УМК: Данилов А.А., Косулиной Л.Г.
Ход урока
1. Организационный момент (1-2 мин)
Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Юрьевна. Сегодня мы поговорим о народных движениях при Петре I.
Посмотрите на слайд и ответьте, что вы видите.
Говорят: «Стакан наполовину пуст или полон». Смотря, с каким настроением ты смотришь на него, если оптимист – полон, пессимист – пуст. Смотря, с набором, каких убеждений ты смотришь на него. Наша задача взглянуть на события первой четверти XVIII века с позиции человека XXI века.
2. Актуализация знаний (5 мин)
Петр I был Великим. Вам это известно. В эпоху его правления в России происходят кардинальные изменения: центральное управление, экономика, сельское хозяйство, торговля. По итогам 21-летней войны России представилось право иметь флот на Балтийском море. Однако на протяжении всей эпохи правления Петра Великого наблюдались выступления различных слоев населения против власти.
Давайте разберемся в причинах, особенностях, узнаем о социальном составе участников и итогах выступлений.
Нам предстоит индивидуальная работа, в парах, в группах. А результаты этой работы вы зафиксируете на рабочих листах, которые находятся на ваших столах.
Но для начала давайте попробуем выяснить состояние государства в эпоху реформ.
На слайде вы видите кластер. Как отразилось эти реформы на населении? (фронтальный опрос)
1. Изменения в армии: Рекрутские наборы.
2. Северная война: В связи с Северной войной, необходимостью затрат на претворение реформ, активное строительство флота вводились новые формы налогов.
3. Освоение Сибири: Активное продвижение на Восток – в Сибирь. Насаждение своих порядков, религии, обложение налогами.
4. Строительство новых городов, каналов: Требовалась рабочая сила.
5. Вера: Преследование и карание старообрядцев.
6. «Окно в Европу»: Европеизация – введение западных порядков.
Как вы видите, реформирование требовало от населения жесткого повиновения. В условиях давления со стороны государства население выражает свое недовольство.
3. Изучение нового материала (25 мин)
Итак, давайте обратимся к самому крупному восстанию. Рассмотреть восстание Кондратия Булавина нам помогут видеосюжет, основанный на материалах известных историков Костомарова, Соловьева, Карамзина; исторические документы того времени, карта. Вы будете работать в парах и группах. Свои результаты представите в виде сообщений и опорных конспектов.
Ваша задача: охарактеризовать восстание, использую рабочие листы и памятку (у каждого на столах).
- Видеосюжет.
- Исторические документы.
Однако мы отыскали документ, который прольет нам свет на одну из главных причин восстания. Итак, читаем Указ. (Указ о сыске беглых крестьян).
- Историческая карта.
Ознакомимся с географией восстания. (Карта на экране).
Оставить 1-2 минуты для заполнения рабочих листов (если что не успели).
Помимо самого крупного восстания того времени, были и менее многочисленные. Как до 1707 года, так и после 1708.
Вам предстоит работа в группах. Первые парты каждого ряда должны повернуться ко вторым, а третьи - к четвертым. Таким образом, у вас должно получиться 6 групп. Каждая группа, согласно своему номеру, получит свое задание. Информацию о восстаниях вы найдете в учебниках. Рабочие материалы также находятся у вас на столах. На подготовку вам отводится 7 минут.
- 1 группа: в виде опорного конспекта представить информацию об Астраханском восстании.
- 2 группа: в виде опорного конспекта представить информацию о башкирском восстании.
- 3 группа: в виде опорного конспекта представить информацию о религиозных выступлениях.
- 4 группа: в виде кластера представить информацию об Астраханском восстании.
- 5 группа: в виде кластера представить информацию о башкирском восстании.
- 6 группа: в виде кластера в виде опорного конспекта представить информацию о религиозных выступлениях.
Группы представляют ответы по порядку 1-4; 2-5; 3-6, прикрепляя на доску, комментируя опорные конспекты и кластеры.
Несмотря на жестокое подавление восстаний и казнь тысяч восставших, выступавшие смогли добиться определенных результатов:
- Казачьи выступления отсрочили отмену казачьей вольности,
- Более гибкая политика в вопросе розыска беглых крестьян
- Уважение к национальным традициям народов России
- Установление порядка на рабочих предприятиях.
4. Закрепление (5 мин)
Итак, каким способом власть сдерживала недовольство населения в первой четверти XVIII века в России? (наказывало восставших, но и шло на уступки)
Возможно ли было решить эту проблему другим способом, не проводя жестоких наказаний? (Нет. Наблюдалась потребность страны в централизованности = общности, так как на тот момент важными были цели выхода из межд. изоляции, что требовало ведения войн, для которых требовался внутренний порядок)
Верно ли утверждение, что восстание – удачный способ повлиять на политику властей? (нет, однако на тот момент у недовольных не было выбора)
5. Постановка домашнего задания (1 мин)
- § 17 пересказ
- Восстание К.Булавина представить в виде опорного конспекта/кластера
6. Рефлексия (1 мин)
Закончите предложения:
- На уроке мы …
- Я узнал, что …
- Самым интересным было …
- Самым трудным было …
- Мне бы хотелось еще раз …