Урок по истории России, 9-й класс, тема "Коллективизация"

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели:

  • определить причины и сущность коллективизации, какие последствия для деревни и страны в целом имел курс коллективизации;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать документы;
  • развивать активную жизненную позицию, вырабатывать навыки коллективной работы.

Метод обучения: изучение нового материала, с элементами интерактивного обучения и использованием ЦОР.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

II. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

  1. Причины хлебозаготовительного кризиса в 20-е годы.
  2. Пути выхода из кризиса.
  3. Цели индустриализации.
  4. Источники средств на индустриализацию.
  5. Итоги первых пятилеток.

III. Изучение темы.

1. Проблемное задание. (2 слайд – приложение).

П.А. Столыпин говорил: “Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых”. С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация?

Набравший силу во 2-й половине 20-х гг. “большой скачек” в индустриализации, повлек за собой крутой перелом политики в деревне – коллективизацию. Она стала 4-м крупным преобразованием в России после 1861 г. Вспомните, какие это преобразования (1861 – отмена крепостного права; 1906 – аграрная реформа Столыпина; 1917 – декрет о земле; 1927 – коллективизация). (3 слайд)

2. Используется элемент диалогового обучения

Определяем цели коллективизации, заполняя 1 колонку таблицы (4 слайд). 1927 г.– ХV съезд ВКП (б) – определил, что коллективизация это основная задача партии в деревне (5 слайд).

3. Начальный этап коллективизации.

Коллективные хозяйства стали возникать на рубеже 1917–1918 гг. и определились 3 формы:

  • тозы;
  • артели;
  • коммуны.

Ребята работают с текстом приложения № 1 и заполняют таблицу. (6 слайд)

В первые послеоктябрьские годы преобладали артели и коммуны, но в период НЭПа их число резко сократилось, и в 1928 г. их было 1%.

4. Наступление на деревню.

Административно-силовые методы осуществления индивидуализации переносилось теперь в деревню: за отказ сдавать излишки применяли 107 ст. о спекуляции, по 67 ст. – карали за недосевание. Страна стала поворачивать на путь продразверстки. Торговля хлебом была запрещена. Такие действия крестьяне назовут вторым крепостным правом большевиков (ВКП (б)).

Все эти меры в 1929–1930 гг. вызвали крестьянские волнения. В государстве же их именовали как кулацкие мятежи.

Кого считали кулаком? Анализ документа № 1. (Работа в парах) Решается проблема на основе анализа информации.

Определить существовала ли реальная кулацкая угроза? (7 слайд)

В 1929 г. Сталин провозглашает курс на сплошную коллективизацию и определяет ее сроки. (8–9 слайд)

Для борьбы с кулачеством использовали различные средства и методы. Какие?

  • Работа с документами № 2, 3, 4.
  • В итоге заполняется схема. (10 слайд)
  • Отношение населения к коллективизации, анализ документ № 5.

На данном этапе урока формируется у учащихся умение делать выводы, анализировать документы.

Волна выступлений в 1930 г. обеспокоили руководство и в марте 1930 г. в газете “Правда” выходит статья Сталина “Головокружение от успехов”. В ней вся вина за перегибы была возложена на местное руководство. В результате лопнули дутые и насильственные колхозы. (Обратить внимание ребят на динамику коллективизации.)

5. Голод 1932–1933 гг.

На фоне сплошной коллективизации разразился голод. Дело в том, что 1932 г., более чем в 2 раза возросли государственные заготовки зерна, кроме того, была сильная засуха и из деревни изъяли зерна больше, чем в рекордный 1930 год. Разразился голод, он охватил 25–30 млн. человек. Это были зерновые районы Урала, Северного Кавказа, Дона, Поволжья, Казахстана.

Чтобы понять масштабы и последствия голода работаем с документом № 6. (Работа в группах по четыре.)

Вопросы к документу (11 слайд).

а) Что предусматривал закон “Об охране социалистической собственности?

б) Почему резервное зерно, которое было в закромах государства не пошло на помощь голодающим?

в) Почему Запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 г.

6. Итоги коллективизации.

Работа с текстом учебника с.180–181 (12 слайд)

7. Отвечаем на проблемный вопрос.

IV. Закрепление. Тест под копирку с проверкой (тестовые задания и ключ к ним 13–14 слайд).

V. Подведение итогов. Домашнее задание № 24, в 2 – письменно, с.182.

Литература

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. “История России ХХ–ХХI века”, М. “Просвещение”, 2006.

2. Жарова Л.Н. “История Отечества ХХ века”, М., “Просвещение”, 1992.

3. Верт Н “История Советского государства 1900–1991 г.”, М., 1992.

4. Хрестоматия по истории СССР 1917–1945, под редакцией Э.М.Шагина, М., Просвещение”, 1992.

Документы (приложение 1)