Урок истории в инклюзивном классе: от замысла к воплощению (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Инклюзивное образование


Некоторые подходы при включении детей с ограниченными возможностями здоровья в учебный процесс на уроках истории (из личного опыта работы). Затруднения у детей с ОВЗ при изучении истории.

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует каждому ребенку право на развитие, образование и воспитание с учетом его индивидуальных возможностей. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья - одно из главных условий их полноценного участия в общественной жизни, успешной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.

Количество детей с ОВЗ увеличивается с каждым годом. Многие из этих детей обучаются в общеобразовательных организациях. Инклюзивное образование - это процесс развития образования в направлении создания специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает равные с обычными детьми возможности для получения качественного образования.

Предмет история несет в себе для детей с особенностями в развитии большое коррекционно-воспитательное значение: способствует расширению кругозора учащихся, помогает понять то, что происходит в окружающем их мире, сформировать своё отношение к тем или иным историческим событиям и личностям, закладывает основы гражданственности и патриотизма, обеспечивает нравственно-этическое воспитание.

Однако учащиеся с ОВЗ испытывают некоторые трудности при изучении истории как предмета. В чем же они заключаются?

1. Большой объём фактического материала - события, даты, имена, исторические факты.

2. Необходимость применять изученный фактический материал в динамике обучения для сравнения, обобщения, обоснования.

3. Необходимость выстраивать причинно-следственные связи, проводить анализ данных, их интерпретацию для формирования исторического мышления.

Как вовлечь учащегося с ОВЗ в изучение предмета и способствовать его успешному освоению? Как разработать и провести урок так, чтобы вовлечь в образовательный процесс, в том числе, и ученика с особенностями в развитии в составе целого класса? Для этого на уроках необходимо использовать различные образовательные технологии:

  • коррекционно-развивающие;
  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • разноуровневое обучение.

Главное - ставить пред учеником посильные задачи, исходя из его способностей, возможностей, особенностей, создавая тем самым ситуацию успеха. При планировании урока и во время организации учебной деятельности на уроке, учителю необходимо помнить о разнообразии детей, учитывать особенности их познавательной деятельности.

Изучение нового материала в классе, где есть дети с ОВЗ, необходимо сопровождать большим количеством наглядности, презентациями, работой с иллюстрациями в учебнике, задействовав, таким образом, зрительный анализатор. При актуализации знаний имеет смысл использовать наглядные ресурсы предыдущего урока, давая возможность учащимся с низким уровнем развития памяти припомнить пройденный материал. Не стоит исключать ребенка с особенностями в развитии из фронтальной работы с классом. Но при этом учителю необходимо учитывать речевое развитие ученика, особенности его мышления : дробить вопросы на более мелкие, давать время на то, чтобы ребенок собрался с мыслями, сформулировал ответ, помочь ему с помощью наводящих вопросов.

Если учитель проводит индивидуальную работу - выполнение заданий на карточке, то не стоит выдавать карточку только ребенку с ОВЗ, чтобы не отделять его от остального класса. Пусть карточки с самостоятельными заданиями получат несколько учеников, однако задания в них будут разноуровневыми. Карточка для учащегося с особыми образовательными потребностями должна содержать задания доступные именно для него: упрощенная формулировка задания, пошаговая инструкция для его выполнения.

При выполнении письменных работ на уроках истории - заполнении таблиц, составлении схем - учителю необходимо помнить и учитывать невысокий темп работы учащихся с ОВЗ. Чтобы не ставить ребёнка в ситуацию неуспеха, имеет смысл выдать ему заранее подготовленную и распечатанную форму таблицы или схемы, куда учащемуся нужно будет вписать необходимые данные или внести недостающие элементы. Это позволит ученику не отстать от класса и не потерять нить изложения учебного материала.

Часто на уроках истории в качестве закрепления использую различные игры. Игра - это активная форма учебного занятия, которая способствует формированию интереса к предмету, развивает память, внимание, создает положительную эмоциональную обстановку. Игра - это естественное состояние ребенка. Играть любят все дети, они охотно включаются в такую форму работы и дети с ОВЗ не исключение. Такие игры как «Подскажи словечко», «Узнай по описанию», «Да - нет» способствуют закреплению материала и направлены на формирование навыка сравнения, сопоставления, обобщения.

Важным моментом в обучении детей с ОВЗ является их оценивание. Как правило, такие дети имеют низкую самооценку, не уверены в себе и своих силах. Учитель должен давать понять таким детям, что при должной подготовке, старании, желании они могут получить высокую оценку. Учителю необходимо оценивать и те усилия, которые особенный ученик прикладывает при выполнении индивидуального задания, устном ответе на уроке. Не стоит скупиться на оценки, не жалеть пятерки при проявлении активности ребенка на уроке или на отдельном его этапе. Не менее важными для особенных детей являются словесная похвала, одобрение, поддержка и внимание со стороны учителя. Это стимулирует ребёнка к дальнейшим успехам в изучении предмета, позволяет поверить в свои силы, осознать свою значимость.

Обучение детей с ОВЗ требует создания специальных условий, но все-таки приоритетным в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья особенного ребенка. Многообразие используемых на уроках образовательных методов и форм, приемов позволяют учителю вовлечь в работу весь класс, соблюдая, таким образом, главный принцип инклюзивного образования - предоставление ребенку с ограниченными возможностями здоровья наряду со здоровыми сверстниками равных прав и возможностей.

Литература

1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании/ С.В.Алехина, М.Н.Алексеева, Е.Л.Агафонова // Психологическая наука и образование. - 2011.-№ 1. - С. 83-92. - Библиогр.: с.91.

2. Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования /С.Г.Жиркова // Научное обозрение. - 2010. - №1. С. 79-83. - Библиогр.: с.82-83.