Искусство и революция

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Краеведение

Классы: 10, 11


Класс: 10-11.

Предмет: История.

УМК: История России. Ч.1-3 Под ред. А.В.Торкунова. М.: Просвещение, 2016.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
    • Уметь выделять и характеризовать сущностные черты культуры авангарда;
    • Выделять причины многообразия стилей в искусстве;
    • Называть направления в искусстве эпохи революционных потрясений
    • анализировать тексты;
    • выделение и осмысление информации из представленных текстов и иллюстраций.
  • Метапредметные:
    • устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;
    • владеть устной речью;
    • владеть навыками смыслового чтения; анализировать текст и представленные иллюстрации;
  • Личностные:
    • приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого;
    • формировать уважительное отношение к иному мнению, культуре, вере, традициям народов России.

Деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, фронтальная.

Межпредметные связи: интеграция предметов (история, изобразительное искусство, литература, обществознание).

План:

1. Особенности развития русской культуры начала XX века.

2. Художественная культура обновляющегося общества.

3. Монументальное искусство, как средство пропаганды нового общественного строя.

4. Архитектура будущего.

Термины и понятия: Модернизм, авангардизм, примитивизм, модернизм, импрессионизм, кубизм, фовизм, футуризм, супрематизм.

Исторические персоналии: В.Кандинский, К.Малевич, В.Татлин, В.Борисов-Мусатов, К.Петров-Водкин, Б.Кустодиев, К.Моне, Б.Григорьев, С.Эйзенштейн, В.И.Ленин, А.Скрябин, В.Хлебников, Д.Моор, В.Мейерхольд.

Презентация

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методический комментарий

Мотивационный этап урока

Слайд 1.
Как в российской культуре революционной эпохи отразились противоречивые общественные явления?

 

Установление связи между политической и социально-культурной жизнью общества.

 

-Определите, какие задачи предстоит решить на уроке?

Задачи:
-Выяснить, какие новые стили и направления появились в искусстве России?
-Какое значение имела культура для новой советской власти, какие цели ставила советская власть перед деятелями культуры?

Обучающиеся выдвигают предположения о задачах урока.

1.Особенности развития русской культуры начала XX века.

Актуализация знаний учащихся. Беседа:

-Какие художественные направления были представлены в русской культуре начала XX века? Назовите их основные черты.

Ответы:
-реализм, критический реализм
-импрессионизм
-модерн

Работа с со словарём. (Словарь к уроку)

 

Слайд 2.

Какие факторы могли повлиять на развитие русской культуры начала XX века?

Факторы влияния на развитие культуры начала XX века (работа в парах, обсуждение и представление результатов):
Процесс модернизации (массовое производство - массовая культура)
Урбанизация (рост численности городов - новые формы досуга, новые архитектурные формы)
Социальные потрясения: войны, революции, мировой экономический кризис (порождают изменение мировоззрения, поиск новых ценностных ориентиров)
Научно-технический прогресс (динамизм развития общества-ценности прошлого уступают место ценностям будущего- рационализм, вера в необратимость прогресса, использование достижений науки в искусстве (например, кино))
Массовая миграция населения (смешение и взаимопроникновение культур)
Достижения европейской культуры (эстетика, техника исполнения)

Установление причинно-следственных связей исторический процессов.

 

Решение теста (в формате ЕГЭ)
Работа с текстом 1.

Решение теста (в формате ЕГЭ)

Закрепление изученного
материала.

3.Художественная культура обновляющегося общества

Изучение нового материала

Слайд 3-4.
Символизм

-Почему картина «Купание красного коня» сделала художника знаменитым?
-Какие диалоги эпох проявляются в картине?
/Комментарий учителя о творчестве В.Борисова-Мусатова.
-Сравните композиции художников. Что общего вы заметили?
-Какая идея объединяет сюжеты картин?
-К какому направлению в искусстве относятся эти художественные произведения?
-Определите, к какому из произведений можно отнести строки из стихотворения В.Соловьёва: «Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами-
Только отблеск, только тени
От незримого очами?» Что объединяет строки стихотворения и содержание картины?

