Классный час – тренинг "Отцы и дети". 7–9 классы

Разделы: История и обществознание, Классное руководство

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: тренинг


Актуальность проблемы взаимоотношений подростков и родителей

Проблемы семьи - главные в современный период. Человек формируется как личность в семье, определяет своё миропонимание и мироощущение благодаря семейным ценностям. Взаимоотношения родителей и детей определяют формирование личности, нравственных ценностей, выбор будущего пути, взаимоотношения в будущей семье ребенка. Взаимоотношения родителей и детей - основа каждой семьи.

В современном обществе разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. В последнее время в восприятии молодежи семья утрачивает свое ценностное значение. Падает авторитет родителей: по результатам социологи­ческих исследований лишь каждый третий ребенок хочет быть похо­жим на своих родителей, а три четверти детей не находят понимания в семье. Статистика свидетельствует, что около 50% детей находится в зоне социального риска. Возрождение и поддержка семейных традиций - необходимое условие духовного развития общества.

Очень важно, чтобы решение проблемы взаимоотношений подростков и родителей было опережающим, предваряющим те трудные ситуации, которые могут возникнуть в семьях, а не констатирующим. Вот тогда можно говорить о положительных результатах в системе взаимоотношений родителей и детей.

Предлагаемый сценарий - это классный час – дискуссия, посвященный взаимоотношениям детей и родителей. Ведущий - классный руководитель, используя разнообразные методы (информационно - проблемная беседа, интерактивная беседа, анкетирование, дилемма, воспитывающие, проблемные ситуации) подводит детей к выводу о необходимости уважительного, почтительного отношения к старшим и умению находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между подростками и родителями.

Цель: способствовать формированию уважения к старшим и сохранения семейных традиций как условия духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Задачи:

  • Воспитать в подростках уважительное отношения к семье, родителям.
  • Научить подростков находить выход из конфликтных ситуаций, которые возникают между отцами и детьми.
  • Формировать коммуникативные компетенции.

Форма проведения: классный час – дискуссия.

Необходимое оборудование:

  • Арм – учителя
  • Раздаточный материал (притча и тесты)
  • Ручки
  • Цветочки для рефлексии
  • Фонограммы – 2

УЧИТЕЛЬ. Я предлагаю вам не совсем обычную встречу. Сегодня мы будем не учениками и учителем, а сотрудниками психологического центра. Для того, чтобы снять напряжение первых минут, послушайте красивую музыку и настройтесь на конструктивный разговор (раздаю карточки до занятия-берем только когда нужно!) (музыка № 1).

Фонограмма № 1: «Инструментальная музыка»

Чтобы стать ближе друг к другу и настроиться на одну волну, я предлагаю вам сесть не за парты, а полукругом, чтобы мы все видели друг друга.

Итак, сотрудники психологического центра готовы к работе (поднимаем руки в знак согласия)))

Как известно, главная задача любой психологической лаборатории – решение проблемы.

Я предлагаю вам прочитать высказывания, записанные на слайде.

(Слайды)

Определите, представителям каких возрастных групп могут они принадлежать?

1. “Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель и станут последним его пределом”. (Надпись на гробнице фараона, ок. 3500 лет до н.э.).

  • «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». (Сократ, V в. до н.э.)
  • «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». (Гесиод, 720 год до н.э.)

2.

  • “К старости недостатки ума становятся всё заметнее, как и недостатки внешности” (Ф.Ларошфуко).
  • Старость – неизлечимая болезнь. (Сенека)
  • Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости. (Коко Шанель)

– Просмотрев их, вы, конечно же, сразу определили. о чем мы будем говорить в нашей лаборатории?

(Об отношениях между отцами и детьми, об отношениях между поколениями, проблема «отцов и детей»).

Тема нашего исследования: “Отцы и дети”. (Слайд)

Каждому из нас случалось попадать в неприятные ситуации, которые возникают между людьми по самым разным причинам. Как они называются (дети варианты). Да, эти ситуации называют конфликтами. Какими совами можно его заменить? (столкновение, расхождение мнений, противоречивость и т.д. – версии пишутся на доске) Мы сегодня попытаемся найти выходы из ситуаций вечного конфликта – конфликта «отцов» и «детей». ЭТО ПРОБЛЕМА ВСЕХ ВРЕМЁН И НАРОДОВ!

(Для педагога. Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.

Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.)

А в семье у нас бывают конфликты? Где ещё?

Есть одна притча «У солнца». (Приложение 1). Каждому учащемуся выдается заранее приготовленная притча. Прочитайте ее и подумайте, какой должна быть семья, чтобы ее называли «солнечной»? (музыка № 2)

- Как сохранить тепло дома (солнце в доме)? (Прийти к пониманию).

