Цели урока:
- Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России 19в.
- Подвести уч-ся к пониманию того, что Россия в нач.20в. – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна
- Продолжить формирования умений анализировать истор.источники, самостоятельно делать выводы, работать с истор.картой.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Актуализация опорных знаний уч-ся по ранее изученному материалу 8кл. (Беседа с уч-ся)
- Какой период истории России мы изучали в 8кл.
- Как назвалось наше государство
- Какие исторические события того времени вы помните
- Кто из императоров управлял Рос.империей в 19в
- Кто из великих деятелей культуры жил в 19в
- Кого называли декабристами, народниками, западниками, славянофилами
- Дайте определение: монархия, либерализм, марксизм, крепостничество
III. Изучение новой темы
- Территория Рос.империи и административное деление в нач.20в
- Население и его образование
- Структура гос.аппарата
- Промышленность в нач.20в
Территория и население
Записываем новое слово: Геостратегическое положение – географическое положение государства с точки зрения военного фактора
Вопрос: Каково геостратегическое положение России (см.карту и читаем 1 пункт учебника) и делаем выводы, что:
Рос.империя крупнейшая страна мира. По размерам территории – более 22 млн.км2 (2место). Если США – отделены морями, Англия и Япония – острова, то Россия имела большую по протяженности сухопутную границу.
Главная сила на тот период – сухопутная армия, поэтому Россия была вынуждена в силу своего геостратегического положения содержать большую армию (1,4млн.).
Россия делилась на губернии и области. Автономия только у Великого княжества Финляндского.
3 место по численности после Британ.империи и Китая. Плотность населения 8,3 чел. на км2.
Докажите, что Россия является многонациональным государством. Всего более 100 национальностей. Существовали все основные религии, но официальной религией было христианство.
национальность | % от общего количества проживающих |
русские | 43,4 |
украинцы | 18,1 |
белорусы | 4 |
поляки | 6,2 |
евреи | 4,2 |
узбеки | 2,2 |
татары, финны | по 1,8 |
немцы | 1,4 |
армяне, азербайджанцы | по 1,2 |
литовцы, латыши, башкиры, грузины | по 1 |
Городское население (см. стр.10 диаграмма учебника). 18% проживало в городе. Необходимо отметить, что процесс урбанизации продолжался.
Урбанизация – процесс усиления роли городов в развитии общества, как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.
Но: рост городов недостаточный, это были сравнительно небольшие города по численности.
Население и образование
Грамотность населения (1897г). 20% населения грамотно, только 30% детей постоянно обучались в школе.
Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: В каком районе население было более образованным и почему?
район | % от общего количества населения |
Европейская Россия | 22,9 |
Польские губернии | 30,5 |
Кавказ | 12,4 |
Сибирь | 12,3 |
Средняя Азия | 5,3 |
Петербург | 62,6 |
Москва | 56,9 |
Вопрос: Определите, какая форма правления характерна для Российской империи
Структура гос.аппарата
Структура государственного аппарата. Читаем стр.6-7 учебника и заполняем схему
- Император
- Правительствующий Сенат
- Государственный Совет
- Комитет министров
- Святейший Синод
- Восемь министров
Задание: проанализируйте данные таблиц и диаграммы. Какие выводы можно сделать на основе данные источников
Структура нац.дохода
Сведения о железных дорогах
годы | Всего открыто в течение года | Всего было к концу года |
1895 1900 1904 |
2091 3066 1196 |
34769 49487 55357 |
Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны
страны | чугун | уголь |
Россия Англия Франция Германия США |
16 208 64 128 160 |
96 1808 816 2304 2592 |
Удельный вес стран в мировом производстве (%)
страна | 1870 | 1900 | 1913 |
США Англия Франция Германия Россия |
23 32 10 13 4 |
31 18 7 16 5 |
36 14 6 16 6 |
Делаем вывод, что Россия среднеразвитая страна, в которой бурно начинает развиваться промышленность
Вопрос: можно ли Россию отнести к индустриальному обществу.
Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х, прежде всего в промышленности.
Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским населением
Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего н/х страны
Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к изменениям. Переход от традиционному обществу к индустриальному
Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:
- преобладание доли промышленной продукции в нац.доходе
- преобладание городского населения над сельским
- высокий уровень грамотности населения
Можно ли согласиться со словами С.Ю.Витте? “В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.
IV. Закрепление
- Можно ли отнести Россию к великим державам
- Можно ли Россию назвать экономически высокоразвитой страной
Дом.задание: с.5-10 учебника р/т зад.№1 слова.