Внеурочная деятельность - это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, которая формирует у учащихся потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создает условия для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности.*
_______________
* Евладова Е.Б. Организация внеурочной деятельности в современной школе.
Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. А одной из педагогических технологий, которая помогает все осуществить, является метод проектов.
Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь.
В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с 5 класса. В этом классе учащиеся владеют знаниями проектной работы на ознакомительном уровне, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность. Именно введение мини-проектов на уроках истории помогает в будущем создавать проекты во внеурочное время.
Выполнение мини-проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы: словарь, альбом, газета, дневник, журнал, путеводитель, презентация, справочник, программа. Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.
В 8 - 9 классах, реализуя программу «Я – исследователь», которая формирует у учащихся умения поставить цель, организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Когда ребенок овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно переходить к более сложным типам проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах учащиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения.
Во внеурочное время нет жесткого ограничения по времени, строго регламентированных форм и методов. Наоборот, здесь есть возможность реализовать любые замыслы, организовать реальную практику со значимыми результатами. Педагогическая практика показывает, что применяемые во внеурочной деятельности интерактивные методы обучения (моделирование реальных жизненных ситуаций, ролевые игры, исследовательская деятельность и т.п.) помогают формировать практику социального взаимодействия учащихся, способствуют развитию гражданских ценностей.
Поэтому актуальной представляется проблема использования во внеурочной деятельности исторического краеведения, как средства формирования гражданственности и патриотизма, позволяющего обсуждать вопросы о статусе личности в рамках истории страны и региона, о проблемах гражданского самосознания и толерантности. Сбор и изучение краеведческой информации позволяет понять значимость региона для страны в целом, а значит и значимость отдельно взятого человека, живущего в нем. История родного края знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретным человеком, живущим здесь и сейчас, с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл. В настоящее время интерес к историческому краеведению усиливается. Активизируется исследовательская деятельность учащихся, направленная на восстановление истории небольших поселков, городов, деревень. Большое внимание уделяется устным источникам, сохранению народных традиций и обычаев, знакомству с конкретными судьбами «близких» людей – земляков и членов семьи. Это способствует осознанию учащимися того, что корни каждого человека уходят в историческое прошлое, в традиции семьи, народа, страны. Знание людей эпохи, их взглядов, помыслов, идеалов приводит к пониманию самой эпохи, самой истории. Благодаря этому из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважение к старшим.
Для реализации творческого и научного потенциала учащихся, а также для развития и усовершенствования проектной деятельности учащихся, в нашем городе ежегодно проходит муниципальная научно-практическая конференция школьников «Эврика», где учащиеся представляют и защищают свои проекты и исследования. Это прекрасная возможность для гимназистов почувствовать себя исследователями, попробовать свои силы в научной работе, усовершенствовать свои навыки проектной и исследовательской деятельности.
Ежегодно с учащимися 8-9 классов представляем на конференцию исследования и проекты, которые создают гимназисты. Это проекты по истории и краеведению. В 2016/2017 году учащиеся 8 класса представили проект «Памятные места Инты». Для учащихся это стало первым опытом публичной защиты проекта, первым шагом на пути самостоятельной проектной работы.
На следующий год, уже с другим классом представили социальный проект: «История моей Гимназии – в летописи моего города» и исследование «История Интинского театра». Учащиеся стали победителями в двух номинациях. В течение следующего года (2018/2019) учащиеся восьмых классов работали над проектом «Люди и судьбы Инты». Результатом работы стал информационный сайт, который учащиеся решили сделать продуктом своего проекта.
Каждый год стараемся выбрать тему, которая была бы актуальна, выявить проблему и найти пути ее решения. Продуктами наших проектов за три года были: альманах, сборник-путеводитель, который собираемся впустить совместно с МБУК «Централизованная библиотечная система», информационный сайт, который нам помог создать в рамках метапредметного взаимодействия учитель информатики.
В заключении хочется сказать, что проектная и исследовательская деятельность – это технология будущего. Она формирует в учащихся умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества позволят им быть успешными в дальнейшей жизни.