29 октября 2020 года в МБОУ «Гимназия № 2», действующей в статусе опорной школы Республики Коми, прошел муниципальный семинар «Как разработать авторскую программу». Семинар был организован в двух форматах: очно для работников организаций дополнительного образования г.Инты (Станция юных натуралистов, Центр внешкольной работы) и дистанционно (на платформе ZOOM) для специалистов общеобразовательных организаций и Методического центра МКУ «ГУНО». Мероприятие было подготовлено и проведено Селезневой Ольгой Михайловной, заместителем директора, учителем истории и обществознания МБОУ «Гимназия № 2».
Идея проведения семинара возникла в связи с тем, что специалисты опорной школы весной 2020 г. представили программы дополнительного образования на рассмотрение Республиканского экспертного совета для присвоения статуса авторских. Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 10.06.2020 № 264-п «Об утверждении решения республиканского экспертного совета по результатам рассмотрения программ организации отдыха детей и их оздоровления в 2020 году и программ, претендующих на статус авторских» программам дополнительного образования «Личность и история России в IX–XIX веках» (автор - Селезнева Ольга Михайловна) и «Избранные вопросы тригонометрии» (автор - Колобова Светлана Айратовна) был присвоен статус авторских сроком на 3 года.
Так возникла идея поделиться опытом и познакомить педагогическое сообщество Инты с технологией разработки авторской программы.
В ходе семинара слушатели познакомились с многогранностью понятия «авторская программа», ее содержательной особенностью, отличительными признаками. Были затронуты вопросы целей и задач разработки такого образовательного продукта как авторская программа, проработан алгоритм ее создания, требования к разработке и содержанию, определяемые Положением об авторской программе (утверждено приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 19.06.2017 № 204-п «Об утверждении положений»), а также проанализированы типичные ошибки.
- С материалами муниципального семинара можно познакомиться на официальном сайте МБОУ «Гимназия № 2» в разделе «Опорная школа» (подраздел «Календарь на 2020 год – октябрь») http://frschool.ucoz.ru/index/kalendar_sobytij_2020/0-223
- Видеозапись семинара доступна по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=514UNg_I1JQ&feature=youtu.be - Авторские программы расположены по ссылкам:
«Личность и история России в IX–XIX веках» (автор - Селезнева Ольга Михайловна)
http://frschool.ucoz.ru/programm/PROGRAMM2020/selezneva_o.m-lichnost_i_istorija_rossii-selezneva.pdf
«Избранные вопросы тригонометрии» (автор - Колобова Светлана Айратовна)
http://frschool.ucoz.ru/programm/PROGRAMM2020/kolobova_s.a-izbrannye_voprosy_trigonometrii_2020.pdf
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание дополнительной общеобразовательной – дополнительной общеразвивающей программы «Личность и история России в IX–XIX веках» (далее – Программа) разработано с учетом следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.11.2018 № 52831).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 20.08.2014 № 33660).
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, включая разноуровневые программы).
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Устав МБОУ «Гимназия № 2».
- Лицензия МБОУ «Гимназия № 2» на образовательную деятельность.
Программа адаптирована с учетом особенностей учащихся МБОУ «Гимназия № 2». Специфика данной программы заключается в том, что она составлена на основе курса, рассчитанного на учащихся 11 классов и включает занятия, ориентированные на реализацию практических умений и навыков работы с исторической информацией при выполнении заданий повышенного и высокого уровня сложности. При этом актуальным остается интеграция общего и дополнительного образования.
Цель Программы – создание условий для формирования и развития творческих, познавательных, исследовательских, коммуникативных умений и навыков учащихся.
Содержание Программы соответствует:
- достижениям мировой культуры, российским традициям;
- современным образовательным технологиям, отраженных в принципах обучения;
- формам и методам обучения;
- методам контроля и анализу результатов деятельности ребенка;
- средствам обучения.
Программа направлена на:
- создание условий для развития личности подростка;
- развитие мотивации личности подростка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия подростка;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой реализации самореализации личности подростка, его интеграции в системе мировой и отечественной истории и культуры.
