В рамках ФГОС среднего общего образования необходимо выделить основные методические линии, которые помогут в реализации данного проекта. Значимость данной работы заключается в том, что осуществляться она будет в рамках деятельностного подхода обучения, тем самым формирование исторической памяти будет успешно реализовано в рамках региональной истории. Этому будет способствовать и внедрение в процесс инновационных технологий в образовании. Практическая значимость проекта заключается во введении в педагогический процесс обучения методической разработки, которая направлена на творческую работу учеников и формирование метапредметных навыков обучения.
Необходимо заявить цель школьного проекта. Согласно проекту «ФГОС. Фундаментальное ядро общего образования», основной целью изучения является «формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности и исторических ориентиров самоидентификации в современном мире»*. Некоторые авторы заявляют, что главной целью организации ученической исследовательской деятельности является выполнение требований ФГОС всех ступеней школьного образования, достижение планируемых результатов. Исходя из этого, можно вывести основополагающую цели проекта:
______________
* Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект. М., 2009. С. 48.
- Получение готового проектного продукта, в соответствии с требованиями ФГОС по достижению результатов обучения – сайт.
- Формирование у учащихся личностных результатов, в том числе – региональной идентичности.
Основополагающими задачами к осуществлению проекта будут являться:
- когнитивные (формирование исторической памяти у школьников);
- развивающие (сформировать такие умения, как: анализ исторических источников, использование на практике методов интервью и опроса, работа с мультимедийной презентацией и сайтом);
- воспитывающие (формирование: гражданско-патриотического воспитания, уважения к национальным традициям и культуре страны, региональной идентичности школьников).
После того, как были выделены основные цели и задачи по осуществлению проекта, необходимо дать описание методики исследования. В качестве научных методов исследования будут применяться общенаучные методы исследования, в частности, стоит говорить о методе наблюдения. Наше исследование можно идентифицировать как научно-педагогическое, само по себе оно носит ряд особенностей. Как отмечают некоторые авторы, такое исследование должно основываться на закономерностях:
1) оно должно соответствовать определённой степени новаторства;
2) поставленные цели и задачи должны соответствовать выводам;
3) необходим фиксируемый учет второстепенных результатов;
4) соответствие достоверности выводов.
Помимо методов наблюдения, будут использоваться методы интервью – ученики будут брать интервью у учителей со стажем про историю школы, их личный опыт работы. Преимуществом такого метода является скорость получения информации, заинтересованность учащихся в данной деятельности. Работа с документами школы и архивов также входит в определенный комплекс методических приемов – качественный отбор документов с помощью анализа, выделения сути содержания. Среди других методов – работа с инновационными методами представления информации – создание мультимедийной презентации и сайта, на котором будет представлена вся информации об исследовании.
В основе исследования будут лежать следующие принципы: системный подход – он будет рассматривать объект как целостную систему – четкое планирование проекта:
- Формулирование проблемы, темы и гипотезы работы.
- Постановка цели и задачи проекта.
- Организационно-подготовительный этап (Распределение задач среди школьников, постановка целей).
- Практический этап (Проведение эмпирического исследования, контроль преподавателя, выявление четких линий работы).
- Обобщающий этап.
- Внедренческий этап (Представление итогов работы – проектного продукта).
Технологическая карта предполагает наличие целей, задач, а также планируемых результатов. Так как методы, организация и представление работы представляются довольно сложным занятием, осуществить его по силам только школьникам среднего звена старшей возрастной группы – 14–15 лет.
Таблица 1
Технологическая карта по реализации научно-исследовательского проекта «История школы» (Часть 1)
Цель:
Задачи:
|
В основе проекта также лежит деятельностный подход – педагог должен представлять, что для данной возрастной группы школьников такая работа, как научно-исследовательский проект, будет эффективна в рамках достижения заявленных задач по результатам обучения. Это также связано с тем, что у учеников 9 класса на момент их обучение сформированы основные компетенции в рамках основного общего образования. Так как, основой проекта является деятельностный подход, не стоит забывать о формируемых метапредметных результатах, в основе которых – самоорганизация ученика, самостоятельное выполнение работы, самоконтроль.
