Использование электронных баз данных по поиску участников Великой Отечественной войны при подготовке к уроку истории

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Патриотическое воспитание

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Как известно, историческая память составляет ментальное ядро общественного сознания. Необходимо понимать, что чем больше общество занимается осмыслением исторического процесса, тем лучше и дольше хранится память об исторических событиях.

Одна из основных задач предмета «История» в школе – это сохранение и передача исторической памяти народа. Особую роль в этом плане играют уроки и внеурочные мероприятия, посвященные изучению Великой Отечественной войны.

К слову, на сегодняшний день педагоги используют различные методы привлечения внимания школьников к теме войны 1941-1945 гг. Применяются различные вариации викторин, игровых методик, а также различные варианты проведения уроков памяти в виде лекций и семинаров. Особенно интересно применение научно-исследовательской деятельности учащихся. В настоящее время учебников, учебных пособий, научных и научно-популярных книг по истории издается очень много, стремительно растет и число исторических сайтов в Интернете. Учащиеся, заинтересовавшиеся какой либо проблемой или поставленные перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы, обычно не испытывают дефицита в источниках информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определенными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для ее действительного, а не формального усвоения. Вот здесь на первый план выходит умение учителя руководить и контролировать оказывать помощь и направлять исследовательскую деятельность учащихся.

В этом плане представляется актуальным показать учащимся возможность использования электронных баз данных по поиску участников Великой отечественной войны. С помощью подобных ресурсов возможно не только на практике овладеть навыками поиска информации, но и больше узнать об истории своей семьи.

В данной статье представлено краткое описание баз данных, а также примеры их использования на уроках истории и во внеурочной деятельности школьников.

Интернет-портал «Память народа» (https://pamyat-naroda.ru/) создан Министерством обороны и включает в себя информацию банков данных «Мемориал» и «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». На портале представлена информация о более чем 18 млн солдат и офицеров, более 100 тысяч военных карт, а также большое количество записей о подвигах советского народа. С помощью данного ресурса любой желающий может узнать боевой путь своего родственника от призыва до возвращения домой.

Для работы с интернет-порталом «Память народа» не требуется регистрация и, что не мало важно, у него довольно простой интерфейс. Для поиска информации необходимо указать имя, фамилию и отчество участника войны, а также дату его рождения. Однако, портал найдет информацию даже при указании только двух переменных – например, фамилии и имени.

Кроме того, имеется возможность расширенного поиска. Например, можно осуществлять поиск по месту смерти, по информации о награждении, а также, если учащийся не знает точную дату рождения участника ВОВ, можно указать период лет, когда мог родиться разыскиваемый человек.

Система представит вам информацию о месте службы, боевых наградах, а также покажет боевой путь вашего родственника на карте.

Рис 1. Пример карточки с данными

Рис 2. Пример карточки с данными

На уроке истории, при прохождении темы «Народы СССР в Великой Отечественной войне» возможно предложить учащимся найти информацию о своем воевавшем родственнике, а также сделать дома работу по подробному описанию боевого пути.

Рис 3. Учащийся демонстрирует поиск информации о своем родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне

Не менее интересным является интернет-портал ОБД «Мемориал». Портал имеет простой дизайн и интерфейс, для поиска данных не требуется регистрация. Основной массив документов – это донесения боевых частей о безвозвратных потерях и другие архивные документы, уточняющие потери (похоронки, документы госпиталей и медсанбатов, трофейные карточки советских военнопленных и т.д.). Пополнение банка данных идет и сейчас.

Сайт «Погибшие» (http://xn--90adhkb6ag0f.xn--p1ai/arhiv/pogibshie-i-propavshie-vo-vtoroj-mirovoj-vojne) будет полезен для осуществления исследовательской деятельности учащихся. Здесь представлены списки пропавших и погибших солдат Второй мировой войны. Кроме того, любой желающий может оставить заявку на поиск информации по пропавшему или погибшему родственнику.

Информацию о тружениках тыла можно найти на сайте «Бессмертный полк» (https://www.moypolk.ru/), сведения о погибших в плену на территории Германии представлены на сайте Мемориала Эренхайн Цайтхайн (https://ru.stsg.de/cms/dokstelle/content/o-tsentre/tsentr-dokumentatsii). Интересны порталы с представленными воспоминаниями участников боевых действий «Япомню» (https://iremember.ru/) и виртуальный альбом «Военный альбом» (https://waralbum.ru/). Данные ресурсы могут быть полезны при подготовке к уроку или при создании тематических презентаций.

Особенное значение имеют электронные книги памяти регионов. Электронная книга памяти это своеобразная база данных с воспоминаниями участников ВОВ, а также с сочинениями о войне от потомков ветеранов. Все книги памяти систематизированы по регионам на сайте Поискового движение России (http://rf-poisk.ru/page/34/). Подобные проекты пытаются создать «живую историю» сохранив для потомков воспоминания ветеранов – бесценные живые свидетельства военных лет. С каждым годом ценность этих свидетельств возрастает, растет и внимание к человеку, его личному жизненному пути, к истории повседневности. Это то, чего не пишут в учебниках, то, что можно узнать лишь при личной встрече.

Таким образом, использование электронных баз данных на уроках истории и во внеурочно деятельности помогает развить в молодом поколении патриотические чувства, а так же способствует сохранению исторической памяти о войне.