Педагогический проект "Приобщение к прекрасному"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: виртуальная экскурсия, замки мира


Тип проекта: образовательный.

По способу выполнения: групповой.

Участники проекта: учащиеся 7-9 классов школ и гимназий города Тюмени.

Сроки реализации проекта: средне-срочный (8 недель).

Организаторы проекта: инициативная группа студентов-старшекурсников из института Социально-Гуманитарных наук, а также творческая группа педагогов средних общеобразовательных организаций города Тюмени.

Состав инициативной и творческой групп утверждается отдельно по согласованию.

В основном состав творческой группы педагогов состоит из педагогов стажерских площадок (те школы и гимназии, в которых происходят педагогические практики у студентов 4 и 5 курсов). В этих школах уже налажен контакт с педагогами, они готовы к соучастию в проектах. Также будут задействованы школы, с которыми университет еще не работал.

Партнеры проекта: студенческий совет Тюменской области, классные руководители ребят-участников, учителя истории, обществознания, информатики.

Постановка проблемы. Не всегда у нас получается здесь и сейчас отправиться в путешествие, осмотреть достопримечательности того или иного города или страны. Но очень хочется. Проект «Приобщение к прекрасному» может помочь увидеть самые известные и яркие памятники мировой архитектуры даже сидя дома или в классе.

Виртуальная экскурсия представляет собой программный продукт, позволяющий просматривать различные удаленные объекты: музеи, учебные заведения, географические достопримечательности.

Актуальность разработки и просмотра виртуальных экскурсий обуславливается интерактивностью и доступностью данных проектов. Виртуальные экскурсии направлены на изучение мест, зачастую недоступных для людей.

Цель проекта: расширить знания учащихся о мировых достояниях архитектуры путем знакомства с известнейшими замками мира.

Задачи:

  • развить коммуникативные навыки, умения работать в группе и решать задачи внутри коллектива
  • развить навыки исследовательской работы, систематизации и структурирования информации;
  • совершенствовать информационно-технологические навыки участников проекта;
  • создать коллекции виртуальных экскурсий с целью дальнейшего их использования в образовательном процессе.
  • предоставить возможность визуально познакомиться с историей развития человечества через достижения мировой архитектуры, мотивировать их к изучению вопросов архитектуры;
  • подвести обучающихся к выводу о необходимости бережного отношения к достижениям архитектуры через отработку умения делать выводы и обобщения.

Описание продукта, полученного в результате выполнения проекта:

  • создание банка виртуальных экскурсий Замки мира;
  • создание банка мини-экскурсий Замки мира (учащихся).

Практическая работа:

  • Содействие созданию благоприятных условий для работы учащихся и педагогов по теме проекта; обеспечение атмосферы взаимопомощи.
  • Координация действий участников в соответствии с задачами проекта.
  • Оказание помощи в проектировании, моделировании и организации виртуальных-экскурсий.
  • Передача своего педагогического опыта и профессионального мастерства инициативной и творческой групп.
  • Знакомство в процессе общения с информационными технологиями, образовательными площадками.
  • Консультирование по подбору и использованию материала для виртуальных экскурсий.
  • Оказание помощи в умение решать проблемные задачи и предвидеть результат.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Методическая литература, исторические документы;
  • Оборудование для организации встреч;
  • Аудио и компьютерное оборудование.

Реализация проекта

Этапы, сроки реализации

Содержание деятельности в процессе реализации проекта

Ожидаемые результаты в процессе реализации проекта

1 этап – подготовительный. Срок – 2 недели

1. Обозначение направления и темы проекта.
2. Набор и утверждение состава инициативной и творческой групп, состоящих из студентов и педагогов.
3. Организационные работы: бронирование помещения Студенческого совета Тюменской области для проведения мероприятий.
4. Определение времени, периодичности и сроков проведения мероприятий. 5.Подбор и утверждение замков для проведения виртуальных экскурсий.
5. Создание оргкомитета из числа инициативной группы, определение задач их деятельности.
6. Работа оргкомитета: сбор информации и различных источников для создания банка виртуальных экскурсий в выбранные замки.
7. Определение возрастной категории учащихся (среднее звено учащиеся школ и гимназий города Тюмени).
8. Организация агитационной работы среди учеников для участия в этом проекта: печатная форма – путем развешивания объявлений и листовок и предстоящем мероприятии; интерактивная – создание группы в Контакте и странички мероприятия в Instagram. На печатном объявлении будут указаны ссылки на социальные сети, где можно будет узнать более подробную информацию. В первую очередь объявление будут отправлены факсом в школы и гимназии, с которыми у университета заключен договор. В остальные гимназии отправятся непосредственно участники оргкомитета для одобрения размещения объявления о предстоящем мероприятии.

- создание оргкомитета;
- определение времени, периодичности и сроков проведения мероприятий: во время учебного процесса в после урочное время;
1 раз в неделю на протяжении 5 недель;
- выбор замков и сбор информации по ним, создание информативного банка;
- определение возрастной категории учащихся: среднее звено - учащиеся 7-9 классов школ и гимназий города Тюмени;
- набор учеников - участников мероприятия в результате качественно организованной агитационной работы;
- создание группы в Контакте и странички мероприятия в Instagram;
- контроль работы инициативной и творческой группы.

