Методическая разработка к уроку "Они заслужили эту Победу!". 7–8-е классы

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Классы: 7, 8

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Цель: формирование осознанного отношения к событиям Великой Отечественной войны, воспитание уважения к подвигу своего народа.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с некоторыми событиями Великой Отечественной войны.
  • Раскрыть роль и значение деятельности советских людей в достижении Победы над фашистской Германией.
  • Содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.
  • Способствовать развитию следующих универсальных учебных действий: планирование; осмысление цели прочтения текста; выделение и структурирование информации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Оборудование урока: мультимедиапроектор, компьютер, учебные тексты.

Тип урока – урок открытия новых знаний; форма- комбинированный.

Этапы урока

Мотивационный (обращение к жизненному опыту самих учащихся)

- Учитель предлагает учащимся видеоряд, в котором представлены фотографии Дня Победы. Задает вопрос: «Какое событие вызвало такие эмоции на лицах людей»?

Целеполагания

Со слайда ученик читает отрывок стихотворения, после чего используя прием «Корзина идей», осуществляем работу над проблемными вопросами:

Что позволило одержать Победу?

Приведите конкретные факты из истории (этот пункт, скорее всего, вызовет затруднения у учащихся, что обозначит перспективные задачи урока)

Можно ли считать это подвигом?

В качестве главного вопроса урока предлагается тезис: «Победа в Великой Отечественной войне – подвиг всего советского народа».

Далее учащиеся формулируют тему и цели урока.

Решение проблемы

1. Работа с понятием «подвиг».

- Так как у школьников 13-14 лет есть свои представления об этом понятии, можно предложить им составить «Синквейн»;

- Затем группы формулируют определение данного термина;

- Сравнивают его с определением из словаря

2. Работа с текстом.

Учитель акцентирует внимание, что в начале урока возникли некоторые сложности с перечислением конкретных фактов, позволивших одержать Победу.

Затем каждой группе предлагается комплект из 5 текстов, в которых содержится информация о героизме советских людей в годы войны. Далее, в зависимости от уровня подготовки класса, учащимся предлагается определить план работы.

Или можно предложить примерный алгоритм работы:

  • распределить тексты между собой;
  • прочитать, выписать незнакомые слова, выяснить их значение;
  • определить о какой сфере жизни идет речь;
  • выделить основную мысль, сюжетную линию, действующих лиц;
  • подготовить рассказ для своей группы (пересказ текста).

Задача каждого ученика – прочитать текст и пересказать его содержание остальным ребятам в группе.

3. Составление и публичная презентация кластера – «ПОДВИГ НАРОДА».

Данный прием даст школьникам возможность проанализировать, обобщить и закрепить полученную информацию. Представить результаты своей деятельности в конкретной форме.

(Можно предложить учащимся не только тему, но и приблизительные направления.)

4. Следующий элемент урока и его форма проводится на усмотрение учителя. В зависимости от настроения, ожидаемого эффекта.

Эмоциональный момент осознания ребятами героизма советских людей, готовности к самопожертвованию, можно усилить рассказом учителя, который подчеркнет, что жертвовать собой, во имя Великой Победы, готовы были все. Это рассказ о единственной, за всю историю мировых войн, грандиозной  битве людей и собак – в рукопашном бою, состоявшейся в июле 1941 года в селе Легедзино, на Украине.

Это был страшный, кровавый рукопашный бой на уничтожение. Рукопашный бой между людьми и собаками!

…Заканчивался июль 1941-го. Отдельный батальон погранвойск под командованием майора Лопатина прикрывал отход штабных частей Уманской группировки. В состав батальона входило 500 пограничников и 150 служебных собак. На войне собакам трудно. Нет условий содержания, нет корма, даже выгулять собаку нормально нельзя. Командование предложило отпустить собак. Предложило, не приказало. Но майор Лопатин отказался это сделать. Он понимал, что собаки попросту не уйдут от своих бойцов. Да и бойцы ни за что не захотели бы отпускать своих четвероногих напарников. Отпустить – значит, бросить, предать. Нет, вслух так никто не сказал, но все именно так это и понимали.

30 июля 1941 года, прикрывая отход штабных частей, на правом берегу реки Синюга, возле села Легезино, на Черкащине, батальон принял свой последний бой. Против полтысячи пограничников – целый немецкий полк. Вопрос о выживании подразделения в этом бою даже не стоял. Вопрос стоял иначе: как долго сможем продержаться? Очередную атаку немцев было уже не отбить. И тогда командир батальона, майор Лопатин, принял решение использовать последний резерв – бросить в бой собак. Представляете, каких усилий потребовало от него это решение?! Но майор был в первую очередь военным человеком, который волей-неволей обязан распоряжаться чужими жизнями.

Это был страшный, кровавый рукопашный бой на уничтожение. Рукопашный бой между людьми и собаками! Голодные, изможденные походной жизнью пограничные псы получили возможность исполнить свое предназначение, к которому их готовили. Только представьте: 150 единиц концентрированной ярости, 150 смертоносных четвероногих бойцов – вот они, летят по полю навстречу своему врагу!

Собаки атаковали немцев в критический момент, когда противник этого никак не ожидал. Автоматчики пытались стрелять в несущуюся на них смерть, но погибали, растерзанные собачьими клыками. Псы рвали глотки врагу, даже умирая от ран. Рядом с собаками в рукопашной сражались и люди. Рукопашная – это страшно. В дело идет все: ножи, приклады, кулаки и зубы… Несмотря на то, что силы были неравными, эту атаку пограничники отбили, понеся огромные потери. Немцы, искусанные, в разодранном окровавленном обмундировании, исколотые штыками, неся на себе раненных, отступили.

А потом на помощь к врагу пришли танки с пехотой на броне. Немецкие пехотинцы прямо с брони расстреливали собак из автоматов. В этом бою погибли все 500 пограничников, включая майора Лопатина, и большая часть овчарок. Те собаки, которые остались в живых, ложились рядом со своими погибшими проводниками и никого не подпускали к ним. Собак добивали. Лишь одной овчарке удалось выжить. Ее приютили жители села Легезино.

На месте сражения пограничникам и четвероногим бойцам установлен памятник.

Или можно показать видео: https://ok.ru/video/292478783859

Систематизация знаний

Возвращаем учащихся к главному тезису урока: «Победа в Великой Отечественной войне – подвиг всего советского народа».

Приведите 3 четких аргумента, подтверждающих тезис урока.

(Например:

- И на фронте, и в тылу люди были готовы к тяжелому труду ради Победы;

- Нередко люди жертвовали собой, чтобы победить врага. Например, Н.Гастелло, З.Космодемьянская;

- Каждый чувствовал свою причастность и помогал чем мог: давали концерты, снимали фильмы, вязали носки.)

В качестве Рефлексии, предложить следующие вопросы.

  1. Я - Узнал ли новую информацию о военных событиях, людях?
  2. МЫ - На каком этапе урока работа в группе была особенно полезной?
  3. ДЕЛО - Помог ли тебе урок осознать значимость Великой Победы?

Домашнее задание учащийся выбирает самостоятельно.

  1. Познакомиться с семейными архивами, поговорить со старшими о родственниках, чья жизнь пришлась на годы войны.
  2. Нарисовать иллюстрацию на тему урока.
  3. Написать мини-сочинение на тему «75 лет со Дня Победы».

Приложение.