Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи

Разделы: История и обществознание

Класс: 11

Ключевые слова: Екатерина Великая


«Ее великолепие ослепляло, приветливость
привлекала, щедроты привязывали,
само сластолюбие сей хитрой женщины
утверждало ее владычество».
А.С. Пушкин

Класс: 11 класс.

Название раздела: «Россия в конце ХVII-ХVIII в.: от царства к империи».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в конце ХVII-ХVIII в.: от царства к империи» изучается в курсе «История России» 11 класс – учебник Кириллов В.В., Бравина М.А. «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В.В.Кириллов, М.А.Бравина; под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2020».

Цели и задачи урока:

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей Родины.
  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о Российской империи при Екатерине II.
  • Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
  • Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Тип урока: применение и совершенствование знаний.

Планируемые образовательные результаты:

  1. Предметные результаты:
  • умение соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Екатерины II;
  • умение критически анализировать источник исторической информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамками изучаемых исторических процессов и явлений;
  • умение вести диалог и обосновывать свою точку зрения.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
  • Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • понимание роли личности в истории;
  • восприятие истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
  • выработка собственного мнения о деятельности и оценке внутренней и внешней политики Екатерины II, о качествах личности, необходимых правителю государства;
  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире.

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Эпоха славы и могущества России»;
  • выставка книг «Екатерина II: время и окружение»;
  • портреты Екатерины II и ее сподвижников;
  • репродукция картины Левицкого Д.Г. «Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия» (1783);
  • интерактивная карта «Россия в ХVIII в.»;
  • фрагмент художественного фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством») реж. А.Роу;
  • фрагмент телеспектакля «Капитанская дочка» реж. П. Резников;
  • фрагмент видеоролика И.Е.Хандошкин «Канцона из Концерта для альта с оркестром» (исп. Г.Безруков) (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kDnXxpUGimI (дата обращения 11.01.2021)).
  • фрагмент видеоролика «Гром победы, раздавайся!» сл. Г.Державин, комп. О.Козловский. (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=StgM2I6BtJk (дата обращения 11.01.2021)).
  • фрагмент видеоролика «Век Екатерины. Портреты и судьбы» (серия «Эрмитаж Online») (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=tTeRjWeoZGU (дата обращения 11.01.2021));
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Длительность изучения темы: 2 урока.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самоконтроль.

Основные понятия и термины: просвещенный абсолютизм, Уложенная комиссия, реформы, Жалованные грамоты дворянству и городам, ассигнации, казачество, «прелестные письма», протекторат, вооруженный нейтралитет.

Форма проведения урока: дидактическая интеллектуальная игра.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Опережающее домашнее задание:

  1. §31 «Российская империя при Екатерине II», §32 «Восстание под предводительством Е.И.Пугачева», §33 «Россия в мировой и европейской политике во второй половине ХVIII в.» – учебник «История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни / В.В.Кириллов, М.А.Бравина; под ред. Ю.А.Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово- учебник, 2020».
  2. Видеоурок «Российская империя при Екатерине II. Итоги «золотого века» (Режим доступа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2540/main/ (дата обращения 11.01.2021));
  3. Видеоурок «Повторительно-обобщающий урок. Российская империя при Екатерине II и Павле I» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=pB-_s1UwVho (дата обращения 11.01.2021));
  4. Составьте интеллект-карту на тему: «Российская империя при Екатерине II», используя онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» (Режим доступа: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 11.01.2021)). При составлении интеллект-карты используйте цифровые образовательные ресурсы:
    А). Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    Б). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    В). Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
    Г). Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).

В игре принимают участие учащиеся 11 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи».

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

В ходе подготовки к уроку вы познакомились с жизнью и деятельностью Екатерины II и составили интеллект-карту «Российская империя при Екатерине II». На уроке, с помощью ваших интеллект-карт, вы будете выполнять различные задания на своих планшетах и многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном. Вам предстоит отвечать на вопросы и высказывать свое мнение, анализировать исторические документы и делать выводы, работать с понятиями, используя цифровые образовательные ресурсы и онлайн-сервисы.

