Истоки гражданского общества, правового государства в Российской империи в эпоху правления Александра II. Интегрированный урок истории и обществознания в 9-м классе

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: Александр II, гражанское общество


«Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.
Ж.-Ж. Руссо

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Мы знаем, что воспитание имеет большое значение на развитие и становление личности. На взгляды, убеждения Александра II освободителя оказал воспитатель тогда еще будущего императора - Жуковский В.А. Он учил будущего императора «уважать закон, распространять просвещение и любить свободу, то есть правосудие». Александр стремился следовать наставлениям своего учителя, когда реализовывал масштабные реформы в различных сферах жизни российского общества.

План урока

  1. Понятие гражданское общество и его функции.
  2. Предпосылки возникновения гражданского общества.
  3. Истоки формирования гражданского общества в Российской империи времен правления Александра II на примере реформ 1860-1870-х гг.

Основные понятия

Земство, городская дума, мировой суд, всеобщая воинская повинность, классические и реальные гимназии, реальные училища, гражданское общество.

Основные даты

1864 г. — земская, судебная, школьная реформы. 1870 г. — городская реформа. 1874 г. — введение всеобщей воинской повинности.

III. Введение в новый материал

С отменой крепостного права последовала целая череда реформ, касающихся всех сфер жизни общества, государства и призванных разрешить многие назревшие проблемы. В основе этих реформ была идея правового государства и равенства всех подданных перед законом. И в тоже время Александр II стремился сохранить в неприкосновенности основы самодержавного строя, сословного деления общества, привилегированного положение дворянства. Дворянство - как опора императора. Разберем, как Александру II удавалось совмещать эти принципы, и при каких обстоятельствах и как в России формировалось гражданское общество.

IV. Работа по теме урока

1. Понятие гражданское общество и его функции

Для начала нужно вспомнить, что мы с вами называем гражданским обществом?

Гражданское общество-это все негосударственные общественные отношения и объединения, выражающие разнообразные интересы, потребности членов общества.

Гражданское общество феномен западной цивилизации-гражданское общество появилось с развитием демократии и действует согласно ее принципам.

Можно представить в виде схемы:

Гражданин → гражданское общество → государство

2. Предпосылки возникновения гражданского общества

Для этого вспомним сферы жизнедеятельности общества.

  • Социальная
  • Политическая
  • Экономическая
  • Духовная

В социальной сфере общества должен быть удельный вес среднего класса.

Модель общества с большим удельным весом среднего класса. Вспомним из уроков обществознания, кого мы относим к среднему классу?

Средний класс – это социальная группа людей, имеющая устойчивые доходы, достаточные для удовлетворения широкого круга материальных и социальных потребностей.

В политической сфере общества должно быть юридическое равенство граждан, обеспечение прав и свобод, демократизация власти, политический плюрализм.

В культурной сфере общества высокий образовательный уровень населения.

В экономической сфере общества должна присутствовать частная собственность, свободный рынок, конкуренция.

Что включает в себя гражданское общество?

  1. Политические движения
  2. Союзы предпринимателей
  3. Церковь
  4. Благотворительные фонды
  5. Спортивные общества
  6. Семью
  7. СМИ
  8. Органы местного самоуправления

Функция гражданского общества - защита интересов граждан и их объединений.

Сферы жизнедеятельности общества в Российской Империи времен правления Александра II

3. Истоки формирования гражданского общества в Российской империи времен правления Александра II на примере реформ 1860-1870-х гг.

Теперь рассмотрим на примере Российской империи XIX века времен Великих реформ Александра II,попытаемся найти истоки гражданского общества.

В экономический сфере во время правления Александра II проходил промышленный переворот .Используя сравнительный метод сопоставим промышленный переворот в России и в европейских странах.

Вспомним особенности промышленного переворота в России.

Назовите причины предпосылок Великих реформ. Приведите факты в доказательство того, что проведение реформ было необходимым.

Рассмотрим теперь социальную, политическую сферу общества Российской империи XIX века время Великих реформ, что изменилось и к каким результатам пришли.

Класса разделен на группы. Каждой группе выдано свое задание.

  • 1-я группа читает и анализирует Земскую реформу (стр.124 учебника п.1 параграф 19)
  • 2-я группа анализирует Городскую реформу (п.2 параграф 19)
  • 3-я группа анализирует Судебную реформу (материал из сборника рассказов А.А.Данилова История России стр.42 Суд присяжных)
  • 4-я группа анализирует реформы в области народного просвещения (стр.128-129 учебника п.5 параграф 19)

Продолжаем работу над основными видами учебной деятельности учеников. После того как ученики по группам изучили текстовый материал работаем с вопросами.

Ученики учатся объяснять причины исторических явлений и давать оценку историческим событиям. Называть основные положения земской, судебной, военной реформ. Охарактеризовать результаты важнейших исторических событий.

  • Перечислите органы городского самоуправления, созданные в результате реформы 1870 г.
  • В чём вы видите плюсы и минусы земской реформы?
  • На каких принципах была основана судебная реформа? Как вы думаете, почему именно судебная реформа стала наиболее последовательным преобразованием эпохи Александра II?
  • Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа в области просвещения? В чём вы видите преимущества и недостатки этой реформы?
  • Какие шаги, предпринятые Александром II, позволяют говорить о том, что реформы положили начало социальной и правовой модернизации?

Завершив работу с вопросами делаем выводы.

Не смотря на ограничительные моменты, городская, земская реформа способствовала приобщению широких слоев населения к решению управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества.

V. Подведение итогов урока

Вывод

В России в период правления Александра II были проведены либеральные реформы, затронувшие все слои общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения.

Реформы Александра II закладывали пусть пока маленькие зачатки гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.

Домашнее задание

Пересказ параграфа 19,выполнить задания 1 и 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».