 

 

Какие диалоги эпох проявляются в картине? (иконный образ; конный памятник эпохи Возрождения; рельефы Парфенона)
-Сравните композиции художников. Что общего вы заметили? (часть круга, чаша)
-Какие чувства вызывают картины? (1) умиротворение;
2) «что-то» страшное может выйти из чаши. -От каких сил художник чувствовал угрозу?)

Анализ изображений
на картинах художников-символистов (В.Борисов-Мусатов. Водоём.1902г.; К.Петров-Водкин. Купание красного коня.1912г.)
Поиск информации из представленных источников.
Развитие умений сравнивать изучаемые объекты.
Межпрежметные связи (литература, история)

 

Слайд 5.

Работа по учебнику или объяснение учителя. Русский авангардизм, определение его особенностей.
Работа с терминологией.
(Авангардизм имел европейские истоки, в России он приобретает самые радикальные черты. Авангардисты считали искусство инструментом преобразования мира и человека. Общество они рассматривали как ведомую массу и ведущий авангард )

Слайд 6.

Искусство и революция.
Задание к иллюстрациям.

-Какое событие отражает картина
Б.Кустодиева? (аргументы)
-Как художник изобразил большевика? Кого он нам напоминает?
Как художник передаёт динамику изображения?
Куда устремлён взгляд большевика? Почему?
Какие чувства вызывает картина?
На международной выставке искусств в Париже в 1924 году картина представлялась с надписью «Триумфатор»? Как вы думаете, почему?

Работа с информацией учебника.
-Что такое авангардизм?
-Был ли такой стиль в европейской культуре?
-Каковы его характерные черты?

 

 

 

 

Выполнение задания к иллюстрациям
Б.Кустодиев. Большевик. 1920г.

 

 

 

-Какое событие отражает картина
Б.Кустодиева? (аргументы)
-Как художник изобразил большевика? Кого он нам напоминает? (Колосс, Богатырь, Гулливер среди лилипутов (народа))
Как художник передаёт динамику изображения?
Куда устремлён взгляд большевика? Почему?
Какие чувства вызывает картина?
На международной выставке искусств в Париже в 1924 году картина представлялась с надписью «Триумфатор»? Как вы думаете, почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ произведений искусства.
Б.Кустодиев. Большевик. 1920г.

 

Слайд 7-8-9.

Многоликий авангардизм.

Комментарий учителя:
модернисты пытались найти новые формы и средства творчества.
Новые формы искались на стыке разных видов искусства или даже на стыке искусства и науки.
Александр Скрябин мечтал о синтезе музыки и цвета.
К.Малевич придумал супрематизм - «систему построения произведения»
-Рассмотрите иллюстрации. Какие повторения на картинах К. Малевича вы заметили?
-Какие элементы отобрал художник для построения «системы» произведения?
-Почему картины художника называют «планетарной живописью?»
-Обратите внимание на хронологию создания произведением К.Малевичем. Как художник воспринимал изменения в истории России?
-Придумайте свои названия картинам. Объясните, почему вы дали им такое название?

Супрематизм. К.Малевич.
Супрематизм. №55.1917г.
Голова крестьянина.1927-1928гг.
Чёрный квадрат.1915г.

 

 

Работа в 3 группах.

-Придумайте свои названия картинам. Объясните, почему вы дали им такое название?

Анализ произведений искусства.
Комментарий учителя

Выполнение творческого задания.
Развитие критического мышления.
Словарная работа (супрематизм).

 

Слайд 10-11.

Цветовой или психологический абстракционизм

4)Василий Кандинский искал в абстрактных формах живописи высшие законы, способные соединить гармонию цвета, форм, музыкальных аккордов и строгих математических формул. Он был потрясён открытием делимости атома.

-Сравните картины В. андинского и К.Малевича. Можно ли согласиться с утверждением В.Кандинского о том, что он создаёт «новые миры»?
В названии картины содержится принцип работы В.Кандинского. Назовите его.
(Главный принцип- беспредметность)

-Межпредметные связи. Задание на сравнение.
-Поиск информации в представленном источнике.
-Межпредметные связи (Всеобщая история)

 

3.Революция и монументальное искусство.