Цель Программы реализуется в следующих задачах:
№ | Задачи |
Результат по задаче |
Педагогический контроль по задаче |
1. |
Образовательная: |
Предъявление полученных знаний на итоговой конференции в виде стендовых докладов, буклетов, рефератов. |
1. Входящий контроль для определения уровня знаний о роли исторических персоналий, в изучаемые в рамках программы периоды. |
2. |
Развивающая: |
1. Демонстрация умения самостоятельного анализа текстовых документов. |
1. Проведение исторических коллоквиумов. |
3. |
Воспитательная: |
Освоение национальных ценностей, традиций, культуры России через изучение исторических личностей. Данный результат находит отражение в творческих работах учащихся, предъявляемых на итоговой конференции |
Выявления уровня развития гражданственности и патриотизма как социально-значимых ценностей, включая тестирование с привлечением педагога-психолога |
Программа построена на основе принципа разноуровневости и предоставляет учащимся возможность освоения учебного содержания занятий с учетом их уровней общего развития, способностей и мотивации. Содержание и предлагаемые задания, предметный материал программы организован в соответствии со следующими уровнями сложности:
- Базовый уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование специализированных предметных знаний).
- Высокий (продвинутый) уровень (участие в постановке и решении таких заданий и задач, для которых необходимо использование сложных, специализированных предметных знаний).
Критериальные подходы к реализации разноуровневой программы:
- разработка индивидуального маршрута для учащихся (Приложение 6);
- использование сетевых форм взаимодействия;
- внедрение гибких учебных форм (игры, групповая творческая работа, проектный и исследовательский методы);
- работа с одаренными детьми (результаты работы размещаются и актуализируются на официальном сайте МБОУ «Гимназия № 2» в разделе «Работа с одаренными детьми»).
http://frschool.ucoz.ru/index/nauchno_issledovatelskaja_dejatelnost/0-180
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Возраст учащихся |
17-18 лет |
Общее количество часов в год |
70 часов |
Периодичность проведения занятий |
2 раза в неделю |
Продолжительность одного занятия |
45 минут |
Нормы наполнения группы |
10 - 12 человек |
Вид организации учебно-воспитательного процесса |
групповая |
Форма организации учебной деятельности |
кружок |
Вид группы |
профильная |
Особенности набора |
по индивидуальному запросу |
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Развитие творческих, исследовательских, коммуникативных навыков учащихся, формирование информационной базы (накопительной папки) по спорным вопросам российской истории; демонстрация учащимися полученных навыков на ученических конференциях, при создании творческих мини-проектов, буклетов, исторических справочников, написание исторического сочинения, работа над текстами, работа с исторической картой.
Планируемые результаты освоения программы:
I. В личностном направлении:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
II. В метапредметном направлении:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с учащимися, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Регулятивные УДД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную.
Познавательные УДД: умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные УДД: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
III. В предметном направлении:
- способность широко применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
- умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
- умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
4. ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ |
Вид |
Цель контроля |
Содержание |
Форма |
1. |
Входящий контроль |
Определение уровня знаний по теме «Русские правители с древнейших времен до конца XIX века» |
Решение тестовых и теоретических задач |
Тестирование с элементами теоретического задания |
2. |
Тематический контроль |
Определения уровня сформированности умений анализа материала |
Работа с текстовыми историческими документами |
Практическая работа (текст, карта) |
3. |
Текущий контроль |
Определение уровня навыков исследовательской деятельности |
Написание исторического сочинения по периодам истории России |
Исторические сочинения |
4. |
Итоговый контроль |
Определение уровня роста творческих, исследовательских, коммуникативных навыков |
Выступление с докладами по заданной тематике |
Защита проектов |
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, журнал посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования, портфолио, фото, отзывы детей и родителей, свидетельство (сертификаты, дипломы, грамоты).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, открытое занятие, отчет итоговый, пополнение ученического портфолио, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, фестивали конференции, конкурсы.
