Класс: 10-11.
Предмет: История.
УМК: История России. Ч.1-3 Под ред. А.В.Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Уметь выделять и характеризовать сущностные черты культуры авангарда;
- Выделять причины многообразия стилей в искусстве;
- Называть направления в искусстве эпохи революционных потрясений
- анализировать тексты;
- выделение и осмысление информации из представленных текстов и иллюстраций.
- Метапредметные:
- устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
- владеть устной речью;
- владеть навыками смыслового чтения; анализировать текст и представленные иллюстрации;
- Личностные:
- приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России.
Деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.
Межпредметные связи: интеграция предметов (история, изобразительное искусство, литература, обществознание).
План:
1. Особенности развития русской культуры начала XX века.
2. Художественная культура обновляющегося общества.
3. Монументальное искусство, как средство пропаганды нового общественного строя.
4. Архитектура будущего.
Термины и понятия: Модернизм, авангардизм, примитивизм, модернизм, импрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, супрематизм.
Исторические персоналии: В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин, Б.Кустодиев, К.Моне, Б.Григорьев, С.Эйзенштейн, В.И.Ленин, А.Скрябин, В.Хлебников, Д.Моор, В.Мейерхольд.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методический комментарий |
Мотивационный этап урока |
Слайд 1. |
|
Установление связи между политической и социально-культурной жизнью общества. |
|
-Определите, какие задачи предстоит решить на уроке? |
Задачи: |
Обучающиеся выдвигают предположения о задачах урока. |
1.Особенности развития русской культуры начала XX века. |
Актуализация знаний учащихся. Беседа: -Какие художественные направления были представлены в русской культуре начала XX века? Назовите их основные черты. |
Ответы: |
Работа с со словарём. (Словарь к уроку) |
|
Слайд 2. Какие факторы могли повлиять на развитие русской культуры начала XX века? |
Факторы влияния на развитие культуры начала XX века (работа в парах, обсуждение и представление результатов): |
Установление причинно-следственных связей исторический процессов. |
|
Решение теста (в формате ЕГЭ) |
Решение теста (в формате ЕГЭ) |
Закрепление изученного |
3.Художественная культура обновляющегося общества |
Изучение нового материала Слайд 3-4. -Почему картина «Купание красного коня» сделала художника знаменитым? |
Какие диалоги эпох проявляются в картине? (иконный образ; конный памятник эпохи Возрождения; рельефы Парфенона) |
Анализ изображений |
|
Слайд 5. Работа по учебнику или объяснение учителя. Русский авангардизм, определение его особенностей. Слайд 6. Искусство и революция. -Какое событие отражает картина |
Работа с информацией учебника.
Выполнение задания к иллюстрациям
-Какое событие отражает картина |
Анализ произведений искусства. |
|
Слайд 7-8-9. Многоликий авангардизм. Комментарий учителя: |
Супрематизм. К.Малевич.
Работа в 3 группах. -Придумайте свои названия картинам. Объясните, почему вы дали им такое название? |
Анализ произведений искусства. Выполнение творческого задания. |
|
Слайд 10-11. Цветовой или психологический абстракционизм 4)Василий Кандинский искал в абстрактных формах живописи высшие законы, способные соединить гармонию цвета, форм, музыкальных аккордов и строгих математических формул. Он был потрясён открытием делимости атома. |
-Сравните картины В. андинского и К.Малевича. Можно ли согласиться с утверждением В.Кандинского о том, что он создаёт «новые миры»? |
-Межпредметные связи. Задание на сравнение. |
|
3.Революция и монументальное искусство. Слайд 12. Обращение к документу: |
-Какие взаимоотношения сложись между властью и интеллигенцией в годы революции, Гражданской войны? -Предположите, какие отечественные культурные традиции будут отвергнуты большевиками, исходя из их идеологических установок? Почему? |
Поиск информации в историческом документе. |
|
Слайд 13-14. Главный скульптор монументальной пропаганды. Н.Андреев. Голова Ж.-Ж.-Дантона. Монумент.1918г. Комментарий: По решению советской власти были снесены памятники генералу М.Скобелеву, Александру II, переделали обелиск в честь 300- летия Дома Романовых в обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся. |
Работа по тексту докумена или учебника. -Считаете ли вы правомерной политику советского государства по отношению к искусству? |
Работа с иллюстративным материалом. |
|
Слайд 15. Символы социалистического строительства. |
-Где черпал идеи для монументальных проектов В.Татлин? |
Внутрикурсовые и межпредметные связи. |
|
Авангардизм в архитектуре. Слайд 16-17. Архитектоны К.Малевича (контррельефы планеты). |
Конррельефы планеты. |
Комментарии учителя к изображениям архитектонов Беседа. Проблемный вопрос. |
Рефлексия. |
Работа с текстом 2. Задание в формате ЕГЭ. Работа с текстом 2. |
Работа с текстом. Задание в формате ЕГЭ. |
|
Подведение итогов. |
Слайд 18. Проблемный вопрос: Как в российской культуре революционной эпохи отразились противоречивые общественные явления? |
Ответы: |
|
Домашнее задание |
|
Домашнее задание. |
|
Словарь
МОДЕРНИЗМ – общее наименование художественно-эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно переосмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям.
АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ - Крайнее формалистическое течение в изобразительном искусстве 20 в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен.
СИМВОЛИЗМ - Направление в европейском и русском искусстве конца 19 — начала 20 вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ, который понимался как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.
ИМПРЕССИОНИ́ЗМ - а, м. Направление в искусстве (живописи, литературе, музыке и т.д.), возникшее в последней трети 19 — начале 20 вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, мимолетных впечатлений и настроений.
Моде́рн (от фр. moderne — современный),) — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
ФУТУРИ́ЗМ - Направление в европейском искусстве 10-20-х гг. 20 в., отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого, проповедовавшее урбанизм, разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 в. Западный футуризм определенно был пропитан идеологией разлагавшегося капиталистического строя. Брюсов, Смысл современной поэзии. Кубизм и футуризм в живописи были далеки от какой бы то ни было живописной культуры. Юон, О живописи. (Источник для всех определений
Супрематизм - (от лат. supremus – наивысший)направление в абстрактном искусстве, созданное Казимиром Малевичем в 1915-1919 годах. Высшая степень беспредметного и абстрактного искусства, выраженная в идеальных конструкциях из геометрических элементов, в абстрактных сочетаниях геометрических фигур, плоскостей, объемов.
Текст 1
Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.
Пояснение.
1. В правильном ответе должны быть указаны:
— форма культуры элитарная.
2. Могут быть названы следующие обоснования:
— Сложна по содержанию. Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения";
— Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата: "но многое осталось неясным";
— Не имеет коммерческой выгоды. Цитата: "Посетителей было мало, многие быстро уходили."
Текст 2. Задание в формате ЕГЭ
___________- это условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений ________________преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты _____________в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство…). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939-1945 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латиской Америки наряду с укреплением позиций реалистически "ангажированного" искусства происходит оживление______________.
1.В тексте пропущено название художественного течения в искусстве XX века. Укажите название этого течения в искусстве. (авангардизм)
2.Используя текст, назовите характерные черты художественного стиля, на которые обращает автор.
3.Многие деятели искусства советской России работали в стиле, представленном в тексте. Назовите имена двух мастеров искусства, область их деятельности и название созданного ими произведения.
(В.Малевич, В.Кандинский, М.Ларионов, В.Татлин, П.Кузнецов, Г.Якулов)
Интернет-ресурсы:
1. Сдам ЕГЭ.[Электронный ресурс]// URL: https://soc-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&extra_id=379) (Дата обращения: 05.11.2020)
2. Словарь Русского языка в 4-х томах.[Электронный ресурс]// URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/21/ma458903.htm?cmd=0&istext=1 (Дата обращения: 05.11.2020)
3.Рыков А.В. Русский авангард. Основные направления. [Электронный ресурс]// URL: http://www.art-katalog.com/ru/article/117 (Дата обращения 05.11.2020)
4. Всемирная история. [Электронный ресурс]// URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/supriematizm) (Дата обращения: 05.11.2020)