История и обществознание
-
"Судьба реформ и реформаторов в России". Урок истории в 10-м классе 2008
В статье представлена методическая разработка урока истории в 10-м классе. Материал может быть использован как урок-семинар, урок систематизации знаний. На уроке используется элементы технологии Ю.Л. Троицкого.
-
Урок обществознания в 11-м классе "Я — будущий избиратель" 2008
Знания об избирательном процессе формируются к данному возрасту на уроках обществознания, права, истории и во внеклассной работе. Учащиеся хорошо знают процедуру выборов, права избирателя, принципы работы избирательных комиссий, ход предвыборной агитации и другие вопросы избирательного права. Задания в игре подобраны разноплановые, позволяющие проявить творчество, свою гражданскую позицию, критическое мышление, свои знания по вопросам, обсуждаемым на уроке. На протяжении урока учащиеся занимаются политическим моделированием ситуации, так как главная задача учителя на подобных уроках - способствовать формированию человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
-
Разработка урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры". Использование методики сотрудничества 2008
Главной целью является выявление и развитие способностей учеников, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.
-
Урок-поэма в 5-м классе по теме "Древняя Греция" 2008
В данной методической разработке предлагается вариант проведения повторительно-обобщающего урока истории в 5-м классе по теме "Древняя Греция". Вместе со сказочным персонажем учащиеся погружаются в атмосферу изучаемой исторической эпохи и совершают увлекательное путешествие по Древней Греции.
-
Возникновение ислама и объединение арабов 2008
Предполагаемая разработка представляет собой комбинированный урок с использованием различных методов и способов освоения материала. Этот урок способствует развитию картографических и хронологических умений школьников, а также формированию повышенного интереса к изучению истории средних веков как к части мировой культуры.
-
Викторина "Я гражданин России" 2008
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране.
-
"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе 2008
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации.
-
Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны" 2008
Урок изучения нового материала, построен с использованием интерактивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интерактивного обучения.
-
Мероприятие по истории на тему "Памяти жертв политических репрессий посвящается…" 2008
Учащиеся 10–11-х классов изучают сложнейший период в истории России – ХХ век. Данное мероприятие позволит глубже осветить тяжелейший пласт в истории страны – период политических репрессий, направленных против собственного народа и оказавший влияние на дальнейшую судьбу страны; воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей.
-
Урок истории, 5-й класс. Тема: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу" 2008
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету.
-
Рабочие программы по обществознанию, 9–10-е классы (базовый уровень) 2008
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности.
-
Урок — интеллектуальная игра "Быт и традиции населения Кубани" 2008
Любовь к своей стране невозможна без любви к природе и истории своего края. Данный урок рассчитан на изучение традиций и быта кубанского народа в 8-м классе. В частности, рассматриваются обычаи сватовства казаков, изучается казачий словарь.
-
Разработка урока по теме "Северо-Восточная Русь в XII веке" 2008
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов.
-
Урок по новой истории в 8-м классе по теме "Признаки империализма" 2008
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опорным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опорных схем.
-
Информационные технологии в преподавании истории 2008
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
-
Личностный подход к обучению и воспитанию через лекционно-семинарско-зачетную систему преподавания истории 2008
В данной статье приводится система работы учителя в старших классах с использованием лекционно-семинарско-зачетной системы преподавания, которая позволяет осуществлять гуманизацию образования, ставить личность в центр образовательного процесса. Цель работы — формирование личности, способной ориентироваться во всем многообразии современного мира.
-
Спецкурс "Переселение части колхозников Чурапчинского района в Булунский, Кобяйский и Жиганский районы Якутской АССР в 1942 году" 2008
В школьной программе трудовой героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны показан недостаточно, но ведь Великая Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Трудящиеся Якутии внесли достойный вклад в дело Победы, в том числе трудящиеся Чурапчинского района, отправленные на рыбный промысел в Булунский, Кобяйский и Жиганский районы.
-
Использование спектра информационных технологий для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории 2008
На современном этапе к центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые в совокупности рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности для решения практических задач. Информационные технологии являются одним из направлений формирования ключевых компетенций. Автор сделал попытку обобщить свою деятельность в использовании ИТ для формирования ключевых компетенций на уроках истории.
