Урок в рамках изучения истории Московской области по теме "Отечественная война 1812 года на земле Подмосковья"

Разделы: История и обществознание


Эпиграф:

О, громких век военных споров,
Свидетель славы россиян!

А. С. Пушкин.

Слайд 1: Тема урока, эпиграф.

Российское государство богатством и размерами своих территорий не раз привлекало иноземных завоевателей, которые пытались покорить страну и ее народ.

Так было в начале 13 века, когда на русские княжества обрушилась мощь монгольского войска, так было в начале 17 века, когда, пользуясь смутой в русском государстве, его слабостью решили воспользоваться польские и литовские дворяне. Так было и начале 19 века, когда «Великая армия» императора Франции Наполеона Бонапарта пересекла границу Российской империи, и для России началась Отечественная война 1812 года.

Муза 1812 года (девушка в греческом хитоне и красном плаще, на голове – лавровый венок):

Великий вождь Наполеон
К нам двадцать вел своих народов.
В минувшем нет таких походов:
Восстал от моря к морю стон
От топа конных, пеших строев;
Их длинная, густая рать
Всю Русь хотела затоптать…

Отечественная война 1812 года стала одним из величайших событий в истории России. Ее страницы получили достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и живописи, Подвиг народа вдохновил творцов, многие из которых, стали не только свидетелями, но и участниками событий. Поэтому у нас на уроке присутствует необычная гостья – Это Муза 1812 года.

Муза:

Подобно бурному потоку,
Страну он нашу наводнил,
Подобно тигру он жестоку,
Невинну кровь россиян пил.
Здесь слезы льет девица красна,
Своей невинности лишась,
Там рвется, стонет мать злосчастна,
Навеки с сыном разлучась.
А там – а там Москва пылает,
Вожженая рукой врага!

Решающие события войны произошли на территории Подмосковья. Всего в 12км к западу от Можайска лежит Бородинское поле, на котором 26 августа (по старому стилю) и 7 сентября (по новому) 1812 года произошла великая битва. Бородинское сражение, длившееся 12 часов, имело решающее значение для исхода всей войны. После него Наполеон уже не мог оправиться, и даже занятие французами Москвы не принесло им победы.

Оставление Москвы нелегко далось Главнокомандующему Русской армией Михаилу Илларионовичу Кутузову. Многие не поняли замысла полководца и гневно осудили его. Не были понятны им и его дальнейшие действия. «Почему Кутузов приказал отступать по Рязанской дороге? Ведь таким образом он оставлял открытыми важнейшие направления: на Петербург, Брянск, Калугу и Тулу?» - недоумевали они.

В действительности Кутузов и не собирался идти на Рязань. Он задумал обманный маневр, который позже историки назовут Тарутинским маневром.

Давайте обратимся к карте…

Слайд №2 – Карта «Тарутинский маневр русской армии».

Итак, русская армия движется от Москвы по Рязанской дороге. В Рязань перевозятся запасы продовольствия и вооружения из Коломны. Все свидетельствует о том, что туда же движется Кутузов. Его преследует французский маршал Мюрат, которому Наполеон поручил не спускать глаз с русской армии, но этому мешают арьергардные подразделения, которые прикрывают отступление и останавливают французов. Это в деревнях Вязовка, Панки. 4 сентября армия Кутузова находилась у Боровского перевоза на правом берегу реки Москвы. Но оттуда она неожиданно была направлена к Подольску, т.е. на запад, имея справа от себя реку Пахру. Маневр этот был для всех совершенно неожиданным. Отступать на запад – туда, откуда шли наполеоновские войска?!

Оставленный на Рязанской дороге казачий арьергард под командованием полковника Ефремова, создавал видимость, что защищает отход своих главных сил, продолжая вести бой с Мюратом. Вскоре последний доложил Наполеону, что русский арьергард отброшен. Но французский маршал был введен в заблуждение. Казачьи полки, оказывая сопротивление, отходили все дальше к Рязани, увлекая за собой французов, а затем рассыпались по лесам. Только тогда неприятель обнаружил, что русский арьергард никого не прикрывал, что дорога на Рязань пуста, а 70- ти тысячная армия русских исчезла.

Тем временем русская армия с 6 по 8 сентября занимала позиции у Подольска, затем Кутузов отводит армию к Красной Пахре, глее она прибывала до 15 сентября. Позиция армии была выгодной, но приближенной к Москве, поэтому Наполеон мог быстро перейти к активным действиям. Поэтому, когда 14 сентября Мюрат обнаружил расположение русских, Кутузов ведет армию к селу Тарутино. Заняв позицию вблизи Тарутино, русская армия преграждала путь французам к богатым и неразоренным южным областям России.

Русская армия находилась в Тарутинском Лагере с 21 сентября по 6 октября 1812 года. Попытка Мюрата возобновить преследование не удалась. Вблизи Тарутина он был атакован Кутузовым, потерял 5тыс. воинов и вынужден был отступить.