Формы аттестации: диагностика результатов работы по программе связана с демонстрацией достижений учащихся (создание банка данных исторических сочинений, навыки работы с картографическим материалом. Главный показатель – личностный рост учащихся, их творческих способностей. Подведение итогов реализации программы проводится в форме конференции в рамках группы.
Приложение 1. Диагностическая карта
5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов/тем |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Великие Рюриковичи |
50 |
25 |
25 |
2 |
Великие Романовы |
20 |
10 |
10 |
Итого |
70 |
35 |
35 |
6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обобщенные принципы включения материала в содержание программы:
- принцип широкого доступа (материал предлагается в различных формах и типах источников: в печатном и электронном виде);
- принцип «Шесть типов диагностики» (предусматривается диагностика индивидуальных особенностей учащихся, отражающих уровень психофизического развития, мотивированности, интеллектуального развития, эрудиции в отношении общих знаний и содержания программы, освоения компетенций, сформированности информационной и функциональной грамотности). Инструментарий для проведения диагностики отбирается педагогом-психологом.
- принцип множественности методов;
- принцип доступности проб (вне зависимости от того, на каком уровне находится учащийся изначально, он имеет возможность получить доступ к заданиям любого уровня и осуществить пробу его решения). Данный принцип эффективен при разработке индивидуальных маршрутов учащихся, при организации групповой работы и формировании навыков наставничества у учащихся.
№ |
Название раздела, содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Раздел 1. Великие Рюриковичи |
50 |
25 |
25 |
2 |
Раздел 2. Великие Романовы |
20 |
10 |
10 |
Итого: |
70 |
35 |
35 |
Приложение 2. Календарно-тематический план
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ |
Раздел, тема |
Форма проведения занятия |
Дидактический материал, оснащение |
Формы подведения итогов |
1. |
Раздел 1. Великие Рюриковичи |
Семинары, анализ документов, групповая проектная работа, лекция |
Карты по истории Древней Руси, периоду феодальной раздробленности, Московского государства. |
Опорная лекция, проблемное задание, презентация, историческое сочинение, проект, письменный анализ документов |
2. |
Раздел 2. Великие Романовы |
Анализ документов, групповая проектная работа, лекция |
Карты по истории России XVII–XIX вв. |
Опорная лекция, проблемное задание, презентация, историческое сочинение, проект, письменный анализ документов |
Пример методической и дидактической обеспеченности программы приведен в Приложение 3 (закрепления материала по занятиям 48–51). Аналогичные блоки заданий разработаны по всем историческим периодам, связанных с правителями IX–XIX вв. При проведении занятий широко используются интернет-ресурсы, список которых приведен в разделе 10 настоящей программы.
8. ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В МБОУ «Гимназия № 2» созданы достаточные условия для реализации Программы. Занятия проводятся в учебном кабинете истории, в котором обеспечена комфортность условия для реализации программы. Кабинет оборудован ученической мебелью, соблюдается температурный режим (Приложение 4).
1. Карты по истории России IX–XIX вв. (в электронном формате);
2. Атласы, контурные карты по истории России IX–XIX вв.;
3. Портреты исторических деятелей России IX–XIX вв.;
3. Компьютер (ноутбук);
4. Проектор;
5. Видеоматериалы портала ИСТОРИЯ.РФ
Перечень периодов для написания исторического сочинения (практические занятия):
1. 862 – 912 гг. | 11. 1359 – 1389 гг. |
21. 1682 - 1689 гг. |
2. 912 – 945 гг. |
12. 1389 – 1425 гг. |
22. 1689 - 1725 гг. |
3. 945 – 972 гг. |
13. 1425 – 1462 гг. |
23. 1725 – 1762 гг. |
4. 980 – 1015 гг. |
14. 1462 – 1505 гг. |
24. 1762 – 1796 гг. |
5. 1019 – 1054 гг. |
15. 1505 – 1533 гг. |
25. 1796 – 1801 гг. |
6. 1054 - 1113 гг. |
16. 1533 – 1584 гг. |
26. 1801 – 1812 гг. |
7. 1113 - 1132 гг. |
17. 1547 – 1565 гг. |
27. 1812 – 1825 гг. |
8. 1132 – 1236 гг. |
18. 1598 – 1613 гг. |
28. 1825 – 1855 гг. |
9. 1237 – 1243 гг. |
19. 1613 - 1645 гг. |
29. 1855 – 1881 гг. |
10. 1325 – 1340 гг. |
20. 1645 - 1682 гг. |
30. 1881 – 1894 гг. |
9. МЕТОДИЧЕСКОЕ И НОРМАТИВНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
- Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. – Л., 2003.
