Великий государь и реформатор (исторический квест к 350-летию со дня рождения Петра I)

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: Петр I


«О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?».
А.С.Пушкин

Класс: 8 класс.

Название раздела: «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Россия в эпоху преобразований Петра I» изучается в курсе «История России» 8 класс – учебник: История России. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева]; под ред. А.В.Торкунова. – М.: Просвещение, 2020.

Цели и задачи урока:

  1. Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории своей Родины.
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о России при Петре I.
  3. Развивать навыки самостоятельной работы учащихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
  4. Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные результаты:

  • овладевать целостным представлением об эпохе Петровских реформ;
  • использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности Петровских преобразований;
  • сопоставлять и обобщать изученный материал;
  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Петра I; критически анализировать источник исторической информации.

2. Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности.
  • Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество, участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность выполнения действия.

3. Личностные УУД:

  • осмысливать исторический опыт предшествующих поколений и осознавать важность эпохи Петровских преобразований для дальнейшего развития России;
  • понимать роль личности в истории;
  • проявлять уважение к историческому наследию страны.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок (обобщение и систематизация знаний).

Оборудование урока:

  • мультимедийная презентация «Великий государь и реформатор»;
  • выставка книг «Петр I. Время и окружение»;
  • аудиозапись увертюры к опере «Хованщина» М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HjpiOCyO4sQ (дата обращения 29.01.2021));
  • аудиозапись Д.Ф. Тухманов «Марш – Петр» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=75k8TAD_z04 (дата обращения 29.01.2021)).
  • фрагмент видеоурока «История одного города. Санкт-Петербург» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=BxUYlaVZJGM (дата обращения 29.01.2021));
  • фрагмент худ. фильма «Россия молодая» реж. И. Гурин (1982 г.) (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=78_OiEXjpaI&list=PL15_QP8GTSiYvyRGrk3k11ypIt0wnwVh7 (дата обращения 29.01.2021));
  • маршрутные листы;
  • таблички с названиями станций;
  • грамоты и сувениры для награждения команд;
  • многофункциональная интерактивная панель с сенсорным экраном, планшеты.

Формы и методы обучения:

  • Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
  • Методы (по классификации Ю.К.Бабанского): словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, познавательная игра, самоконтроль.

Основные понятия и термины: модернизация, реформы, меркантилизм, империя, Сенат, Синод, коллегии, Табель о рангах, рекрутские наборы, гвардия, ассамблея.

Форма проведения урока: дидактическая игра в форме исторического квеста.

Условия игры

Игра длится 90 минут. В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности. В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы «Россия в эпоху преобразований Петра I». Выявляется победитель (команда). Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя. Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов. Дидактическая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Исторический квест «Великий государь и реформатор» состоит из нескольких станций. На каждой станции познавательного квеста учащихся встречают модераторы, которые выдают задания участникам квеста, оценивают выполнение заданий в баллах (заносят баллы в маршрутный лист). За правильно выполненные задания модераторы выдают пазлы участникам квеста. На финише, из ранее полученных пазлов, учащиеся собирают изображение скульптуры. Затем участники квеста называют скульптуру, ее автора и рассказывают об истории создания этого памятника.

После прохождения каждой станции участники квеста смогут получить правильный и исчерпывающий ответ на все задания, предложенные им модераторами на станции.

Подготовка к уроку: За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание: Издайте электронную школьную газету, посвященную 350-летию со дня рождения Петра I на тему: «Когда Россия молодая мужала с гением Петра…».

При составлении электронной газеты используйте цифровые образовательные ресурсы:

А). Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).

Б). Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).

В). Медиатека образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://store.temocenter.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).

Г). Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).

Далее представлены станции исторического квеста и перечень заданий для учащихся на каждой из них.

Старт. «Представление команд».

Станция №1. «Словесные пазлы».

Станция №2. «Северная война: даты и события».

Станция №3. «Северная война в изобразительном искусстве».

Станция №4. «Найди слово!».

Станция №5. «Когда Россия молодая мужала с гением Петра…». (Домашнее задание).

Станция №6. «Птенцы гнезда Петрова» (Кто он?).

Станция №7. «Символ петровских реформ».

Станция №8. «Петр I и его время».

Финиш. «Исторические пазлы».

Ход исторического квеста

Звучит фрагмент аудиозаписи увертюры к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HjpiOCyO4sQ (дата обращения 29.01.2021)).

Вступительное слово учителя: В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения легендарного царя-реформатора Петра I, который кардинально изменил ход русской истории. Петр I – последний царь всея Руси (1682-1721) и первый российский император (1721-1725). При его правлении созданы регулярная армия и флот, основан Санкт-Петербург (1703), страна провозглашена империей (1721) и реформирована по западному образцу. Петр Великий расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Петр I возглавлял войска в Азовских походах (1695-1696), Северной войне (1700-1721), Прутском (1711) и Персидском (1722-1723) походах. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

Под воздействием гениальной музыки М.П. Мусорского перед мысленным взором слушателей встает обновленная Россия, начинается новая эпоха – эпоха Петра I, преобразователя России.

Натье, Жан-Марк. Портрет императора Петра I (1672-1725), 1717 год.

Старт. «Представление команд»

За две недели до урока класс делится на команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз и эмблему, используя инструменты образовательного ресурса LearningApps.org, например «Аудио / видео контент».

Получение маршрутных листов с указанием станций в определенном порядке.

Станция №1. «Словесные пазлы»

Соберите на многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном из рассыпавшихся слов высказывание Карла Маркса. Прочитайте и объясните его смысл.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Простой порядок» LearningApps.org.).

Ответ: «Нарва была первым серьезным поражением поднимающейся нации, умевшей даже поражение превратить в орудие победы». Карл Маркс

Станция №2. «Северная война: даты и события»

1. На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном расставьте события в хронологическом порядке и укажите их даты.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Хронологическая линейка» LearningApps.org.).

Ответ:

Дата (год)

Событие

1700

Начало Северной войны. «Нарвская конфузия»

1701

Реформы армии

1702

Первая победа русских в Лифляндии. Захват Нотебурга

1703

Основание Петербурга

1704

Захват русской армией Нарвы

1706

Поражение Саксонии. Триумф Калиша

1707

Поход Карла ХII в Россию

1708

Последний успех шведов в битве при Головчине. Битва при Лесной

1709

Полтавская битва

1710

Захват Риги и Выборга

1711

Прутский поход

1714

Первая крупная морская победа при о. Гангут

1718

Смерть Карла ХII

1720

Морская победа над шведами у о. Гренгам

1721

Ништадтский мир

2. Карл ХII оказался не единственным полководцем, который всего после одной битвы остался без армии. Назовите этих полководцев.

Ответ:
Гай Варрон, Канны (2 августа 2016 г. до н.э.).
Роман IV Диоген, Манцикерт (25-26 августа 1071 г.).
Ги де Лузиньян, Хаттин (4 июля 1187 г.).
Иоанн II Добрый, Пуатье (19 сентября 1356 г.).
Наполеон, Ватерлоо (18 июня 1815 г.).

Станция №3. «Северная война в изобразительном искусстве»

А). На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном изображена картина А.Е.Коцебу «Полтавская победа».

А.Е.Коцебу. Полтавская победа

Опираясь на знания истории и представленную картину, прокомментируйте, что дала России победа под Полтавой в 1709 году?

Ответ: Победа под Полтавой сделала Россию ведущей европейской державой, а Швецию лишила занимаемого положения. Петр Великий одержал блестящую победу, которая привела к уничтожению шведской армии.

Б). На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном изображена картина А.И.Шарлемань «Петр I объявляет Ништадтский мир на Троицкой площади в С.-Петербурге».

А.И.Шарлемань. Петр I объявляет Ништадтский мир на Троицкой площади в С.-Петербурге.

Каковы итоги Северной войны для России и для остальной Европы?

Ответ: В августе 1721 года между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мирный договор. Согласно ему, Россия получила выход в Балтийское море. После этого, Шведская империя, долгие годы властвовавшая над Балтикой, распалась и превратилась во второстепенную державу.

Великая Северная война изменила расстановку сил в Европе. Россия стала великой державой, в ознаменование чего 22 октября 1721 года Петр I титул Императора Всероссийского.

В). На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном изображена скульптурная группа «Мир и Победа (Ништадтский мир)» П.Баратта, 1722 г. (Мрамор).

П.Баратта. Скульптурная группа «Мир и Победа (Ништадтский мир)», 1722 г. (Мрамор).

Что означает эта скульптурная группа и как она связана с Северной войной?

Ответ: Монументальная группа «Мир и Победа» выполнена по заказу Петра I в 1722 году венецианским скульптором Пьетро Бараттой и установлена перед северным фасадом одного из дворцов Петра I. Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700–1721 гг. В центре – фигура юной женщины, в левой руке ее – рог изобилия, а в правой – опрокинутый факел. Эта женщина символизирует Россию, а опрокинутый факел, которым она сжигает военные атрибуты – окончание войны. Крылатая Ника (богиня победы) держит в руке пальмовую ветвь – символ мира – и ногой попирает поверженного льва (символ Швеции). Львиная лапа лежит на картуше с латинской надписью: «Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает, но самый великий тот, кто и то, и другое совершить может».

Станция №4. «Найди слово!»

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Кроссворд» LearningApps.org. Фон для кроссворда – картина Луи Каравак «Полтавская баталия» (1718)).

Каравак, Луи. Полтавская баталия, 1718 год.

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном найдите ключевое слово из 7 букв, обозначающее монархическое государство во главе с императором (по вертикали) – (империя).

По горизонтали впишите:

  1. В России в 1711-1729 гг. – государственный служащий для надзора за деятельностью государственных учреждений и чиновников – (Фискал).
  2. Светлейший князь, генералиссимус, сподвижник Петра I. – (Меншиков).
  3. Должностное лицо органов прокуратуры, призванное следить за выполнением закона. – (Прокурор).
  4. Гетман Украины. Во время Северной войны перешел на сторону шведов. – (Мазепа).
  5. Отборная привилегированная часть войск. В России создана Петром I в 90-х гг. ХVII в. – (Гвардия).
  6. Название высшего правительственного учреждения в Российской империи ХVIII в. – (Коллегии).
  7. Основная административно-территориальная единица в России с 1708 по 1917 гг. – (Губерния).

Станция №5. «Когда Россия молодая мужала с гением Петра…». (Домашнее задание)

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном представьте свою электронную школьную газету, посвященную 350-летию со дня рождения Петра I на тему: «Когда Россия молодая мужала с гением Петра…» и объясните, почему отобранный вами материал соответствует теме нашего исторического квеста.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Сетка приложений» LearningApps.org.).

Станция №6. «Птенцы гнезда Петрова» (Кто он?)

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном соотнесите имена, портреты и характеристики сподвижников Петра I.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Найти пару» LearningApps.org.).

Ответ:

№ п/п

ФИО
сподвижника Петра I

Портрет

Характеристика

1

Меншиков
Александр
Данилович
(1673-1729)

Рисунок6

Этот человек сделал головокружительную карьеру, став светлейшим князем, «полудержавным властелином», а после смерти царя был лишен чинов и наград и отправлен в ссылку

2

Шереметев
Борис
Петрович
(1652-1719)

Рисунок7

Он стал первым русским фельдмаршалом

3

Лефорт
Франц
Яковлевич
(1656-1699)

Рисунок8

Учитель Петра I. Один из руководителей Великого посольства

4

Толстой
Петр
Андреевич
(1645-1729)

Рисунок9

Дипломат, будет блистать при российском и европейских дворах, сидеть в турецком заточении и окончит свои дни в каменном мешке Соловецкого монастыря.

5

Демидов
Никита
Демидович
(1656-1725)

Рисунок10

Русский промышленник, которому были переданы в управление казенные мануфактуры, поставщик оружия для русской армии

6

Ягужинский
Павел
Иванович
(1683-1736)

Рисунок11

Родился в Польше. Служил в Преображенском полку; участвовал в военных походах и поездках царя; стал «оком государевым»

7

Апраксин
Федор
Матвеевич
(1661-1728)

Рисунок12

Один из создателей российского флота, генерал-адмирал, первый президент Адмиралтейств-коллегии

8

Брюс
Яков
Вилимович
(1669-1735)

Рисунок13

Организатор Навигацкой школы, создатель первой обсерватории в Москве

9

Головин
Федор
Алексеевич
(1650-1706)

Рисунок14

Глава Посольского приказа, один из руководителей Великого посольства

Станция №7. «Символ петровских реформ»

На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном представлен парусный корабль – символ реформ Петра I.

Аллегория реформ Петра I в виде парусного корабля

Подумайте, почему корабль может служить символом реформ Петра I?
Почему корабль смотрит налево? (Запад).
Впишите петровские реформы в паруса корабля.

Ответ:

  • реформы армии и флота,
  • реформы государственного управления и государственной службы,
  • финансово-податная реформа,
  • реформы Русской Православной церкви,
  • реформы в сфере образования и культуры.

Станция №8. «Петр I и его время»

А). На многофункциональной интерактивной панели с сенсорным экраном распределите то, что Петр I взял у Запада, и что отверг.

(При подготовке этого конкурса используется модуль «Классификация» LearningApps.org.).

Ответ:
Взял: Табак; камзол; ассамблея; 12 коллегий; газета; политес; структура управления государство; календарь.
Не взял: Парламент; частная собственность; отсутствие крепостного права; независимость церковной и светской власти.

Б). Что от времени и дел Петра I сохранилось до наших дней?

Ответ:
Мощное государство,
имперская политика,
вывоз сырья,
ВПК,
сильная бюрократия.

Финиш. «Исторические пазлы»

На разных станциях нашего исторического квеста за  правильно выполненные задания модераторы выдавали Вам магнитные пазлы.

Соберите, из ранее полученных пазлов, изображение скульптуры.

Назовите скульптуру, ее автора и расскажите об истории создания этого памятника.

Ответ:

Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1768-1770 годы. (Гранит, бронза).

Название «Медный всадник (монумент Петра Великого)» закрепилось за ним благодаря поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Этот памятник несет символический смысл. Император изображен «стремящимся быстрым бегом на крутую гору, составляющую основание, и простершим правую руку к своему народу». Гора здесь обозначает трудности перенесенные Петром I, а прыжок коня – старое течение дел его. Нетрадиционную для классического монумента композиции со ставшим на дыбы конем технически было трудно выполнить. Но скульптор нашел способ сделать ее устойчивой: помимо двух очевидных опор памятника – задних ног коня – есть третья, скрытая: его хвост соприкасается с извивающимся под копытом змеем – символом зла. В 1782 году памятник был установлен на Сенатской площади. Необычен и постамент памятника – «Гром-камень»: он символизировал «дикую Россию», которую, как скажет потом Пушкин, «Петр поднял на дыбы». Екатерина II написала на постаменте лаконичную фразу: «Петру Первому Екатерина Вторая».

Заключительное слово учителя: В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру I по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Сотканный из противоречий, император был под стать своей огромной державе, напоминающей гигантский корабль, который он выводил из тихой гавани в Мировой океан. Образ великого преобразователя, попирающего на вздыбленном коне врагов России, как нельзя лучше отражает суть его личности и дух эпохи.

Звучит аудиозапись Д.Ф. Тухманов «Марш – Петр» (Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=75k8TAD_z04 (дата обращения 29.01.2021)).

Жюри подводит итоги исторического квеста.

Команда победитель в историческом квесте награждается почетной грамотой и сувенирами.

Библиографический список

  1. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». – №1. – 2018. – с. 15-20.
  2. Гурьянова С.Ю. Екатерина Великая – «золотой век» Российской империи. – М.: ИД «Первое сентября», 2021. URL: https://urok.1sept.ru/articles/685678/ (дата обращения: 29.01.2021).
  3. Захарова Е.Н. Материалы к уроку по теме «Петр Великий и его время. Ускорение процессов модернизации, их результаты» в 10 классе. // Преподавание истории. – М.: МИОО, ОАО «Московский учебник», 2007. – с. 77-93.
  4. Ипатов Б. Пять сокрушительных поражений // Исторический журнал для всех «Дилетант» Номер 046, октябрь 2019. – с. 40-41.
  5. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.
  6. Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. – М.: Мыль, 1994. – 400 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т. 5. ч 1. История России и ее ближайших соседей / Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+, 1996. – 670 с.
  8. Хрестоматия. 6-10 классы: электронная форма. В 2-х ч. Ч 2. – М.: Просвещение, 2015. – 701 с.
  9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).
  10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: [сайт]. URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).
  11. Хронос: всемирная история в интернете: [сайт]. URL: http://www.hrono.ru/ (дата обращения: 29.01.2021).
  12. LearningApps.org: [сайт]. URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 29.01.2021).
  13. Официальный сайт Государственный Эрмитаж: [сайт]. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/visitus?lng=ru (дата обращения: 29.01.2021).
  14. Официальный сайт Русский музей / Летний сад: [сайт]. URL: https://www.rusmuseum.ru/summer-garden/ (дата обращения: 29.01.2021).