Таблица 2
Технологическая карта по реализации научно-исследовательского проекта «История школы» (Часть 2)
Планируемые результаты: | ||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
Формирование ценностно-смысловых установок, основ российской и гражданской идентичности, патриотизма, мотивации учиться. |
Опыт получения знаний по заданной теме, навыки работы с историческими источниками и специальной литературой, опыт работы с электронными презентациями и созданием сайта |
Формирование навыков самостоятельной работы, самостоятельного отбора и анализа материала. |
Межпредметные связи: |
Информатика, обществознание |
|
Ресурсы урока: |
Документация школьного архива, музея школы. Компьютер, доступ в сеть Интернет. |
|
План проекта: |
1. Формулирование проблемы, темы и гипотезы работы. |
После постановки целей, задач и заявки использования методических приемов, необходимо перейти к планированию проекта. В рамках приложения к работе будет заявлен «лист планирования», учитываются основные моменты, связанные с календарным планированием работы. Сам проект рассчитан на четыре недели. Растягивать проект не имеет смысла: представленную работу в рамках заявленной темы, при правильной организации времени, реально выполнить в поставленные сроки.
Сам лист планирования представляет собой дорожную карту, благодаря которой учитель может распределить работу среди учеников, полномочия и сроки выполнения. Он должен находиться всегда под рукой, чтобы педагог смог сверять поставленные задачи со сроками выполнения. С таким планом можно ознакомить и детей, непосредственных руководителей рабочих групп, а также администрацию школы. Все должны быть в курсе действий учителя, методов его работы с учениками.
Таблица 3
Лист планирования учебного проекта «История школы»
ЛИСТ ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА | |||||||
1) Авторы проекта: Преподаватель N |
|||||||
2) Тема проекта: «Моя школа» – история родной школы |
|||||||
3) Возрастная категорияучащихся: 9 класс (14-15 лет) |
|||||||
4) Основополагающая цель проекта: Создание проектного продукта |
|||||||
6) Цели и задачи групп |
|||||||
Разработка материала по архивным данным школы. |
Цель I группы: |
||||||
Работа с документацией школы, работа с документами архива (Помощь преподавателя). |
Задачи I группы: |
||||||
Разработка материала по полученным данным интервью и опроса. |
Цель II группы: |
||||||
Интервьюирование, опрос жителей близлежащих районов. |
Задачи II группы: |
||||||
Создание готового проектного продукта по найденным материалам первой и второй групп. |
Цель III группы: |
||||||
Создание сайта. |
Задачи III группы: |
||||||
7) Обсуждение плана работы учащихся в группах |
|||||||
I группа |
II группа |
III группа |
|||||
1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей. |
1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей. |
1 неделя – общее собрание и распределение обязанностей. |
|||||
8) Формы представления результатов исследований в группах |
|||||||
I группа |
Подготовка отобранной документальной информации. Предварительный продукт: «Первые дни открытых дверей». |
||||||
II группа |
Подготовка информации с использованием интервью и опросов. Предварительный продукт: «Живая история школы». |
||||||
III группа |
Получение обработанного материала I и II групп; создание сайта. |
||||||
9) Длительность проекта и общий план его проведения |
|||||||
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
||||
Собрание групп. |
Помощь ученикам первой группы по доступу к необходимой информации. |
Помощь в проведении уличного опроса. |
Общая встреча, представление готового проектного продукта. |
О цели проекта было заявлено – это создание готового проектного продукта, в нашем случае – создание ресурса с материалом по истории школы. Для достижения поставленных задач необходимо четкая систематизация работы. Этому способствует разделение работы по группам. Данная форма работы предполагает соблюдение условий работы, а также распределения задач внутри групп. Проект подходит для работы в условиях малокомплектной школы. Учащимися сами распределяют работу внутри группы, предоставляя педагогу план работы в рамках консультации. В нашем случае для удобства было предложено разделить класс на три группы. Переда каждой группой стоят свои задачи, с отдельными методами работы.
