«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.
Ж.-Ж. Руссо
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Мы знаем, что воспитание имеет большое значение на развитие и становление личности. На взгляды, убеждения Александра II освободителя оказал воспитатель тогда еще будущего императора - Жуковский В.А. Он учил будущего императора «уважать закон, распространять просвещение и любить свободу, то есть правосудие». Александр стремился следовать наставлениям своего учителя, когда реализовывал масштабные реформы в различных сферах жизни российского общества.
План урока
- Понятие гражданское общество и его функции.
- Предпосылки возникновения гражданского общества.
- Истоки формирования гражданского общества в Российской империи времен правления Александра II на примере реформ 1860-1870-х гг.
Основные понятия
Земство, городская дума, мировой суд, всеобщая воинская повинность, классические и реальные гимназии, реальные училища, гражданское общество.
Основные даты
1864 г. — земская, судебная, школьная реформы. 1870 г. — городская реформа. 1874 г. — введение всеобщей воинской повинности.
III. Введение в новый материал
С отменой крепостного права последовала целая череда реформ, касающихся всех сфер жизни общества, государства и призванных разрешить многие назревшие проблемы. В основе этих реформ была идея правового государства и равенства всех подданных перед законом. И в тоже время Александр II стремился сохранить в неприкосновенности основы самодержавного строя, сословного деления общества, привилегированного положение дворянства. Дворянство - как опора императора. Разберем, как Александру II удавалось совмещать эти принципы, и при каких обстоятельствах и как в России формировалось гражданское общество.
IV. Работа по теме урока
1. Понятие гражданское общество и его функции
Для начала нужно вспомнить, что мы с вами называем гражданским обществом?
Гражданское общество-это все негосударственные общественные отношения и объединения, выражающие разнообразные интересы, потребности членов общества.
Гражданское общество феномен западной цивилизации-гражданское общество появилось с развитием демократии и действует согласно ее принципам.
Можно представить в виде схемы:
Гражданин → гражданское общество → государство
2. Предпосылки возникновения гражданского общества
Для этого вспомним сферы жизнедеятельности общества.
- Социальная
- Политическая
- Экономическая
- Духовная
В социальной сфере общества должен быть удельный вес среднего класса.
Модель общества с большим удельным весом среднего класса. Вспомним из уроков обществознания, кого мы относим к среднему классу?
Средний класс – это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.
В политической сфере общества должно быть юридическое равенство граждан, обеспечение прав и свобод, демократизация власти, политический плюрализм.
В культурной сфере общества высокий образовательный уровень населения.
В экономической сфере общества должна присутствовать частная собственность, свободный рынок, конкуренция.
Что включает в себя гражданское общество?
- Политические движения
- Союзы предпринимателей
- Церковь
- Благотворительные фонды
- Спортивные общества
- Семью
- СМИ
- Органы местного самоуправления
Функция гражданского общества - защита интересов граждан и их объединений.
Сферы жизнедеятельности общества в Российской Империи времен правления Александра II
3. Истоки формирования гражданского общества в Российской империи времен правления Александра II на примере реформ 1860-1870-х гг.
Теперь рассмотрим на примере Российской империи XIX века времен Великих реформ Александра II,попытаемся найти истоки гражданского общества.
В экономический сфере во время правления Александра II проходил промышленный переворот .Используя сравнительный метод сопоставим промышленный переворот в России и в европейских странах.
Вспомним особенности промышленного переворота в России.
Назовите причины предпосылок Великих реформ. Приведите факты в доказательство того, что проведение реформ было необходимым.
Рассмотрим теперь социальную, политическую сферу общества Российской империи XIX века время Великих реформ, что изменилось и к каким результатам пришли.
Класса разделен на группы. Каждой группе выдано свое задание.
- 1-я группа читает и анализирует Земскую реформу (стр.124 учебника п.1 параграф 19)
- 2-я группа анализирует Городскую реформу (п.2 параграф 19)
- 3-я группа анализирует Судебную реформу (материал из сборника рассказов А.А.Данилова История России стр.42 Суд присяжных)
- 4-я группа анализирует реформы в области народного просвещения (стр.128-129 учебника п.5 параграф 19)
Продолжаем работу над основными видами учебной деятельности учеников. После того как ученики по группам изучили текстовый материал работаем с вопросами.
Ученики учатся объяснять причины исторических явлений и давать оценку историческим событиям. Называть основные положения земской, судебной, военной реформ. Охарактеризовать результаты важнейших исторических событий.
- Перечислите органы городского самоуправления, созданные в результате реформы 1870 г.
- В чём вы видите плюсы и минусы земской реформы?
- На каких принципах была основана судебная реформа? Как вы думаете, почему именно судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
- Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа в области просвещения? В чём вы видите преимущества и недостатки этой реформы?
- Какие шаги, предпринятые Александром II, позволяют говорить о том, что реформы положили начало социальной и правовой модернизации?
Завершив работу с вопросами делаем выводы.
Не смотря на ограничительные моменты, городская, земская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества.
V. Подведение итогов урока
Вывод
В России в период правления Александра II были проведены либеральные реформы, затронувшие все слои общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения.
Реформы Александра II закладывали пусть пока маленькие зачатки гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.
Домашнее задание
Пересказ параграфа 19,выполнить задания 1 и 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».