2 этап – основной. Срок – 5 недель

1. Назначение ответственных за проведение мероприятий (составление Графика встреч).
2. Определение режима (Графика) Личных встреч в течение реализации проекта (1 раз в неделю в удобное для учеников после урочного времени) и проведение виртуальных экскурсий в одни из самых известных замков мира.
3. Разработка механизма проведения мероприятий в рамках Личных встреч.
4. Разработка системы рефлексии Личных встреч. Участники дописывают предложенную каждому фразу и прикрепляют стикер к оформленному стенду (древко, наверху листочек с датой проведения и названия замка; стикеры прикрепляют вдоль древка, получается много знамен на одном древке, некий флаг) У каждого замка – стикеры своего цвета.
5. Механизм проведения мероприятия:
- вступительное слово членов Оргкомитета;
- далее учащимся предлагается раскрутить Колесо фортуны. На каждом его секторе написаны названия замков (один сектор-одно название). Стрелка Колеса фортуны определяет замок, в который школьники будут отправляться на виртуальную экскурсию;
- рефлексия: участникам предлагается дописать и закончить предложение (Для меня стало открытием… Я не знал(а), что группе … После виртуальной экскурсии мне захотелось… Сегодня я расскажу…).
6. По окончанию просмотра всего цикла виртуальных экскурсий объединение учащихся в мини-группы.В каждой по 5-7 человек, количество групп будет варьироваться от общего количества участников проекта. После разделения группам дается задание – в течение недели подготовить мини-версию виртуальной экскурсии в любой замок по их желанию, следуя брошюре, в которой написана информация о составлении и наполнении виртуальной экскурсии.
В информационной брошюре будет написано, как создавать виртуальную экскурсию, и что в ней должно быть.
Какие материалы составляют экскурсию?
Для организации виртуальной экскурсии так же, как и для экскурсии реальной, необходимо определить набор ключевых пунктов и сформировать для каждого из них заданный объем информации.
Поскольку у пользователя нет возможности увидеть реальный объект, важно предусмотреть наличие графической информации – прежде всего в форме фотографий, а также карт и планов
(схематический план замка, положение населенного пункта на карте и т.п.). Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода». Таким образом, текстовая и графическая информация составляют основу экскурсии. В некоторых случаях уместна звуковая информация. Видеоинформация может также оживить экскурсию, однако работа с ней в высшей степени сложна и требует наличия специальных технических компонентов, отсутствующих в стандартном наборе компьютера.

Происходит выбор членов жюри. В состав жюри будут входить студенты, учителя и школьники.

- составлен График встреч;
- разработан механизм проведения мероприятий в рамках Личных встреч;
- разработана система рефлексии;
- проведение всех запланированных встреч;
- активная работа учащихся;
- объединение учащихся в мини-группы, развитие компетенций учащихся, совершенствование учебной деятельности, обогащение умения работать с интернет-ресурсами; развитие личностных качеств;
- создание банка материалов для мини-версий виртуальных экскурсий;
- контроль работы инициативной и творческой групп.

Третий этап – заключительный. Срок – 1 неделя

1. Организация и проведение заключительных встреч.
2. Презентация учащимися проектов мини-виртуальных экскурсий.
3. Организация и работа Круглого стола: анализ реализации проекта, выделение сильных и слабых позиций проекта, планирование перспектив его развития, поиск продолжения.
4. Общая рефлексия: работа со стикерами составленными на 2 этапе.
5. Награждение участников Проекта Диплома, Сертификатами, памятными подарками.
6. Распостранение данного опыта работа в профессиональных педагогических сообществах (интернет-сообщества, в Контакте и странички мероприятия в Instagram, на сайте образовательной организации, публикации в печатных изданиях).
7. Выдвижение на участие Педагогического проекта «Приобщение к прекрасному» в конкурсах проектов.
8. Составление фото- видеоотчета об этапах реализации Проекта.
9. Жюри оценивает работы по следующим критериям:
1) обоснование темы и ее актуальности;
2) описание целей и задач;
3) описание и обоснование выбора маршрута;
4) визуальный материал (карты, фотографии);
5) логика изложения, содержательность, грамотность;
6) творческий подход;
7) оформление работы

Лучшие проекты в качестве поощрения жюри может рекомендовать к размещению на сайтах школ, в которых учатся авторы проектов.

- создание банка проектов мини-виртуальных экскурсий учащихся;
- фото- видеоотчета об этапах реализации Проекта;
- контроль за деятельностью групп.

Ожидаемые результаты всего проекта в целом:

  • формирование поликультурной компетентности;
  • расширение интеллектуального кругозора учащихся через знакомство с мировыми шедеврами архитектуры;
  • формирование познавательной, самообразовательной, социальной компетентностей;
  • формирование информационной компетентности.

Дальнейшее развитие проекта.

По итогу проведения всех запланированных мероприятий, а также по отзывам всех участников и организаторов, будет решаться его дальнейшее развитие.

Если большинство отзывов будут положительны, то я думаю, что этот проект может проводиться систематически, постоянно обновляясь и совершенствуясь. Например, виртуальные экскурсии по другим эпохам и просмотр других объектов.

В дальнейшем, при системном проведении такого мероприятия, виртуальные экскурсии, созданные для учеников и самими учениками непосредственно, могут выступать в качестве базы работа для учебно-методического материала по истории и мировой художественной культуре.

Также можно объяснить ребятам, каким образом они могут использовать свои умения, полученные при подготовке виртуальной экскурсии, в других сферах, как применять это на других уроках, как создавать это не только работая в команде, но и одному.

Мы получили самый главный продукт проектной деятельности – созданные командами виртуальные экскурсии.

Заключение

В ходе реализации Педагогического проекта «Приобщение к прекрасному обучающиеся приобретают знания и умения, опыт поисковой и творческой учебной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к историческому прошлому. Данный проект имеет не только познавательную, но и прагматичную ценность: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить». Именно в этом его образовательная ценность, направленная на возможность соединить в себе разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Проект способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс открытым для активного участия учащихся, педагогов и других членов общества.