Первая неделя работы – сбор участников проекта и постановка задачи перед ребятами. Необходимо ознакомить ребят с поставленной задачей. Задача учителя – пропорционально разделить группы. Как это бывает практически в каждом случае деления по группам, в некоторых из них возникает ситуация, когда ученик не мотивирован на выполнение работы. Для этого допускается ротация на определенных этапах работы между группами. Допускается и самостоятельное деление с учетом того, что в конечном итоге, количество человек будет примерно пропорциональным. Если ребята из разных групп уже выполнили свою работу или ждут выполнения от другой, ученики приходят на помощь своим одноклассникам. Педагог контролирует этот процесс, поощряя его баллами за работу и итоговой оценкой. Для четкого разделения задач необходимо разделиться внутри каждой из групп: достаточно будет выбрать одного капитана, который при случае, может получать дополнительные установки от педагога, а также взаимодействовать с капитанами из других групп. После деления на группы и выбора лидера группы, преподаватель раздает листы планирования, а также дает первые вводные.
Задача первой группы – работа с документальными источниками. Здесь необходимо грамотно сосредоточиться на задачах, которые стоят перед ребятами: необходимо не просто собрать нужную информацию, но и выделить необходимую для включения ее в продукт. После получения инструктажа на общем собрании первой неделе, ученики первой рабочей группы должны вместе с учителем получить доступ к документам школы. Для этого необходимо договориться с администрацией для получения архивных системных документов. Скорее всего, документы, представляющие историческую значимость или долгосрочный срок хранения, в самом образовательном учреждении будут отсутствовать. Однако документы, связанные с текущей деятельностью должны находиться в хранении. Они, в свою очередь, могут говорить о состоянии школы. Любой источник может иметь проектную важность, при этом необходимо разграничить их круг – остановимся на деловых актах и административных документах. В первую очередь, работа с основополагающим документам образовательного учреждения – уставом. Можно проследить за изменениями в акте, если присутствуют более ранние его версии. Необходимо также обратиться к другим системным документам, которые могут рассказать об истории школы: штатное расписание сотрудников за определенное время работы, ведомости, журналы. Обязателен постоянный контроль педагога за ходом проекта и внедрение принципов отбора материала. Они таковы: 1) Сбор данных, которые помогут дать представление об истории возникновения учреждения – другими словами, в документе должны присутствовать основополагающие факты, которые понадобятся в восстановлении хронологии событий жизни школы; 2) Такие факты должны представлять учебное заведение с положительной стороны, опираться на основные достижения, отражать статус. 3) Необходимо разделить источники на первостепенные и второстепенные с целью оптимизации полученной информации. После документального материал, он проходит процедуру критики: 1) Определение подлинности документа. 2) Установление фактов места, время написания, а также авторства, обстоятельств и целей написания. 3) Определение значимости материала для данного исследования. Только после критики источника, отобранная информация может войти в состав исследования. В качестве учебного материала, ученики должны обращаться к различным учебным материалам, предложенные учителем.
Следующим этапом исследования должен стать поиск информации в архивных учреждениях. Тут возможны несколько вариантов работы: выезд педагога с детьми в районный архив с целью получения допуска информации и заказа фондов. Проблема может заключаться в том, что сами ученики просто не смогут получить доступ к архивной информации без педагога, не разобраться, какого рода информация им необходима. Учителю на этом этапе работы необходимо вмешаться в процесс. Любая информация, полученная в ходе исследования архивных материалов, будет оцениваться выше, чем любая другая – на таких документах будет базироваться работа по созданию истории развития учебной организации. Так же, необходимо провести работу и с печатными публикациями: газеты, журналы и т.д. В них будут отражены основные события организации, которые освещались в рамках периодической печати. Итог работы можно подвести предоставлением мультимедийной презентации: «Первые дни открытых дверей». Электронный вариант должен быть представлен в качестве части информационного продукта, который появится в одном из разделов сайта. Мультимедийная презентация создается в сервисе Microsoft PowerPoint: Необходимо найти в Проводнике папку с продукцией Microsoft Office. Находим продукт Microsoft PowerPoint. Далее – приступаем к работе. В презентации должны отображаться: 1) Преамбула, цели и задачи исследования группы. 2) Ход проектной деятельности. 3) Итоги работы. Презентация должна насчитывать 10–15 слайдов.
