Цели:
- определить причины и сущность коллективизации, какие последствия для деревни и страны в целом имел курс коллективизации;
- учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать документы;
- развивать активную жизненную позицию, вырабатывать навыки коллективной работы.
Метод обучения: изучение нового материала, с элементами интерактивного обучения и использованием ЦОР.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.
II. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.
- Причины хлебозаготовительного кризиса в 20-е годы.
- Пути выхода из кризиса.
- Цели индустриализации.
- Источники средств на индустриализацию.
- Итоги первых пятилеток.
III. Изучение темы.
1. Проблемное задание. (2 слайд – приложение).
П.А. Столыпин говорил: “Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых”. С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация?
Набравший силу во 2-й половине 20-х гг. “большой скачек” в индустриализации, повлек за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала 4-м крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования (1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 – декрет о земле; 1927 – коллективизация). (3 слайд)
2. Используется элемент диалогового обучения
Определяем цели коллективизации, заполняя 1 колонку таблицы (4 слайд). 1927 г.– ХV съезд ВКП (б) – определил, что коллективизация это основная задача партии в деревне (5 слайд).
3. Начальный этап коллективизации.
Коллективные хозяйства стали возникать на рубеже 1917–1918 гг. и определились 3 формы:
- тозы;
- артели;
- коммуны.
Ребята работают с текстом приложения № 1 и заполняют таблицу. (6 слайд)
В первые послеоктябрьские годы преобладали артели и коммуны, но в период НЭПа их число резко сократилось, и в 1928 г. их было 1%.
4. Наступление на деревню.
Административно-силовые методы осуществления индивидуализации переносилось теперь в деревню: за отказ сдавать излишки применяли 107 ст. о спекуляции, по 67 ст. – карали за недосевание. Страна стала поворачивать на путь продразверстки. Торговля хлебом была запрещена. Такие действия крестьяне назовут вторым крепостным правом большевиков (ВКП (б)).
Все эти меры в 1929–1930 гг. вызвали крестьянские волнения. В государстве же их именовали как кулацкие мятежи.
Кого считали кулаком? Анализ документа № 1. (Работа в парах) Решается проблема на основе анализа информации.
Определить существовала ли реальная кулацкая угроза? (7 слайд)
В 1929 г. Сталин провозглашает курс на сплошную коллективизацию и определяет ее сроки. (8–9 слайд)
Для борьбы с кулачеством использовали различные средства и методы. Какие?
- Работа с документами № 2, 3, 4.
- В итоге заполняется схема. (10 слайд)
- Отношение населения к коллективизации, анализ документ № 5.
На данном этапе урока формируется у учащихся умение делать выводы, анализировать документы.
Волна выступлений в 1930 г. обеспокоили руководство и в марте 1930 г. в газете “Правда” выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”. В ней вся вина за перегибы была возложена на местное руководство. В результате лопнули дутые и насильственные колхозы. (Обратить внимание ребят на динамику коллективизации.)
5. Голод 1932–1933 гг.
На фоне сплошной коллективизации разразился голод. Дело в том, что 1932 г., более чем в 2 раза возросли государственные заготовки зерна, кроме того, была сильная засуха и из деревни изъяли зерна больше, чем в рекордный 1930 год. Разразился голод, он охватил 25–30 млн. человек. Это были зерновые районы Урала, Северного Кавказа, Дона, Поволжья, Казахстана.
Чтобы понять масштабы и последствия голода работаем с документом № 6. (Работа в группах по четыре.)
Вопросы к документу (11 слайд).
а) Что предусматривал закон “Об охране социалистической собственности?
б) Почему резервное зерно, которое было в закромах государства не пошло на помощь голодающим?
в) Почему Запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 г.
6. Итоги коллективизации.
Работа с текстом учебника с.180–181 (12 слайд)
7. Отвечаем на проблемный вопрос.
IV. Закрепление. Тест под копирку с проверкой (тестовые задания и ключ к ним 13–14 слайд).
V. Подведение итогов. Домашнее задание № 24, в 2 – письменно, с.182.
Литература
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ–ХХI века”, М. “Просвещение”, 2006.
2. Жарова Л.Н. “История Отечества ХХ века”, М., “Просвещение”, 1992.
3. Верт Н “История Советского государства 1900–1991 г.”, М., 1992.
4. Хрестоматия по истории СССР 1917–1945, под редакцией Э.М.Шагина, М., Просвещение”, 1992.
Документы (приложение 1)