Народные движения первой четверти XVIII века

Разделы: История и обществознание


УМК: Данилов А.А., Косулиной Л.Г.

Ход урока

1. Организационный момент (1-2 мин)

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня мы поговорим о народных движениях при Петре I.
Посмотрите на слайд и ответьте, что вы видите.

Говорят: «Стакан наполовину пуст или полон». Смотря, с каким настроением ты смотришь на него, если оптимист – полон, пессимист – пуст. Смотря, с набором, каких убеждений ты смотришь на него. Наша задача взглянуть на события первой четверти XVIII века с позиции человека XXI века.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Петр I был Великим. Вам это известно. В эпоху его правления в России происходят кардинальные изменения: центральное управление, экономика, сельское хозяйство, торговля. По итогам 21-летней войны России представилось право иметь флот на Балтийском море. Однако на протяжении всей эпохи правления Петра Великого наблюдались выступления различных слоев населения против власти.

Давайте разберемся в причинах, особенностях, узнаем о социальном составе участников и итогах выступлений.

Нам предстоит индивидуальная работа, в парах, в группах. А результаты этой работы вы зафиксируете на рабочих листах, которые находятся на ваших столах.

Но для начала давайте попробуем выяснить состояние государства в эпоху реформ.

На слайде вы видите кластер. Как отразилось эти реформы на населении? (фронтальный опрос)

1. Изменения в армии: Рекрутские наборы.

2. Северная война: В связи с Северной войной, необходимостью затрат на претворение реформ, активное строительство флота вводились новые формы налогов.

3. Освоение Сибири: Активное продвижение на Восток – в Сибирь. Насаждение своих порядков, религии, обложение налогами.

4. Строительство новых городов, каналов: Требовалась рабочая сила.

5. Вера: Преследование и карание старообрядцев.

6. «Окно в Европу»: Европеизация – введение западных порядков.

Как вы видите, реформирование требовало от населения жесткого повиновения. В условиях давления со стороны государства население выражает свое недовольство.

3. Изучение нового материала (25 мин)

Итак, давайте обратимся к самому крупному восстанию. Рассмотреть восстание Кондратия Булавина нам помогут видеосюжет, основанный на материалах известных историков Костомарова, Соловьева, Карамзина; исторические документы того времени, карта. Вы будете работать в парах и группах. Свои результаты представите в виде сообщений и опорных конспектов.

Ваша задача: охарактеризовать восстание, использую рабочие листы и памятку (у каждого на столах).

  • Видеосюжет.
  • Исторические документы.

Однако мы отыскали документ, который прольет нам свет на одну из главных причин восстания. Итак, читаем Указ. (Указ о сыске беглых крестьян).

  • Историческая карта.

Ознакомимся с географией восстания. (Карта на экране).

Оставить 1-2 минуты для заполнения рабочих листов (если что не успели).

Помимо самого крупного восстания того времени, были и менее многочисленные. Как до 1707 года, так и после 1708.

Вам предстоит работа в группах. Первые парты каждого ряда должны повернуться ко вторым, а третьи - к четвертым. Таким образом, у вас должно получиться 6 групп. Каждая группа, согласно своему номеру, получит свое задание. Информацию о восстаниях вы найдете в учебниках. Рабочие материалы также находятся у вас на столах. На подготовку вам отводится 7 минут.

  • 1 группа: в виде опорного конспекта представить информацию об Астраханском восстании.
  • 2 группа: в виде опорного конспекта представить информацию о башкирском восстании.
  • 3 группа: в виде опорного конспекта представить информацию о религиозных выступлениях.
  • 4 группа: в виде кластера представить информацию об Астраханском восстании.
  • 5 группа: в виде кластера представить информацию о башкирском восстании.
  • 6 группа: в виде кластера в виде опорного конспекта представить информацию о религиозных выступлениях.

Группы представляют ответы по порядку 1-4; 2-5; 3-6, прикрепляя на доску, комментируя опорные конспекты и кластеры.

Несмотря на жестокое подавление восстаний и казнь тысяч восставших, выступавшие смогли добиться определенных результатов:

  • Казачьи выступления отсрочили отмену казачьей вольности,
  • Более гибкая политика в вопросе розыска беглых крестьян
  • Уважение к национальным традициям народов России
  • Установление порядка на рабочих предприятиях.

4. Закрепление (5 мин)

Итак, каким способом власть сдерживала недовольство населения в первой четверти XVIII века в России? (наказывало восставших, но и шло на уступки)

Возможно ли было решить эту проблему другим способом, не проводя жестоких наказаний? (Нет. Наблюдалась потребность страны в централизованности = общности, так как на тот момент важными были цели выхода из межд. изоляции, что требовало ведения войн, для которых требовался внутренний порядок)

Верно ли утверждение, что восстание – удачный способ повлиять на политику властей? (нет, однако на тот момент у недовольных не было выбора)

5. Постановка домашнего задания (1 мин)

  • § 17 пересказ
  • Восстание К.Булавина представить в виде опорного конспекта/кластера

6. Рефлексия (1 мин)

Закончите предложения:

  • На уроке мы …
  • Я узнал, что …
  • Самым интересным было …
  • Самым трудным было …
  • Мне бы хотелось еще раз …

Приложение 1

Приложение 2