- Что значит понимать родных тебе людей? (Находить компромисс, приходить к общему соглашению).

Конфликты в нашей жизни, к сожалению, случаются часто. И есть люди, которым легко удается предвидеть неприятные ситуации, и они их легко обходят. Другие умеют в сложной ситуации найти разумный выход – тот самый компромисс (как бы вы объяснили это слово своим родителям, ровесникам?).

Давайте проведем исследование нескольких конфликтных ситуаций. Для удобства поделимся на группы. Сделать это нам поможет простая игра.

Я буду задавать вам вопросы, на которые надо отвечать быстро, но не словом, а с помощью перемещения по аудитории. Для этого вы должны выйти ко мне по четыре человека.

Например: вы – машина:
А – экономичный Фольксваген – справа;
Б – шикарный роллс-ройс – в центре;
В – высокопроходимый джип – слева;
Г- гоночный Шевроле Корветт

Вы – универсальная ручка «пиши – стирай-ка»;
Вы- золотая авторучка;
Вы – простой карандаш;
Вы- фломастер.

Вы – табличка с надписью:
А - открыто;
Б – вход воспрещен;
В – скоро вернусь;
Г – не беспокоить.

Вы - романтическое платье;
Вы – классический костюм;
Вы – спортивный костюм;
Вы – энический костюм.

Вы – косуля;
Вы – слон;
Вы – гепард;
Вы - лев.

Теперь, когда у нас есть группы, мы можем приступить к очередному исследованию.

Каждая группа получает в конверте одну из трех ситуаций. (Приложение 3)

Ситуация 1: Родители настаивают на стиле одежды, который, по-твоему, старомоден, а то, что носишь ты, кажется им неприемлемым, вульгарным и т.п. Как найти выход?

Ситуация 2: Родители не разрешают дружить с тем человеком, который тебе интересен, мотивируя это заботой о тебе (“Он плохой!”). Как выйти из ситуации?

Ситуация 3: Ты уверен, что ты, будучи взрослым человеком, вправе сам решать, во сколько тебе возвращаться домой. Родители настаивают: “Чтобы в 21.00 был дома!”. Как быть с этой проблемой?

Ситуация 4: Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют, что сделать это сейчас нет возможности. Что можно пожелать каждой стороне и как решить конфликт?

Напоминаю: ваша задача: оценить поведение участников конфликта и предложить приемы правильного поведения для обеих сторон.

(Каждая команда оформляет стикер с пожеланием-выходом их ситуации. ПРИКЛЕИВАЕТ НА МАКЕТ)

Чувства любви друг к другу живут столько, сколько мы помогаем им жить.

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения и опираться при этом на знания самого себя.

(ЕСЛИ ВРЕМЕНИ ДОСТАТОЧНО)

Можете ли вы сказать, конфликтны ли вы?

А вот пользуясь методикой Прусса, можно легко ответить на этот вопрос. Учащимся предлагается пройти тест. (Приложение 2).

Подходит к концу рабочий день в нашем психологическом центре. Каким был этот день? Принес ли он вам пользу? Я прошу выразить 1 словом свое настроение, чувство КАЖДОЙ КОМАНДЕ, с которым вы покинете аудиторию лаборатории.

Помните, что конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из конфликтных ситуаций, умело решая их. Надеюсь, что наша совместная работа сегодня поможет вам в будущем лучше ладить со своими родителями, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно!

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ - РЕШЕНИЯ ДЛЯ ПРОБЛЕМЫ «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ» (кратко озвучить каждый стикер. ПУСТЬ ЭТО СДЕЛАЮТ ДЕТИ - это подарок вашему отличному классу, чтобы вы не забывали о том, что нужно любить, прощать и быть терпимее друг к другу.

I ВАРИАНТ КОНЦОВКИ – исполнение всем классом ГИМНА СЕМЬИ, ЛЮБВИ И ВЕРНОСТИ))

II ВАРИАНТ КОНЦОВКИ - любимое стихотворениет - лирическое отступление

А напоследок, позвольте мне дать вам один совет…
Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно,
Зло, излученное тобой,
К тебе вернется непременно!

Спасибо за внимание. Всего вам доброго!

Список литературы

  1. Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М. «Просвещение», 1991.
  2. Кан-Калик В. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
  3. Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. Конфликтологический этюд для учителя. М., 1998.
  4. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М., 1998.
  5. https://www.metod-kopilka.ru/klassniy-chas-na-temu-otci-i-deti-68106.html
  6. https://urok.1sept.ru/articles/562594
  7. https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/meropriyatia/klassnyi-chas-laboratoriia-nierieshiennykh-probliem-ottsy-i-dieti
  8. https://urok.1sept.ru/articles/611439