- Анисимов Е.В. Женщины на российском престоле. – СПб., 2000.
- Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей Родины. — М., 2006.
- Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. – М., 1991.
- Воскобойников В.М. Завет Кирилла и Мефодия. — М., 2010.
- Вронский Ю.П. Рассказы о Древнем Новгороде. — М., 2008.
- Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. Русские земли в XIII-XV вв. — М., 1988.
- Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории. – М., 1992.
- Иванов В.Д. Повести древних лет. — М., 2013.
- Карпов А.Ю. Православные святые и чудотворцы: Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — М., 2005.
- Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. – Л., 2000.
- История государства Российского. Хрестоматия: Свидетельства. Источники. Мнения. – М., 2006.
- История внешней политики России: Вторая половина XIX века – М., 1997.
- Каргалов В.В. Конец ордынского ига. – М., 1995.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства. XVIII–XIX вв. – СПб., 2001.
- Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты. – М., 1997.
- Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: IX – первая половина X вв. – М., 2008.
- Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. – Новосибирск, 1997.
- Федоров В.А. Декабристы и их время. – М., 2002.
- Федотов Г.П. Святые Древней Руси. (X–XVII вв.). – М., 1990.
- Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исследования социально-политической истории времени Ивана Грозного. – М., 1996.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.wco.ru/icons/ — виртуальный каталог икон [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.booksite.ru/enciklopedia/ — древнерусская жизнь в картинках [Дата обращения 01.09.2019].
- http://rublev.voskres.ru/ — иконы Андрея Рублёва [Дата обращения 01.09.2019].
- http://statehistory.ru — история России [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.temples.ru/ — проект «Храмы России» [Дата обращения 01.09.2019].
- http://radzivil.chat.ru/ — Радзивилловская летопись с иллюстрациями [Дата обращения 01.09.2019].
- http://history.sgu.ru/ — российская история в зеркале изобразительного искусства [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.avorhist.ru/ — Русь Древняя и Удельная [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.hist.msu.ru — сайт исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.eliseev.ru/istor/h020.htm — книги по истории России [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html — исторические источники в Интернете [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.world-history.ru/thisday.phtml — статьи по истории России и всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm — сайт материалов по отечественной истории [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html — Геосинхрония: атлас всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
- http://history.tom.ru — история России от князей до наших дней [Дата обращения 01.09.2019].
- http://kontur-map.ru — контурные карты по географии и истории. 5—10 классы [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.lectures.edu.ru — лекции по истории для любознательных [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.krugosvet.ru — онлайн-энциклопедия «Кругосвет» [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.shpl.ru — сайт Государственной публичной исторической библиотеки [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.hronos.km.ru — исторический сайт «Хронос» [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.world-history.ru/thisday.html — статьи по истории России и всемирной истории [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm— сайт материалов по отечественной истории [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.knsuvorov.narod.ru — сайт, посвящённый А.В.Суворову [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.emelyan.ru— сайт, посвящённый Е.Пугачёву [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.syw-cwg.narod.ru — сайт, посвящённый истории Семилетней войны 1756—1762 гг. [Дата обращения 01.09.2019].
- http://rulex.ru — русский биографический словарь [Дата обращения 01.09.2019].
- http://www.history.pu.ru/elbib — онлайн библиотека исторического факультета СПбГУ [Дата обращения 01.09.2019]