Класс: 11.
Время: 45 мин.
Цель урока: создать условия для формирования представлений об инфляции.
Задачи урока:
- обучающие: актуализировать, углубить и систематизировать знания обучающихся об инфляции: её причинах, видах, последствиях;
- развивающие: развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме; анализировать, делать выводы; рационально решать познавательные и проблемные задачи; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения; участвовать в дискуссии;
- воспитательные: формировать систему значимых социальных отношений, отражающих экономическую культуру.
Планируемые результаты:
- личностные: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; овладение способами рационального поведения для выполнения таких социальных ролей, как потребитель, собственник, участник финансовых отношений
- метапредметные: уметь анализировать, делать выводы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; развитие элементарных умений экономического анализа;
- предметные: владеть базовым понятийным аппаратом социальных наук («инфляция»); совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения;
Тип урока: обобщение материала.
Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, компьютер, проектор, ноутбуки, аппликации.
Основные понятия: инфляция.
План урока:
- Понятие инфляция.
- Причины инфляциии.
- Виды инфляции.
- Последствия инфляции.
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка класса к работе.
II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока
Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.
Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.
III. Актуализация знаний
Организация беседы по теме «Финансовая политика государства». Актуализация имеющихся у обучающихся знаний.
IV. Изучение нового материала
Изучение нового материала начинается с работы над термином «инфляция».
Понятие «инфляция» пришло в русский язык из латинского языка и в переводе означает «вздутие».
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «инфляция»?
- Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «инфляция»? Приведите несколько определений этого термина:
- долговременное устойчивое повышение общего уровня цен;
- обесценивание денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества;
- процесс обесценивания денег, проявляющийся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленный повышением их качества;
- процесс обесценивания денег, который проявляется в виде долговременного повышения цен на товары и услуги;
- процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий в итоге к снижению покупательской способности денег;
- процесс обесценивания денег, который происходит в результате переполнения каналов обращения денежной массой.
Далее преподаватель предлагает обучающимся выполнить задания 1-2 (раздаточный материал).
Инфляция, которая имеет по меньшей мере двухвековую историю, начиная примерно с 40-х гг. XX в. охватила все страны мира. Что же её порождает? Каковы её причины?
Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам.
- Как вы думаете, что было главным аргументом при обосновании этой причины инфляции?
- Что бумажные деньги можно напечатать в любом количестве.
Однако после того как во многих государствах мира эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономисты, приступив к более глубоким исследованиям, установили, что у инфляции есть несколько причин, и она по причинам возникновения бывает разной.
- Выполните задание: используя обществоведческие знания, заполните схему на магнитной доске «Виды инфляции по причинам возникновения».
- Виды инфляции по причинам возникновения: инфляция спроса, инфляция издержек (предложения).
- Выполните задание 3 (раздаточный материал).
- причины инфляции спроса:
- дефицит на товарном рынке - спрос на товары превышает предложение, что вызывает рост цен;
- результат чрезмерного роста расходов государства, потребителей и частных инвестиций;
- эмиссия денег для финансирования расходов государства;
- инфляционные ожидания;
- причины инфляции издержек (предложения):
- удорожание факторов производства (рост затрат фирм на производство; повышение цен; рост заработной платы; дальнейший рост издержек и цен);
- политика монополий;
- увеличение налогов на производителя.
Далее преподаватель предлагает обучающимся выполнить задания 4-5 (раздаточный материал).
Инфляция спроса и инфляция издержек (предложения) - не единственные виды инфляции, а причины возникновения инфляции - не единственный критерий для выделения видов инфляции. По мнению экономистов, основанием для классификации видов инфляции могут быть и характер протекания инфляции, и темпы роста цен, и расхождение роста цен по различным товарным группам, и прогнозируемость роста цен.
- Выполните задание 6 (раздаточный материал).
- Выполнение задания (выступления представителей от групп; заполнение схемы на магнитной доске).
Виды инфляции
Основа классификации |
Наименование вида инфляции |
Его сущность |
Характер протекания |
Открытая |
Отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги |
Скрытая (подавленная) |
Возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения |
|
Темп роста цен | Умеренная (ползучая) |
Цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год) |
Галопирующая |
Быстрый рост цен (примерно 100-150% в год) |
|
Гиперинфляция |
Сверхвысокий рост цен (до 1000% в год) |
|
Расхождение роста цен по различным товарным группам | Сбалансированная |
Цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными |
Несбалансированная |
Цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются |
|
Прогнозируемость роста цен | Прогнозируемая |
Учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов |
Непрогнозируемая |
Становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста цен превышает ожидаемый |
В различных экономических системах инфляция проявляется по-разному.
- Подумайте, по характеру протекания, какой вид инфляции характерен для рыночной экономики, а какой - для командной?
- для рыночной экономики - открытая инфляция;
- для командной экономики - скрытая (подавленная) инфляция.
- Привлекая факты общественной жизни, определите, по темпам роста цен, какой вид инфляции сложился в России сегодня?
- Умеренная (ползучая) инфляция.
- Выполните задание 7 (раздаточный материал).
- Обучающиеся называют возможные последствия высокой инфляции (выступления представителей от групп).
Все слои общества опасаются последствий инфляции, но больше всего от инфляции страдают те, кто получает фиксированные доходы.
- Подумайте и назовите категории людей с фиксированными доходами.
- Пенсионеры, студенты, государственные служащие и др.
Все слои общества, как я уже говорила, опасаются последствий инфляции, но не все и не всегда проигрывают от непредвиденного роста цен. В ряде случаев возможен выигрыш от инфляции.
- Выполните задание 8 (раздаточный материал).
- Работая в группах, подумайте и сформулируйте способы рационального поведения субъектов экономики в условиях роста инфляции.
- Ответы обучающихся (выступления представителей от групп);
- Выполните задание 9 (раздаточный материал).
Последствия высокой инфляции разрушительны для экономики государства, между тем умеренная инфляция полезна для экономики.
- Выполните задание 10 (раздаточный материал).
V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала
Выполнение обучающимися заданий. Ответы на вопросы.
«Красный квадрат». Команды берут по одному вопросу и отвечают на него.
№ | Вопрос |
Ответ |
1 |
Может ли человек или фирма выиграть от непредвиденной инфляции? |
Да. |
2 |
Может ли деятельность профсоюзов, отстаивающих интересы рабочих, стать причиной инфляции? |
Да. |
3 |
«Инфляция - золотое время для возврата долгов». Объясните это высказывание петербургского сатирика К.Мелихана |
Во время инфляции деньги обесцениваются. Тот, кто успел взять в долг «дорогие» деньги под невысокие проценты, вернёт реально денег меньше, чем получил в долг |
4 |
«Если бы все цены и доходы росли одинаково, никто не терпел бы ущерба. Но они растут неравномерно. Многие теряют, и немногие приобретают». Объясните это высказывание американского экономиста И.Фишера |
Инфляция - сложное экономическое явление. Не все и не всегда проигрывают от непредвиденного роста цен. В ряде случаев возможен выигрыш от инфляции |
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.
Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.
VII. Задание на самоподготовку
- Объяснение преподавателем задания на самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.
- Параграф 8.
- Базовый - вопросы к параграфу 8.
- Углублённый - мини-проект (задание 11, раздаточный материал).