В качестве дополнительных мероприятий для учеников первой недели заявлена экскурсия в районный или краевой музеи. Помимо исследования экспонатов во время экскурсии, ученики могли бы получить дополнительную информацию по подборке информации по составлению материала по истории школы у экскурсоводов и архивных работников.
Перейдем к работе второй группы. В рамках заявленной работы – составление интервью и опрос жителей района, в котором находится учебное заведение. После получение основной информации на общем собрании, ученики берутся за подготовку составления интервью. Основная задача группы – собрать информацию по истории образовательного учреждения у преподавателей со стажем. Особенно, учеников будут интересовать настоящие «старожилы школы», которые могли бы рассказать про если не основание заведения, то про его прошлое: как менялся образовательный процесс на протяжении лет, как менялся коллектив, какие самые памятные моменты из жизни школы помнит учитель.
В листе планирования заявлена «Помощь первой группе по доступу и сбору архивной информации». Действительно, работа групп не должна пересекаться, однако, работа первой группы требует внедрения большего количества учеников, чем при составлении интервью. Не стоит предполагать, что во второй группе будут заняты всего несколько учеников из общего числа: составление текста интервью, его подбор, редактирование и опрос требует включение всех учеников.
Необходимо учитывать, что опыта составления журналистской статьи нет ни у учеников, и, скорее всего, даже у преподавателя. Возможно, здесь роль сыграли бы учителя русского языка, однако, для полного погружения в проектную деятельность, необходима консультация людей, которые достигли в этом ремесле определенных высот. При санкции администрации школы, была бы полезна консультация журналистов. Предположим, что на помощь приходят специалисты местной газеты, которые знакомы со спецификой района, города. В рамках такого мероприятия заявлена встреча ребят с журналистами. Для начала работники печати расскажут про свою профессию, чем она отличается от других, специфику работы. Затем ребята смогут задать свои вопросы по теме проекта и составлению опросника и интервью. После получения информации, ребята могут начать подготовку к интервью. Рекомендаций журналистов может оказаться недостаточной, поэтому будет необходимостью обратиться к литературе. Так как ребята больше работают в рамках исторического интервью, основным помощником в этой связи будет практикум**, где подробно прописываются все стадии работы. Ученики самостоятельно составляют вопросы. Преподаватель может скорректировать направление работы, добавить или убрать некоторые вопросы:
______________
** Федоров П. В. Историческое интервью (методика проведения и оформление результатов): практикум по устной истории. Мурманск, 2012. С. 5.
- Характеристика личности объекта.
- Самоопределение объекта в жизни школы.
- Воспоминаний и комментарии о событиях из прошлого школы (здесь необходим подобранный материал первой группы).
- Интересные и знаменательные событий, произошедших лично с объектом интервью в рамках работы в школе.
- Личные пожелания объекта ученикам и школе.
После обработки собранного материала, ученикам данной группы необходимо провести уличный опрос вместе с учениками третьей группы, которые будут задействованы в качестве помощников. Здесь важно узнать мнение жителей близлежащих домов об образовательном учреждении. Такой опрос проходит на анонимной основе, методы опроса могут совпадать с методами взятия интервью. Самые интересные комментарии попадут в итоговую статью. Итоговым промежуточным результатом может стать презентация: «Живая история школы», куда будут включены интервью преподавателей, а также комментарии людей, проживающих рядом со школой, возможно, закончивших ее.
Работа третьей группы будет заключаться составление итоговой презентации по основным этапам проекта. После общего собрания, ученики из третьей группы обязаны, по возможности, помогать ученикам первой и второй. Третья группа помогает в поисках и обработке документальной информации, а также в проведении опроса второй группы. Особо мотивированные ученики получают дополнительные оценки по проекту. После завершения работы первой и второй групп и завершения работы над промежуточными продуктами, задача третьей группы – правильно оформить материал, представить его в наиболее удобной подаче. На итоговом собрании, помимо презентаций, представляется интернет-ресурс, сделанный учениками третьей группы. Методические рекомендации к созданию сайта включается в проект:
1) В первую очередь необходимо войти в личный аккаунт на сайте www.google.ru. Если аккаунта нет, то необходима регистрация: https://accounts.google.com/signup. Далее нажмите на кнопку «Создать аккаунт».
