятилеток

2. Более сложного уровня задание – отыскать в логическом ряду лишнее имя, дату, термин, а для всех остальных подобрать обобщающее слово.

Пример: Определите, какое понятие или событие является лишним в ряду, и объясните почему:

А) Мандаты, плебисцит, демилитаризованная зона, Тройственный союз;

Б) Национальная администрация, трудовые лагеря, план Маршалла, политика «доброго» соседа»;

В) освоение целины, реорганизация МТС, "застой", Новочеркасск.

Выполняя задание подобного типа, обучающиеся должны будут установить тот общий признак, который объединяет все объекты, кроме лишнего.

Учебно-логическое умение классифицировать:

Первоначально можно помогать обучающимся называть основания для разделения явлений и объектов на группы, а затем предлагать им это делать самостоятельно. Можно предлагать обучающимся составлять свои варианты рядов с объектами по нескольким признакам одного рода. Задание на соотнесение.

Пример: Развитие Европы и Америки в XVII–XVIII веках. 10 класс

Установите соответствие: Революция - историческое понятие

Английская буржуазная революция

Война за независимость в США

Великая Французская революция

 

 

 

1. Левеллеры; 2. Конфедерация; 3. Индепенденты; 4. Жирондисты; 5. Пресвитериане; 6. Директория; 7. Национальный Конвент; 8. Континентальный Конгресс; 9. Закон о подозрительных; 10. Протекторат; 11. "Великая ремонстрация"; 12. роялисты; 13. Термидорианский переворот; 14. Бостонское "Чаепитие"; 15. Якобинская диктатура; 16. Декларация Независимости; 17. Билль о правах; 18. Революционный террор.

Д) «Три подсказки» (парная работа, ответы на карточках сдают учителю)

Для того чтобы заинтересовать детей во внимательном чтении об исторических событиях и личностях использую данный прием. Учащиеся составляют три подсказки, чтобы определить о ком или о чем идет речь.Этот приём можно использовать и на этапе повторения.

1. Очень уважаемый человек

2. Его боялись все кроме одного

3. Он собирал налоги в Египте (Писец)

Формируется построение логической цепочки рассуждений, осуществляется синтез информации.

Е) Написание творческих заданий. Продолжить рассказ, используя полученные знания на уроке. (3-4 предложений) "пятиминутное эссе"

Ученик учится понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Моделирует, прогнозирует возможные исторические последствия какого-либо события. Формируется умение смыслообразования.

Пример: тема урока: Русь и Золотая Орда. 6 класс. Ученики написали следующее эссе.

Главным отрицательным последствием монгольского ига для русского населения была необходимость отдавать воинов на службу хану. Русь сама ослабевала теряя мужчин. А монгольское войско, наоборот увеличивалось. Русским воинам было трудно, стыдно сражаться за ненавистного врага - хана. Но они были вынуждены это делать.

С помощью данных технологических приемов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у пятиклассников. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией. Учитель выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация пятиклассников, при изучении сложного для них предмета истории.

III. Компоненты системы работы

Приемы, используемые на стадии вызова

Учитель на стадии вызова актуализирует у учащихся имеющиеся знания по изучаемой теме, побуждает интерес к новому материалу. Мною используются следующие приемы ТРКМЧП и их согласование с приемами других технологий:

Приемы ТРКМЧП

Согласование

УУД

№1. Корзина идей

№1-2. Интерактивное обучение (предлагают идеи для обсуждения противоположным группам)

Формируется умение
выдвигать и подтверждать или опровергать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.Через моделирование ситуации формируются личностные оценочные суждения.
Познавательные, личностные, коммуникативные УУД

№2. Мозговой штурм

№ 3. Рассказ предположение по ключевым словам

№3. РАФТ-технология
№4. РАФТ-технология: просмотр видеоряда с позиции исторической предложенной личности

Поиск и выделение информации; анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.Составление плана и последовательности действийв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Познавательные, личностные, регулятивные УУД.

№4. Показ отрывка из фильма

№5. Ряды понятий. (необходимо определить принцип построения рядов, найти лишнее понятие или одно обобщающее понятие).