Этапы дидактической игры:

  1. Конкурс «Представление команд».
  2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)».
  3. Конкурс «Орлы Екатерины II».
  4. Конкурс «Найди слово!».
  5. Конкурс капитанов «Виват, История!».
  6. Конкурс «Русское военное искусство при Екатерине II».
  7. Конкурс «Наследники Петра I».

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

Звучит фрагмент аудиозаписи И.Е.Хандошкин (1747-1804) «Канцона из Концерта для альта с оркестром» (исп. Г.Безруков) (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=kDnXxpUGimI (дата обращения 11.01.2021)).

Вступительное слово учителя: Екатерина II – наследница Петра Великого. Территория России при Екатерине II существенно расширилась, а население страны выросло вдвое по сравнению с петровским временем, достигнув, по официальным данным, 37,4 млн. человек. Россия стала самой населенной европейской страной. В 1768 году Екатерине II удалось осуществить мечту Петра I – одержать победу над турками, вывести Россию к Черному морю, завладеть Очаковым и Крымом. Часть территории Польши также отошла к Российской империи. Привлекая множество иностранцев в Санкт-Петербург, императрица приобщала подданных к европейской науке и культуре. Екатерина провела педагогическую реформу, внедрила в жизнь систему женского образования. В её царствование борьба с эпидемиями приобрела характер государственных мероприятий. Она снискала уважение самых широких масс и, вслед за Петром, получила титул «Великой».

Этапы дидактической игры

II. Актуализация знаний

1. Конкурс «Представление команд»

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org – «Доска объявлений» (текст, рисунки, аудио, видео).

2. Конкурс «Творческая разминка (Словесные пазлы)»

Задание для команд А и Б: Соберите из рассыпавшихся слов высказывания Екатерины II. Прочитайте и объясните их смысл.
(При подготовке этого конкурса используется модуль «Простой порядок» LearningApps.org.).

Д.Левицкий. Екатерина II – законодательница в храме богини Правосудия. (1783)

Ответ:

А. «Первое наше желание – видеть наш народ счастливым…». Екатерина II.

Б. «Одно потомство в праве судить меня. Только перед ним я смело могу сказать ему, что я нашла и что после себя оставила». Екатерина II.

III. Обобщение и систематизация знаний и умений

3. Конкурс «Орлы Екатерины II»

Задание для команд А и Б: В Санкт-Петербурге, на Невском, перед дивным зданием Александринского театра зодчего Росси, стоит памятник Екатерине II. Его создатели – замечательные скульпторы М.О.Микешин и А.М.Опекушин. Памятник окружают бронзовые фигуры. Кого поместили скульпторы вблизи императрицы?

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Сортировка картинок» LearningApps.org.).

Ответ: Это те, кто был и остается гордостью России, ее славой: великий полководец Суворов и великий поэт Державин, первый президент Российской Академии наук Воронцова-Дашкова и основатель Академии художеств Бецкой, славные военачальники Румянцев-Задунайский и Орлов-Чесменский, государственный деятель и наместник на юге России Потемкин-Таврический, князь Безбородко, полярный исследователь и флотоводец Чичагов.

4. Конкурс «Найди слово!»

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Кроссворд» LearningApps.org. Фон для кроссворда – картина В.Илюхина «Встреча А.В.Суворова с Ф.Ф.Ушаковым в Севастополе»).

Задание для команд А и Б: Найди слово, означающее выпущенные в России в 1769 году бумажные деньги (Ассигнации) (по вертикали).

По горизонтали:

  1. Знаменитый флотоводец, прославившийся в сражениях при Калиаркии и штурме острова Корфу (Ушаков).
  2. Город, основанный в 1778 году на Черном море, центр военного кораблестроения. Строитель крепости Н.И.Корсаков (Херсон).
  3. Русский полководец ХVIII века, который не проиграл ни одного сражения, автор книги «Наука побеждать» (Суворов).
  4. Административный центр, после присоединения Крыма к России стал город Ак-Мечеть. Как он называется сейчас? (Симферополь).
  5. Вождь крестьянской войны (1773-1775 гг.) (Пугачев).
  6. Государственный деятель ХVIII века, о котором А.С.Пушкин писал: «Ему мы обязаны Черным морем». (Потемкин).
  7. Автор книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (Радищев).
  8. Союз (Коалиция).
  9. Крепость на берегах Дуная, которую Суворов штурмом взял в 1791 году (Измаил).
  10. Издатель журнала «Всякая всячина» (Екатерина).