-
"Религиозные традиции в культуре Черноморского казачества" 2008
Содержание урока позволяет рассмотреть религиозные традиции черноморских казаков и раскрыть особенности распространения православной веры на Кубани в конце XVIII – начале XIX вв. Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов, отводимых на региональный компонент, на уроках "Основ православной культуры", Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д.
-
Открытый урок по истории в 6-м классе по теме "Восточные славяне и их соседи" 2008
Цели и задачи урока: расширение и укрепление знаний учащихся о предках славян; знакомство учащихся с бытом славян, их занятиями, языком, верованиями, общественным устройством через работу с текстом учебника и документом; формирование навыков работы с исторической картой, с основными понятиями и терминами данного урока.
-
Урок-семинар "Из истории государства Российского. Дворцовые перевороты XVIII в." 2008
Проведение занятий по всем предметам школьного курса с использованием информационных технологий становится неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. Урок-семинар в 10-м классе по теме "Из истории государства Российского. Дворцовые перевороты XVIII века" позволяет учащимся проявить навыки исследовательской деятельности, используя как статьи С.Соловьева, С.Платонова, так и электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации. Тема заинтересовала учащихся наличием разнополярных оценок личностей эпохи дворцовых переворотов, поэтому пришлось изучать, анализировать, сопоставлять содержание разнообразных источников, чтобы аргументировано поделиться знаниями с одноклассниками на семинаре.
-
Урок по курсу "Введение в историю" в 4-м классе на тему "Последний русский император" 2008
Предлагаемый урок на тему "Последний русский император" построен на основе презентации, выполненной с использованием приложения Power Point. Использование иллюстраций, видеоматериалов на уроке повышает интерес учащихся к предмету и степень усвоения исторического материала. Урок может быть использован также при работе по другим программам и учебным пособиям.
-
Урок по теме "Из истории благотворительности династии Боратынских" 2008
Представлен конспект урока-экскурсии по теме "Из истории благотворительности династии Боратынских" для учащихся 10-х классов.
-
Урок по истории Сибири на тему "Томск купеческий" 2008
Урок с использованием КСО (коллективные способы обучения) решает три основных задачи: конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации человека в обществе, особенно в условиях социального расслоения современного общества. Используется презентация в программе Power Point.
-
Русское войско: с древнейших времен и до опричнины 2008
Представлен конспект урока по теме "Русское войско: с древнейших времён и до опричнины" в 7-м классе. Данный урок рассчитан на один академический час. Он должен помочь учащимся в осмыслении процессов, происходивших в русской армии, выявить роль войска в развитии государства, обобщить знания об особенностях вооружения, обмундирования и состава русского войска. Урок должен показать, как на протяжении различных периодов русской истории менялось оружие, появлялись новые рода войск и тактика боя.
-
Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" 2008
Автором представлена разработка урока в 5-м классе «Афинская демократия при Перикле», который имеет важную воспитательную функцию, так как способствует формированию гражданственности, патриотизма, чувства справедливости.
-
Разработка урока по истории России в 9-м классе по теме "Тюменцы — фронту" 2008
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг.
-
Русские земли в XII–XIII веках 2008
Используемые на уроке поисково-познавательные и творческие задания позволяют приобщить учащихся к историческому прошлому нашей Родины, научить управлять собой в различных ситуациях, развивать творческий потенциал каждого учащегося. В результате дифференцированного подхода происходит сознательное и прочное усвоение системы знаний и умений, развитие познавательных и мыслительных навыков, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Данный урок можно использовать при повторении темы и как внеклассное мероприятие.
-
Внеклассное мероприятие "Кубань — моя, степная дочь России" 2008
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение".
-
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи" 2008
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан России. Проблема отношений между юношами и девушками, любви, создания семьи всё чаще возникает перед молодыми людьми, достигших 15–17 лет. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность (презентация) позволят учащимся ближе познакомиться с российским законодательством, с правами и обязанностями супругов.