Урок истории в 9-м классе "Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России 19в.
  2. Подвести уч-ся к пониманию того, что Россия в нач.20в. – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна
  3. Продолжить формирования умений анализировать истор.источники, самостоятельно делать выводы, работать с истор.картой.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Актуализация опорных знаний уч-ся по ранее изученному материалу 8кл. (Беседа с уч-ся)

  • Какой период истории России мы изучали в 8кл.
  • Как назвалось наше государство
  • Какие исторические события того времени вы помните
  • Кто из императоров управлял Рос.империей в 19в
  • Кто из великих деятелей культуры жил в 19в
  • Кого называли декабристами, народниками, западниками, славянофилами
  • Дайте определение: монархия, либерализм, марксизм, крепостничество

III. Изучение новой темы

  1. Территория Рос.империи и административное деление в нач.20в
  2. Население и его образование
  3. Структура гос.аппарата
  4. Промышленность в нач.20в

Территория и население

Записываем новое слово: Геостратегическое положение – географическое положение государства с точки зрения военного фактора

Вопрос: Каково геостратегическое положение России (см.карту и читаем 1 пункт учебника) и делаем выводы, что:

Рос.империя крупнейшая страна мира. По размерам территории – более 22 млн.км2 (2место). Если США – отделены морями, Англия и Япония – острова, то Россия имела большую по протяженности сухопутную границу.

Главная сила на тот период – сухопутная армия, поэтому Россия была вынуждена в силу своего геостратегического положения содержать большую армию (1,4млн.).

Россия делилась на губернии и области. Автономия только у Великого княжества Финляндского.

3 место по численности после Британ.империи и Китая. Плотность населения 8,3 чел. на км2.

Докажите, что Россия является многонациональным государством. Всего более 100 национальностей. Существовали все основные религии, но официальной религией было христианство.

национальность % от общего количества проживающих
русские 43,4
украинцы 18,1
белорусы 4
поляки 6,2
евреи 4,2
узбеки 2,2
татары, финны по 1,8
немцы 1,4
армяне, азербайджанцы по 1,2
литовцы, латыши, башкиры, грузины по 1

Городское население (см. стр.10 диаграмма учебника). 18% проживало в городе. Необходимо отметить, что процесс урбанизации продолжался.

Урбанизация – процесс усиления роли городов в развитии общества, как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.

Но: рост городов недостаточный, это были сравнительно небольшие города по численности.

Население и образование

Грамотность населения (1897г). 20% населения грамотно, только 30% детей постоянно обучались в школе.

Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: В каком районе население было более образованным и почему?

район % от общего количества населения
Европейская Россия 22,9
Польские губернии 30,5
Кавказ 12,4
Сибирь 12,3
Средняя Азия 5,3
Петербург 62,6
Москва 56,9

Вопрос: Определите, какая форма правления характерна для Российской империи

Структура гос.аппарата

Структура государственного аппарата. Читаем стр.6-7 учебника и заполняем схему

  1. Император
  2. Правительствующий Сенат
  3. Государственный Совет
  4. Комитет министров
  5. Святейший Синод
  6. Восемь министров

Задание: проанализируйте данные таблиц и диаграммы. Какие выводы можно сделать на основе данные источников

Структура нац.дохода

Сведения о железных дорогах

годы Всего открыто в течение года Всего было к концу года
1895

1900

1904

2091

3066

1196

34769

49487

55357

Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны

страны чугун уголь
Россия

Англия

Франция

Германия

США

16

208

64

128

160

96

1808

816

2304

2592

Удельный вес стран в мировом производстве (%)

страна 1870 1900 1913
США

Англия

Франция

Германия

Россия

23

32

10

13

4

31

18

7

16

5

36

14

6

16

6

Делаем вывод, что Россия среднеразвитая страна, в которой бурно начинает развиваться промышленность

Вопрос: можно ли Россию отнести к индустриальному обществу.

Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях н/х, прежде всего в промышленности.

Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским населением

Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего н/х страны

Модернизация – становление и развитие индустриального общества, его способность к изменениям. Переход от традиционному обществу к индустриальному

Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:

  • преобладание доли промышленной продукции в нац.доходе
  • преобладание городского населения над сельским
  • высокий уровень грамотности населения

Можно ли согласиться со словами С.Ю.Витте? “В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.

IV. Закрепление

  1. Можно ли отнести Россию к великим державам
  2. Можно ли Россию назвать экономически высокоразвитой страной

Дом.задание: с.5-10 учебника р/т зад.№1 слова.