В своей работе по истории и обществознанию я применяю Дебаты.
Дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.
Дебаты представляют собой не просто урок-игру, а и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Функции и возможности технологии «Дебаты» широки.
Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, приобщения обучающихся к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим обучающимся адаптироваться к условиям современного общества, умение конкурировать, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания на практике.
Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой культурой, общительностью, способностью найти компромисс.
Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию.
Основные элементы дебатов
Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.
Я предлагаю обучающимся тему дебатов. Тема должна быть актуальной, может затрагивать проблемы, быть присущей для спора.Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения. Например, на уроке обществознания: «Обмен, торговля, реклама». (Приложение)
Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих позиций относительно формулировки темы.
Отрицающая сторона пытается убедить их в том, что позиция утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.
Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т.д.), доказывающие их позицию. Аргументы и доказательства ребята находят в сети Интернет, библиотеках, в средствах массовой информации
Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.
Основные этапы проведения дебатов
Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):
- я формирую команды (3-6 человек);
- бейджики для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и так далее «за» и «против» предложенного тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.
Проведение дебатов
- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
критерии оценки.
Заключительный
- вопросы для анализа дебатов;
- рефлексия (письменно).
Также в последнее время все большую популярность приобретает технология критического мышления. Вот несколько приемов по данной технологии, которые я использую.
Ассоциативный ряд. К теме или конкретному понятию урока я выписываю в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим:
- если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;
- оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.