Слайд 12.

Обращение к документу:
Декрет СНК от 12.04.1918. «О памятниках республики».

-Какие взаимоотношения сложись между властью и интеллигенцией в годы революции, Гражданской войны?

-Предположите, какие отечественные культурные традиции будут отвергнуты большевиками, исходя из их идеологических установок? Почему?

Поиск информации в историческом документе.
Формирование эмоционально- ценностного отношения к событиям прошлого века.
Актуализация знаний учащихся из курса литературы.

 

Слайд 13-14.

Главный скульптор монументальной пропаганды. Н.Андреев. Голова Ж.-Ж.-Дантона. Монумент.1918г.
Н.Андреев. Обелиск «Свобода» (посвящён Первой советской Конституции)
(Также были созданы: Сандомирская Б.Ю. Памятник М.Робеспьеру.1918г.
Б.Д.Королёв. Памятник М.Бакунину и др.)

Комментарий:

По решению советской власти были снесены памятники генералу М.Скобелеву, Александру II, переделали обелиск в честь 300- летия Дома Романовых в обелиск выдающимся мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся.

Работа по тексту докумена или учебника.
Ответы на вопросы (вопросы из методического пособия к учебнику “История России”для 10 класса.):
Почему политики стремились воздействовать на искусство?
Когда культура превращается в инструмент политики?
Может ли культура выступать как самостоятельная сила, способная изменить общество к лучшему?
В чём социальная ответственность деятелей культуры?

-Считаете ли вы правомерной политику советского государства по отношению к искусству?

Работа с иллюстративным материалом.
Анализ исторического процесса под заданным углом зрения. Межпредметные связи (обществознание.)
Дискуссия.

 

Слайд 15.

Символы социалистического строительства.
В.Татлин.
Памятник III Интернационалу.
-Где черпал идеи для монументальных проектов В.Татлин?

 

-Где черпал идеи для монументальных проектов В.Татлин?
/П.Брейгель. Вавилонская башня./

Внутрикурсовые и межпредметные связи.
Задание на поиск информации в разных источниках.

 

Авангардизм в архитектуре.

Слайд 16-17.

Архитектоны К.Малевича (контррельефы планеты).
Комментарии:
С 1923 по 1927 гг. К.Малевич создал более десятка архитектонов.
-Что напоминают эти макеты, созданные К.Малевичем?
-Из каких геометрических фигур они состоят?
-Какие у вас есть современные ассоциации с этими макетами?
-Далее показывается слайд с изображением зданий Москва- Сити, здание МГУ.

Конррельефы планеты.
К.Малевич. Архитектон “Альфа”
Архитектон “Гота”
Фото: Москва.-сити.
Здание МГУ.

Комментарии учителя к изображениям архитектонов
К.Малевича.

Беседа. Проблемный вопрос.
Поиск информации в дополнительных источниках.

Рефлексия.

Работа с текстом 2. Задание в формате ЕГЭ. Работа с текстом 2.

 

Работа с текстом. Задание в формате ЕГЭ.

Подведение итогов.
Рефлексия.

Слайд 18.

Проблемный вопрос: Как в российской культуре революционной эпохи отразились противоречивые общественные явления?

Ответы:
-в литературе, художественном искусстве наибольшее развитие получил авангардизм
-разнообразие художественных стилей
-масштабные проекты в архитектуре
-изменение социально- политической направленности в искусстве
-развитие монументального искусства
-новые герои в центре внимания художников, скульпторов, литераторов

 

Домашнее задание

 

Домашнее задание.
Сделать коллаж на тему «Направления в художественном искусстве эпохи революции в России»

 

Словарь

МОДЕРНИЗМ – общее наименование художественно-эстетической системы и направлений в литературе и искусстве, сложившихся в начале XX в. в Европе и России, порвавших с классическими традициями и начавших поиск новых форм и способов художественного осмысления усложняющегося бытия. Для модернистских течений (авангардизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, абстракционизм, поп-арт и др.) характерно переосмысление места и роли человека в новом индустриальном мире, художественный вызов консервативно-нормативным академическим ценностям.

АБСТРАКЦИОНИ́ЗМ - Крайнее формалистическое течение в изобразительном искусстве 20 в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен.

СИМВОЛИЗМ - Направление в европейском и русском искусстве конца 19 — начала 20 вв., выдвинувшее в качестве своего художественного приема символ, который понимался как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений.

ИМПРЕССИОНИ́ЗМ - а, м. Направление в искусстве (живописи, литературе, музыке и т.д.), возникшее в последней трети 19 — начале 20 вв., основанное на стремлении к воспроизведению тончайших субъективных ощущений художника, мимолетных впечатлений и настроений.

Моде́рн (от фр. moderne — современный),) — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

ФУТУРИ́ЗМ - Направление в европейском искусстве 10-20-х гг. 20 в., отвергавшее культурное и художественное наследие прошлого, проповедовавшее урбанизм, разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом 20 в. Западный футуризм определенно был пропитан идеологией разлагавшегося капиталистического строя. Брюсов, Смысл современной поэзии. Кубизм и футуризм в живописи были далеки от какой бы то ни было живописной культуры. Юон, О живописи. (Источник для всех определений

Супрематизм - (от лат. supremus – наивысший)направление в абстрактном искусстве, созданное Казимиром Малевичем в 1915-1919 годах. Высшая степень беспредметного и абстрактного искусства, выраженная в идеальных конструкциях из геометрических элементов, в абстрактных сочетаниях геометрических фигур, плоскостей, объемов.

Текст 1

Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.

Пояснение.

1. В правильном ответе должны быть указаны:

— форма культуры элитарная.

2. Могут быть названы следующие обоснования:

— Сложна по содержанию. Цитата: "большинству полотен была присуща размытость изображения";

— Трудна для восприятия неподготовленного человека - Цитата: "но многое осталось неясным";

— Не имеет коммерческой выгоды. Цитата: "Посетителей было мало, многие быстро уходили."

Текст 2. Задание в формате ЕГЭ

___________- это условное наименование художественных движений и объединявшего их умонастроения художников 20 в.. для которых характерны стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с её устоявшимися принципами и традициями (в том числе и с реализмом), поиски новых, необычных по содержанию, средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художников с жизнью. В противоречивости движений ________________преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи, отразились растерянность и отчаяние перед лицом общественных катастроф и стремление отыскать новые способы эстетического воздействия на реальную жизнь. Черты _____________в 20 в. проявились в ряде школ и течений модернизма, интенсивно развивавшихся в период 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстрактное искусство…). Фактически это было движение, совершавшее переворот, но в 30-х годах угасает как популярное течение. Лишь после 2-й мировой войны 1939-1945 в искусстве ряда стран Западной Европы и Латиской Америки наряду с укреплением позиций реалистически "ангажированного" искусства происходит оживление______________.

1.В тексте пропущено название художественного течения в искусстве XX века. Укажите название этого течения в искусстве. (авангардизм)

2.Используя текст, назовите характерные черты художественного стиля, на которые обращает автор.

3.Многие деятели искусства советской России работали в стиле, представленном в тексте. Назовите имена двух мастеров искусства, область их деятельности и название созданного ими произведения.
(В.Малевич, В.Кандинский, М.Ларионов, В.Татлин, П.Кузнецов, Г.Якулов)

Интернет-ресурсы:

1. Сдам ЕГЭ.[Электронный ресурс]// URL: https://soc-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&extra_id=379) (Дата обращения: 05.11.2020)

2. Словарь Русского языка в 4-х томах.[Электронный ресурс]// URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/21/ma458903.htm?cmd=0&istext=1 (Дата обращения: 05.11.2020)

3.Рыков А.В. Русский авангард. Основные направления. [Электронный ресурс]// URL: http://www.art-katalog.com/ru/article/117 (Дата обращения 05.11.2020)

4. Всемирная история. [Электронный ресурс]// URL: https://w.histrf.ru/articles/article/show/supriematizm) (Дата обращения: 05.11.2020)