Физкультминутка

5. Конкурс капитанов «Виват, История!»

5.1. Конкурс «Побежденная зараза»

На многофункциональной интерактивной панели представлены две картины. Расскажите, как эти картины связаны с эпохой правления Екатерины II?

Задание для капитана команды А: Картина Луи-Леопольда Буальи «Инокуляция (Вакцинатор делает прививку ребенку от его матери в присутствии других членов семьи)», 1807 год.

Ответ: Императрица Екатерина II решилась на смелый и отчаянный поступок – сделать инокуляцию оспы себе и сыну Павлу, показав тем самым пример своим подданным. В письме прусскому королю Фридриху II Екатерина писала: « Мне советовали привить оспу сыну. Я отвечала, что было бы позорно не начать с самой себя. И как ввести оспопрививание, не подавши примера?». В октябре 1768 года свершилось историческое событие – инокуляция императрице оспы, взятой с ручки шестилетнего крестьянского мальчика Александра Маркова. Операцию провел приглашенный из Лондона известный врач Томас Димсдаль. Екатерина перенесла оспопрививание довольно легко. Прививку также сделали ее 14-летнему сыну – будущему императору Павлу I. Крестьянскому мальчику А. Маркову, ставшему «донором» оспы, государыня пожаловала дворянский титул и новую фамилию – Оспенный. К 1780 году в России было привито методом вариоляции более 20 тысяч человек.

Задание для капитана команды Б: Акварель Эрнеста Лисснера «Чумной бунт», 1930-е годы.

Ответ: В начале сентября 1771 года в Москве вспыхнула эпидемия чумы. Смертность в Москве достигала тысячи человек в сутки. Дворяне покинули город. 15 сентября 1771 года в Москве начался бунт, получивший название «чумного». Из-за эпидемии были закрыты все мануфактуры и фабрики, и рабочим перестали платить деньги. Отсутствие денег и съестного повело за собой голод. Бунт начался после того, как архиепископ Московский Амвросий, очень грамотный иерей, писатель и переводчик, префект Александро-Невской семинарии, запретил крестные ходы, массовые моления и лобызания икон. Когда же Амвросий обратился к военным властям, не допускать москвичей к чудотворной иконе Божьей Матери в Китай-городе, у Варварских ворот, горожане ударили в набат и ворвались в Кремль. Они зверски убили Амвросия. 26 сентября 1771 года в Москву прибыл Г.Г.Орлов. Он был облечен званием московского генерал-губернатора. Орлов приводил город в спокойствие не репрессиями, а умиротворением. Орлов увеличил число больниц, а работавшим там крепостным крестьянам обещал вольную. По воспоминаниям современников. Г.Г. Орлов лично обходил больницы, сопровождая врачей, и проверял качество содержания больных. Выздоровевших при выходе из больницы снабжали бесплатным питанием и одеждой. На Таганке открыли сиротский приют для детей, оставшихся без родителей. Было сожжено более трех тысяч ветхих домов, где прежде жили больные, а шесть тысяч домов подвергли дезинфекции. Осенью эпидемия чумы пошла на убыль.

5.2. Конкурс «Образ Екатерины II в русской литературе»

На многофункциональной интерактивной панели демонстрируются: фрагмент худ. фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» («Ночь перед Рождеством») реж. А.Роу и фрагмент телеспектакля «Капитанская дочка» реж. П.Резников.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Аудио/видео контент» LearningApps.org.).

Задание для капитанов команд А и Б: Посмотрите фрагмент худ. фильма и назовите автора, название произведения и имена главных героев. Почему эти литературные произведения связаны с Екатериной II?

Ответ капитана команды А: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Маша Миронова, Петр Гринёв и Емельян Пугачёв).

Ответ капитана команды Б:Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством» (Цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки») (Кузнец Вакула, Оксана и Екатерина II).

6. Конкурс «Русское военное искусство при Екатерине II»

Все войны времен Екатерины II были увенчаны успехам благодаря дарованиям генерала А.В.Суворова и адмирала Ф.Ф.Ушакова.