№5. оценочный лист, который содержит критерии: обоснованность ответа, количество правильных ответов

Формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные, регулятивные УУД

Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления

На данной стадии учитель формирует навыки осмысленного, вдумчивого чтения.

Организует непосредственную работу с новой информацией для ее осмысления.

Мною используются следующие приёмы технологии критического мышления:

Приемы ТРКМЧП

Согласование

УУД

№1. Составление "тонких" и "толстых" вопросов, кубик Блума

№1. Интерактивное обучение (задают вопросы «по кругу другу»)

Формируется умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Коммуникативные УУД

№2. Составление текста с историческими ошибками

№2. Интерактивное обучение «по кругу другу»

Осуществляется познавательная рефлексия в отношении действий по решению учебных познавательных задач;
Осуществляется взаимный контроль и формируется умение оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные и коммуникативные УУД

№ 3. Составление суждений "верно ли, что..."

№3. РАФТ-технология. суждения составляются от лица кого-то и для какой-то исторической личности

Формируется умение
выдвигать и подтверждать или опровергать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов и явлений.Через моделирование ситуации формируются личностные оценочные суждения.
Познавательные, личностные, коммуникативные УУД

№4. Составление задания "Три подсказки"

№4. Интерактивное обучение «групповой ответ»

Формируется умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Познавательные, коммуникативные УУД

№5. Пометки на полях «Инсерт»

№5. Оценочный лист, который содержит критерии: обоснованность ответа, количество правильных ответов

Формируются основы ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.
Умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Познавательные УУД

Приемы, используемые на стадии рефлексии

Деятельность учителя на данной стадии способствует выработке собственного отношения к информации у каждого учащегося. На стадии рефлексии я использую следующие приемы:

Приемы ТРКМЧП

Согласование

УУД

№1. Трех-пятиминутное эссе

№1. Формирующее оценивание прием «Закончи предложение»

Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи; построение логической цепи рассуждений; оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные и личностные УУД

№2. "Синквейн" или "диамант"

№2. формирующее оценивание «рефлексивное сочинение»

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные, регулятивные УУД.

№ 3. Кластеры или сводные таблицы

№3. Интерактивное взаимообучение

Формируется умение
структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий. Осуществляется взаимный контроль.
Регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД

№4. Творческое задание – написать рассказ

№4. РАФТ-технология

Формирование навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Развиваются навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации и смыслообразования.
Познавательные, коммуникативные, личностные УУД

№5. Карта понятий

№5. Оценочный лист критерии, которого разработаны совместно

Осуществляется анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Познавательные УУД

Оптимальность и эффективность методических средств

Выбранные мною технологии и приемы используются путем согласования на уроках для анализа текста. Согласование может быт одного приема на уроке или же на протяжении всего урока согласуются несколько приемов. Они не противоречат друг другу, а помогают в достижении метапредметных, предметных и личностных планируемых результатов. В основе работы с текстом я использую ТРКМЧП и уже на нее "нанизываются" путем согласования RAFT-технология, формирующее оценивание и интерактивные методы. Они дополняют друг друга и позволяют в полной мере организовать поиск информации и понимание прочитанного текста, преобразовать и интерпретировать текст, а также формируют умение оценивать информацию, полученную из текста. Таким образом, путем согласования формируются УУД и развивается смысловое чтение текста на уроках истории.

IV. Вывод

При работе с текстом на уроках истории формируются различные УУД. В основе работы с текстом, на моих уроках, лежит технология ТРКМЧП. Но для развития для смыслового чтения и формирования УУД мною используются и другие технологии путем согласования, RAFT-технологии, интерактивных методов и формирующего оценивания.

На моих уроках поддерживается высокий темп работы. Учащиеся систематизируют информацию, делают выводы. В работу включен каждый ученик, никто не отсиживается. Ученики активно работают с текстом.

Приложение

V. Библиография

1. Горохова О.А. Интерактивные приемы и развитие коммуникативных умений учащихся.

2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В. и др. Современные педагогические технологии. СПб: КАРО, 2015.

3. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И.Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2009.

4. Несмелова М.Л. Применение интерактивных педагогических технологий и приемов на современном уроке истории.

5. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта.