Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования» для 6–8-х классов

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Классы: 6, 7, 8

Ключевые слова: логика, внеурочная деятельность


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования» для 6-8 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

– Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;

– Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры – Государственного образовательного стандарта»;

– Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;

– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».

Программа ориентирована на учебные материалы:

– Занимательная логика для школьников / А. Д. Гетманова. – М.: Владос, 2016;

– Искусство спора. О теории и практике спора / С. Н. Поварнин. – М.: Концептуал, 2017;

– Теория и практика аргументации / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2018.

Программа соответствует примерной программе внеурочной деятельности (основное общее образование), программе внеурочной деятельности (основное общее образование) МБОУ «СОШ № 74» и требованиям к дополнительным образовательным программам.

«Основы теории и практики аргументирования» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 6-8 классов в сфере социальной коммуникации и взаимодействия.

Курс рассчитан на 102 часа: по 34 часа в 6, 7, 8 классах.

Программа предусматривает проведение проблемных занятий, занятий-бесед, практикумов, занятий-игр, дискуссионных занятий; каждое занятие включает в себя практическую часть, занимающую 50-75% времени занятия. Предусмотрены возможности для самостоятельной работы учащихся с источниками и дополнительной информацией.

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности, содержание курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, перечень материально-технического обеспечения учебного процесса.

Цели освоения курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования»:

формирование знаний о нормах и принципах правильного мышления; о содержании и действии законов логики, о логических операциях над понятиями, о логических характеристиках высказываний, об условиях правильной и продуктивной постановки проблем и вопросов различных видов; об основных видах умозаключений, правилах построения достоверных умозаключений; о способах и правилах построения логически корректной аргументации;

формирование навыков корректного употребления понятий; логического анализа высказываний в структуре рассуждений; построения рассуждений на основе умозаключений различных видов; определения цели, задач и способов аргументирования в конкретной ситуации;

формирование и развитие умений логично формулировать, излагать, доказывать и аргументировать собственную позицию; распознавать уловки в споре и недопустимые дискуссионные приёмы и противостоять им; осознанно применять приемы ведения дискуссионного диалога, способы построения и ведения аргументации в конкретных коммуникативных ситуациях;

формирование сознательного и ответственного отношения к культуре публичного изложения собственной позиции, уважительного и корректного отношения к изложенной позиции других участников коммуникации и взаимодействия.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования»

Личностные результаты:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

– формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

– формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

– освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

– смысловое чтение;

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

– умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Предметные результаты:

– представление о предметном содержании формальной логики, основ теории и практики аргументации;

– владение базовыми предметными понятиями: логическая форма, понятие, обобщение, ограничение, определение, деление, суждение, истинность, формальная правильность, умозаключение, исходное знание, выводное знание, необходимый вывод, вероятностный вывод, логическое следование, дедукция, индукция, аналогия, доказательство, опровержение, тезис, антитезис, аргументы, демонстрация, аргументация, конструктивные и деструктивные приёмы аргументации, лояльные и нелояльные дискуссионные приёмы, паралогизм, софизм, логический парадокс;

– понимание основных принципов логически правильного, познавательно продуктивного и аргументированного рассуждения;

– использование логических приёмов анализа, оценки, преобразования и интерпретации информации различной формы и содержания;

– применение навыков и умений логически правильного формулирования, изложения, доказательства и аргументирования собственной позиции, результатов своей проектной или исследовательской деятельности;

– расширение кругозора в области теории и практики аргументирования и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание курса внеурочной деятельности «Основы теории и практики аргументирования» (102 часа)

6 класс (34 часа)

Базовые понятия:

– логика, формальная логика;

– понятие, признак, существенный признак, объём понятия, содержание понятия, ограничение понятия, обобщение понятия, определение понятия, деление понятия;

– суждение, простое суждение, сложное суждение, вопросительное суждение;

– закон логики, закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания;

– спор, правила спора, уловки в споре.

Базовые знания:

– знание особенностей и форм мышления, соотношения истинности и логической правильности;

– знание логической структуры понятия, видов понятий по объёму и по содержанию, видов отношений между понятиями, сути обобщения и ограничения понятий, правил определения понятия, правил деления понятия;

– знание логической структуры суждения, видов суждений, видов сложных суждений, особенностей вопросов как видов суждений, логической структуры и видов вопросов, правил постановки вопросов, правил ответов;

– знание содержания и действия формально-логических законов;

– знание особенностей спора как вида диалога, видов спора, приёмов ведения спора, возможных недопустимых уловок в споре.

Личностные характеристики и установки:

– понимание взаимосвязи логической правильности рассуждения и его доказательности;

– осознание значения логической культуры рассуждения и необходимости её развития.

Обучающийся научится (базовый уровень):

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

– определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логически правильное рассуждение;

– уметь самостоятельно определять цель, задачи и способы формулирования и изложения собственной позиции;

– соотносить собственные действия с планируемыми результатами коммуникационного взаимодействия;

– оценивать логическую правильность собственных рассуждений, форму их изложения, степень речевой убедительности;

– оценивать уровень собственной логической культуры рассуждения и изложения, планировать действия по повышению её уровня;

– осознанно использовать речевые и логические средства в соответствии с задачей коммуникации (описание, сравнение, определение, классификация, объяснение).

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

  • понимать содержание логических законов и принципов правильного мышления;
  • выделять логическую структуру понятий и суждений различных видов;
  • корректно и уместно употреблять понятия различных видов;
  • строить суждения различных видов;
  • правильно формулировать вопросы различных видов;
  • давать логически корректные ответы на вопросы различных видов;
  • понимать особенности спора как формы диалога, определять вид спора, осознанно использовать корректные приёмы ведения спора.

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

– использовать логические методы анализа и оценки информации различного содержания;

– представлять результаты анализа и оценки информации в форме логически правильного и обоснованного рассуждения;

– выбирать приёмы ведения спора в зависимости от его конкретного вида и предмета, распознавать уловки в споре и успешно противостоять им.

Темы занятий:

– Что такое логика и зачем она нужна

– Правильно используем слова: что такое понятие

– Каких видов бывают понятия

– Как понятия связаны между собой

– Ограничиваем и обобщаем понятия

– Объясняем содержание понятия

– Правильно делим объем понятия

– Правильно строим высказывания: что такое суждение?

– Виды суждений

– Как суждения могут быть связаны между собой

– Что такое логические союзы

– Больше одного: сложные суждения

– Как правильно задавать вопросы

– Как правильно отвечать на вопросы

– Что такое законы логики и как они действуют

– О чем спорят

– Как спорить можно

– Как спорить нельзя

– Практикум

7 класс (34 часа)

Базовые понятия:

– теоретическое мышление, логическая форма мысли, логическая правильность, истинность, логическая культура;

– термин, существенный признак, несущественный признак, класс, подкласс, элемент класса, обратное отношение, единичные понятия, общие понятия, нулевые понятия, положительные и отрицательные понятия, относительные и безотносительные понятия, конкретные и абстрактные понятия, собирательные понятия, несобирательные понятия, сравнимые и несравнимые понятия, совместимые и несовместимые понятия, реальное определение, номинальное определение, явное определение, неявное определение, классификация, типология;

– субъект, предикат, атрибутивное суждение, суждение существования, суждение с отношением, единичное суждение, частное и общее суждения, распределённый термин, таблица истинности, отрицание суждения, основание вопроса;

– умозаключение, логическое следование, дедукция, индукция, аналогия;

– доказательство, тезис, аргумент, демонстрация, опровержение, приём аргументации, дискуссионный приём, софизм, логический парадокс.

Базовые знания:

– знание особенностей теоретического мышления, характера связи мышления и языка, логической структуры мысли, соотношения истинности мысли и формальной правильности рассуждений;

– знание языковых форм выражения понятий, основных логических приёмов образования понятий, содержания и действия закона обратного отношения между объёмом и содержанием понятия, видов понятий по объему, видов понятий по содержанию, видов понятий по характеру входящих элементов, видов отношений совместимости и видов отношений несовместимости, логической структуры и видов определения, логической структуры и видов деления;

– знание элементов логической структуры суждения, соотношения суждения и предложения, видов простых суждений, отношений между простыми суждениями по значениям истинности, распределённости терминов, условий истинности логических союзов, методов проверки истинности сложного суждения, приёмов преобразования сложных суждений;

– знание логической структуры и видов вопросов, правил постановки вопросов и правил ответов;

– знание содержания и действия закона тождества, содержания и действия закона непротиворечия, содержания и действия закона исключенного третьего, содержания и действия закона достаточного основания;

– знание логической структуры доказательства и опровержения, видов доказательств и опровержений, правил доказательств и опровержений, конструктивных и деструктивных приёмов аргументации, допустимых и недопустимых дискуссионных приёмов, роли аргументации и познании, в дискуссиях, в коммуникации.

Личностные характеристики и установки:

– понимание логических принципов правильного и познавательно продуктивного мышления;

– осознание необходимости ответственного отношения к публичному изложению своей позиции, представлению результатов своей проектной и исследовательской деятельности.

Обучающийся научится (базовый уровень):

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

– определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логически правильное рассуждение, умозаключения различных видов и делать обоснованные выводы;

– использовать логические методы анализа, оценки и интерпретации информации различного содержания;

– представлять результаты анализа, оценки и интерпретации информации в форме логически обоснованных выводов;

– самостоятельно определять цель, задачи и способы формулирования и обоснования собственной позиции, результатов своей проектной и исследовательской деятельности;

– соотносить собственные действия с планируемыми результатами коммуникационного взаимодействия; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе коммуникации;

– оценивать логическую правильность и обоснованность собственных рассуждений, форму их изложения, степень логической обоснованности и речевой убедительности;

– самостоятельно принимать решение о выборе средств убеждения и их необходимой коррекции в условиях конкретной коммуникационной ситуации;

– оценивать уровень собственной логической культуры рассуждения, изложения и обоснования, планировать действия по повышению её уровня;

– осознанно использовать речевые и логические средства в соответствии с задачей коммуникации (описание, сравнение, определение, классификация, объяснение, обоснование), создавать и представлять результаты учебных проектов и исследований.

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

– выделять логическую структуру понятий, суждений и умозаключений;

– осуществлять логические операции над понятиями;

– проверять логическую правильность суждений различных видов;

– строить умозаключения различных видов;

– строить логически корректные доказательства и опровержения;

– определять степень логической и фактической корректности доказательств и опровержений;

– понимать особенности дискуссионного диалога, определять вид дискуссии по форме и по содержанию, осознанно использовать дискуссионные приёмы.

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

– оценивать правильность логической структуры умозаключений различных и логическую обоснованность выводов;

– выделять и различать паралогизмы, софизмы и логические парадоксы;

– различать конструктивные и деструктивные аргументационные приёмы в конкретных доказательствах и опровержениях;

– распознавать недопустимые дискуссионные приёмы и успешно противостоять им.

Темы занятий:

– Мышление как предмет логики: что значит мыслить правильно

– Логическая структура понятия. Приемы формирования понятий

– Виды понятий

– Отношения между понятиями

– Определение понятий

– Деление понятий

– Логическая структура суждения

– Виды суждений

– Простое категорическое суждение

– Отношения между простыми суждениями

– Сложное суждение, его виды

– Проверка истинности сложных суждений

– Преобразование сложных суждений

– Вопрос как суждение: логическая структура и виды

– Правила постановки вопросов и правила ответов

– Формально-логические законы

– Закон тождества

– Закон непротиворечия

– Закон исключенного третьего

– Закон достаточного основания

– Логическая структура доказательства

– Виды доказательств

– Логическая структура опровержения. Виды опровержений

– Правила и ошибки доказательств и опровержений: правила тезиса

– Правила и ошибки доказательств и опровержений: правила аргументов

– Правила и ошибки доказательств и опровержений: правило демонстрации

– Конструктивные приемы аргументации

– Деструктивные приемы аргументации

– Допустимые дискуссионные приемы

– Недопустимые дискуссионные приемы

– Практикум

8 класс (34)

Базовые понятия:

– убеждение, выводное знание, опровержение тезиса, опровержение аргументов, опровержение демонстрации;

– принцип достаточного основания;

– абсолютное обоснование, относительное обоснование; эмпирическое обоснование, прямое подтверждение, подтверждение следствий, факт, пример, иллюстрация;

– теоретическое обоснование, дедукция, система знаний, метод, методология;

– контекст, традиция, авторитет, интуиция, вера, здравый смысл; объяснение, понимание.

Базовые знания:

– знание соотношения аргументации и доказательства, структуры аргументации, связи доказательства и убеждения, связи доказательства и выводного знания, видов непрямых доказательств;

– знание действия принципа достаточного основания в аргументации;

– знание условий абсолютного обоснования, условий и особенностей сравнительного (относительного) обоснования; сути, особенностей и приёмов эмпирической аргументации, особенностей использования фактов как примеров и как иллюстраций;

– знание сути, особенностей и способов теоретической аргументации, сути дедуктивного обоснования, сути и условий применения дедуктивного обоснования, сути и методов системного обоснования, сути и возможностей методологического обоснования, границ обоснования;

– знание сути и видов контекстуальной аргументации, значения объяснения и понимания в аргументации, особенностей объяснения и понимания как взаимодополняющих операций мышления, особенностей понимания природы, поведения человека и языковых выражений.

Личностные характеристики и установки:

– понимание значения аргументации в познании и коммуникации;

– ответственное отношение к публичному изложению своей позиции, представлению результатов своей проектной и исследовательской деятельности;

– осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к мнению, позиции, результатам интеллектуальной деятельности других участников коммуникации.