2) После входа/регистрации необходимо нажать «Создать» в верхнем левом углу страницы Гугл-Диска. В открывшемся окошке выбрать «Еще», а затем «Google сайты».
3) Выбираем шаблон сайта. Шаблон – это оригинальное готовое дизайнерское решение сайта. Выбираем на свой вкус, потом этой возможности не будет – она появляется только в момент создания сайта.
4) Дайте название своему сайту. Введите имя, выбранное вами для сайта. Обратите внимание, в нижнем окне автоматически формируется адрес вашего сайта в соответствии с выбранным именем. Именно рядом с этим окном смотрим сообщение о том, свободно ли выбранное нами имя и адрес или нет.
5) Выберите тему (в дальнейшем ее можно будет изменить).
6) Дополнительные параметры: сайт может быть открыт для всех или для группы лиц, приглашенных вами.
7) Добавление текста, фото- и видеоматериалов: перейдите на страницу сайта, которую нужно изменить.
Основные требования к созданию сайта: 1) Качественное оформление интернет-ресурса. 2) Систематизация материала с помощью деления на разделы. 3) Включение иллюстративного материала (видеоматериал, если таковой имеется). 4) Доступ к сайту преподавателя: отдельная «Страница преподавателя», где педагог выставит оценки за работу, напишет отзыв о готовом информационным продукте. 5) Страница для интернет-пользователей – «Гости», где каждый сможет оставить свой отзыв.
По итогам работы, учащимся выставляются основные и дополнительные оценки. Капитаны должны отчитаться за деятельность каждого из участников команды. Возможны и другие виды поощрения: грамоты, дипломы, вещественные призы и т.д. Одной из сложнейшей работы для педагога является оценивание деятельности учащихся. К каждой из работ были заявлены основные требования к ее выполнению. Можно было бы исходить как из пятибалльной шкалы, так и из процентного соотношения выполненной работы (к примеру, работа выполнена на 80 процентов из 100 возможных).
Для помощи педагогу был разработан лист оценивания работы учащихся, который включает в себя критерии оценивания промежуточных и основных результатов проектной деятельности. В данной разработке оценивается итоговый вариант мультимедийных презентаций и сайта. Отметим, что подача собранного материала, его содержание тоже имеет определённое влияние на итоговую оценку.
Таблица 4
Таблица по критериям оценивания проекта «История школы»
Критерии оценивания | ||||
Мультимедийная презентация |
||||
Оценка «5» (От 91 % выполненной работы) |
Оценка «4» (От 78 % выполненной работы) |
Оценка «3» (От 65 % выполненной работы) |
Полученный опыт |
|
1. До 15 слайдов. |
1. До 10 слайдов. |
1. До 5 слайдов. |
Критерии для оценки ниже критериев для оценки «3» или работа не закончена вовремя. |
|
Интернет-ресурс |
||||
1. Отсутствие грамматических и синтаксических ошибок. |
1. Грамматические и синтаксические ошибки. |
1. Грамматические и синтаксические ошибки. |
Критерии для оценки ниже критериев для оценки «3» или работа не закончена вовремя. |
Хочется отметить, что такая работа будет выполнять все требования по достижению целей. В конечном итоге мы не только получим готовый проектный продукт – благодаря ему будут достигнуты планируемые результаты обучения, а также, такой продукт – детище командной работы, цель по формированию которой, мы заявляли в начале главы. Когнитивные развивающие, воспитывающие задачи были так же реализованы в ходе проекта. Тенденция к развитию социальной памяти на уроках истории через деятельностный подход полностью реализовывает себя в рамках данной работы. Такая методическая разработка может не просто реализовываться педагогом в исходном варианте, но и всячески модернизироваться и улучшаться. Не стоит забывать, что такой проект является виртуальным, то есть реальной работы по его внедрению не проводилось. Однако, при наличии четкого планирования, заявленного в данной работе, можно с большим процентом уверенности говорить о том, что данная разработка достойно покажет себя в практической реализации.
Источники и литература
- Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект [Текст] / В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009. – 48 с.
- Федоров П.В. Историческое интервью (методика проведения и оформление результатов) [Текст]: практикум по устной истории / П.В.Федоров – Мурманск: МГГУ, 2012. – 35 с.