Эпоха императрицы Екатерины II немыслима без великого Суворова и победителя всех неприятелей России на морях Федора Ушакова. Многое роднит Ушакова с Суворовым. Оба они – герои русско-турецких войн и первой войны России и Франции; оба – создатели школы полководческого искусства, из которой вышли фельдмаршал Кутузов и адмирал Сенявин; оба – непобедимы.

Задание для команды А: Расскажите о военном искусстве Ф.Ф.Ушакова.

Подсказкой Вам послужит картина «Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года», художник И.Н.Деменьтев, (2011).

Задание для команды Б: Расскажите о военном искусстве А.В.Суворова.

Подсказкой Вам послужит картина «Штурм Крепости Измаил» Е.Данилевский, В.Сибирский, (1973).

7. Конкурс «Наследники Петра I»

На многофункциональной интерактивной панели демонстрируются два памятника Петру I.

В Санкт-Петербурге установлены два знаменитых, но очень разных памятника Петру I.

Первый монумент работы Этьенна Мориса Фальконе, второй Бартоломео Карло Растрелли.

Задание для команд А и Б: Кто из потомков Петра I установил эти памятники? Какие надписи на них красуются? Какой из этих памятников является символом Санкт-Петербурга?

Ответ: Императрица Екатерина II. «Петру I – Екатерина II». Символом Санкт-Петербурга стал «Медный всадник» Фальконе.

Ответ: Император Павел I. «Прадеду – правнук».

IV. Итоги урока. Рефлексия

Заключительное слово учителя: Императрица Екатерина II, женщина разносторонних интересов, стремилась оказывать личное влияние на все стороны жизни российского общества. Ее царствование, составившее целую эпоху в отечественной истории, и поныне остается в центре внимания любителей прошлого. Как писал Н.М.Карамзин: «…История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество»!

Звучит гимн «Гром победы, раздавайся!» сл. Г.Державин, комп. О.Козловский. (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=StgM2I6BtJk (дата обращения 11.01.2021)).

Учащиеся совместно с учителем подводят итоги урока.

  • Что нового Вы узнали по теме «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи»?
  • Что Вам особенно запомнилось?
  • Что вызвало затруднение?

Пройдите экспресс-опрос участников урока «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи».

(Для проведения рефлексии используется инструмент «Голосование» LearningApps.org).

Ответьте на вопрос: ваше отношение к уроку «Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи»?

  • Ответ 1: Урок понравился.
  • Ответ 2: Не могу определиться.
  • Ответ 3: Урок не понравился.

Результаты голосования выводятся на многофункциональную интерактивную панель.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Дополните интеллект-карту «Российская империя при Екатерине II», составленную перед уроком, новыми данными, которые Вы узнали на уроке. (Используйте онлайн-инструмент для майндмэппинга «MindMeister» и цифровые образовательные ресурсы).

Жюри подводит итоги дидактической игры.

Команда-победитель в дидактической игре награждается почетной грамотой.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Высшее образование ХХI века: актуальные тренды // Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». Номер 2 (80), февраль, 2014. – с. 75-88.
  2. Гурьянова С.Ю. Российская «Национальная платформа открытого образования» – шаг в будущее высшей школы. // Ежемесячный научно-практический журнал «Качество. Инновации. Образование» Номер 2 (129), февраль 2016. – с. 3-9.
  3. Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. – 2-е изд. / Под общ. ред. С.С.Дмитриева. – М.: Сов. Россия, 1991. – 592 с.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хрестоматия по истории России. – М.: Проспект, 2019. – 592 с.
  5. Роткевич Е. Побежденная зараза // Исторический журнал для всех «Дилетант» Номер 054, июнь 2020. с. 32-37
  6. Сочинения Екатерины II / Сост., вступ. ст. О.Н.Михайлова. – М.: Сов. Россия, 1990. – 384 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ / Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – 704 с.
  8. Хрестоматия. 6-10 классы: электронная форма. В 2-х ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2015. – 701 с.
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  10. Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  11. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  12. Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 11.01.2021).
  13. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 11.01.2021).
  14. Mindmeister.com: [сайт]. URL: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения 11.01.2021).