Обучающийся научится (базовый уровень):

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

– владеть базовыми межпредметными понятиями: логическая структура, логический закон, обоснование, доказательство, опровержение, аргументация;

– применять логические методы анализа, оценки, преобразования и интерпретации информации различного содержания;

– представлять результаты анализа, оценки, преобразования и интерпретации информации в форме логически обоснованных, аргументированных выводов;

– уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логически правильное рассуждение, умозаключения различных видов и делать обоснованные выводы;

– уметь самостоятельно определять цель, задачи, способы и приёмы формулирования и аргументирования собственной позиции, результатов своей проектной и исследовательской деятельности;

– соотносить собственные действия с планируемыми результатами коммуникационного взаимодействия; осуществлять контроль и самоконтроль в процессе коммуникации;

– оценивать логическую правильность и обоснованность собственных рассуждений, формы их изложения, степени логической обоснованности, доказательности и речевой убедительности;

– самостоятельно принимать решений о выборе средств убеждения и их необходимой коррекции в условиях конкретной коммуникационной ситуации;

– оценивать уровень собственной логической культуры рассуждения и аргументирования, планировать действия по повышению её уровня;

– осознанно использовать речевые и логические средства в соответствии с задачей коммуникации (описание, сравнение, определение, классификация, объяснение, обоснование, опровержение, аргументация), формулировать и представлять результаты учебных проектов и исследований.

в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):

– выделять логическую структуру доказательства, опровержения и аргументации в целом;

– понимать и объяснять связь доказательства и убеждения, доказательства и выводного знания, соотношение аргументации и доказательства;

– строить логически корректную, структурно правильную аргументацию конкретного вида и характера содержания;

– различать особенности, возможности и условия применения способов аргументации различных видов;

– понимать особенности аргументационного диалога, осознанно использовать дискуссионные и аргументационные приёмы.

Обучающийся получит возможность научиться (повышенный уровень):

– анализировать и оценивать правильность логической структуры и степень убедительности аргументаций различных видов по форме и характеру содержания;

– уместно и корректно использовать способы аргументации различных видов, в заданных условиях и в конкретной коммуникационной ситуации;

– владеть приёмами ведения спора, дискуссионными и аргументационными приёмами;

– осознанно и творчески применять основы теории и практики аргументирования в познании, коммуникации и социальном взаимодействии.

Темы занятий:

– Что такое аргументация

– Виды аргументации

– Принцип достаточного основания в аргументации

– Абсолютное и сравнительное обоснование

– Эмпирическая аргументация, её виды

– Прямое обоснование

– Обоснование следствий

– Использование фактов как примеров

– Использование фактов как иллюстраций

– Теоретическая аргументация, её виды

– Дедуктивное обоснование

– Системное обоснование

– Методологическое обоснование

– Границы обоснования

– Контекстуальная аргументация, её виды

– Обоснование традицией и авторитетом

– Обоснование интуицией и верой

– Обоснование здравым смыслом и вкусом

– Объяснение и понимание в аргументации

– Объяснение

– Понимание

– Понимание поведения

– Понимание природы

– Понимание языковых выражений

– Практикум

Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Основы теории и практики аргументирования» – https://urok.1sept.ru/articles/672888

Учебно-методический комплект

  1. Занимательная логика для школьников / А. Д. Гетманова. – М.: Владос, 2016;
  2. Искусство спора. О теории и практике спора / С. Н. Поварнин. – М.: Концептуал, 2017;
  3. Логика: учебник / Е. К. Войшвилло, М. Г. Дегтярев. – М.: Владос, 2016;
  4. Логика. Элементарный курс. Учебное пособие / А. А. Ивин. – М.: Гардарики, 2018;
  5. Теория и практика аргументации: учеб. пособие. / Д. В. Зайцев. – М.: ФОРУМ, 2016;
  6. Теория и практика аргументации / Ю. В. Ивлев. – М.: Проспект, 2015;
  7. Учебник логики / Г.И. Челпанов. – М.: Либроком, 2016;
  8. А ну-ка, догадайся! / М. Гарднер. – М.: Мир, 1984;
  9. Алиса в Зазеркалье / Л. Кэррол. – М.: Эксмодетство, 2018;
  10. Алиса в стране смекалки / Р. Смаллиан. – М.: Мир, 2017;
  11. Все дело в логике / Р. Смаллиан. – М.: Канон+, 2018;
  12. История с узелками, или Всё не так, как кажется / Л. Кэррол. – М.: Лекстор, 2015.

Интернет-источники

  1. https://znanium.com/ – Электронно-библиотечная система
  2. http://alice.cherry-design.ru/content.php – Алиса в Стране чудес
  3. https://nazva.net/logic_test1/ – Логические задачи и головоломки
  4. http://golovolomka.hobby.ru/logic/easy.shtml – Простые логические головоломки