А за время пребывания русской армии в Тарутинском лагере были созданы все необходимые условия для перехода в контрнаступление. Удалось коренным образом изменить соотношение сил в пользу русской армии. М.И.Кутузов говорил: «Каждый дань, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались».

Итак, описываемые события, разворачиваются не только на земле Подмосковья, но и на нашей земле. Свой маневр Кутузов совершил вблизи Боровского перевоза, который располагался на Москве-реке, на территории Броницкого уезда, а ныне это место находится недалеко от деревни Чулково, на территории Раменского района.

Слайд 3 -«Портрет М.И.Кутузова».

Муза:

Хвала тебе, наш бодрый вождь,
Герой под сединами!
Как юный ратник, вихрь и дождь,
И труд он делит с нами.
О, сколь с израненным челом
Пред строем он прекрасен!
И сколь он хладен пред врагом
И сколь врагу ужасен!

Все эти события происходили на первом этапе Отечественной войны 1812 года. На этом этапе французская армия наступала и продвигалась вглубь страны, двигаясь к Москве, а русская армия, оказывая ей ожесточенное сопротивление, была вынуждена отступать.

Вопрос классу: Как вы думаете, почему эта война в истории России была названа Отечественной? (Решалась судьба России, судьба государства и народа, живущего в нем, т.е. – судьба Отечества).

Война вызвала подъем патриотических чувств. Эту войну справедливо можно назвать всенародной.

Муза:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря.

Национальный или всенародный характер войны проявился в том, что в борьбе с французами принимала участие не только русская армия, но и мирное население, вступившее в ополчение. Набор в ополчение был объявлен императором Александром I  18 июля в 16 центральных губерниях и на Украине.

Вопрос классу: Что такое ополчение?

Слайд № 4 –«Словарь понятий - Ополчение».

Вопрос классу: Припомните, когда еще участие ополчения в военных действиях, оказалось столь же необходимым?

Слайд № 5 – «Проводы ополченца».

Крестьяне охотно шли в ратники, тем более, что ходили слухи, будто бы после войны ополченцев освободят от крепостной зависимости. Всего за войну из ратников ополчения было образовано 82 пехотных и 25 конных полков и 30 дружин, насчитывавших свыше 320 тысяч человек.

Слайд № 6 – «Ополченцы».

Вот так выглядели ополченцы в 1812 году. Их головной убор украшал знак в виде креста с надписью «За веру и царя».

Слайд № 7 – «Кокарда ополченца».

Вопрос классу: Как вы думаете, какой смысл вкладывался в эту фразу?

Среди ополченческих формирований было и Московское.

Работа с текстом учебника (стр. 91,1 абзац сверху).

Вопросы к тексту:

  • Насколько велико было Московское Ополчение?
  • Насколько активно оно участвовало в событиях войны?
  • Какую помощь оказывали ополченцы регулярной армии?
  • Каковы потери среди московских ополченцев?

Потери значительны, как и вклад ополченцев в победу в этой войне. Неудивительно, что многие за мужество и готовность к самопожертвованию были награждены медалью «в память Отечественной войны 1812 года».

Слайд № 8 – «Медаль в память Отечественной войны 1812 года».

В тарутинский период народная война приобрела особенно широкий размах, благодаря тому, что в ней приняли участие партизаны.

Слайд № 9 – «Словарь понятий – Партизанское движение».

Партизанское движение называли «малой войной». Идея ее принадлежала Денису Васильевичу Давыдову, который еще перед Бородинским сражением добился у Кутузова разрешения перейти к партизанским действиям и начал их с отрядом в 130 всадников.

Слайд № 10 – «Портрет Д.В.Давыдова».

Быстрые успехи партизан убедили Кутузова в целесообразности этой «малой войны».

Муза:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..

По приказу Кутузова было создано и направлено в тыл врага более 10 армейских партизанских отрядов. На подмосковной земле сражались отряды под командованием Дорохова, Сеславина, Фонвизина, Ефремова и других офицеров.

Но кроме армейских отрядов в тылу действовали крестьянские партизанские отряды.

Слайд № 11 – В.Верещагин «Не замай! Дай подойти!»

Обида за терзаемую родину, жажда мести за сожженные деревни, за разграбленную Москву, желание наказать не прошеных завоевателей заставили крестьян взяться за оружие, а то и просто за вилы, топоры, косы и направить их против врага.

Слайд № 12 – И.М.Прянишников «Партизаны сопровождают пленных французов».

Пользуясь картами, предложенными в учебнике, мы сможем определить районы действия армейских и крестьянских партизанских отрядов на территории Подмосковья.

Слайд № 13 – Карта «Действия партизанских отрядов в Подмосковье».

Одновременно выполняется задание в рабочей тетради (стр. 32,задание №3 (часть2, под буквами Б, В)).

На земле Подмосковья действовал самый крупный крестьянский партизанский отряд. Его создал крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда Герасим Курин. Под его началом воевали 5 тысяч пеших и 500 конных воинов.

Слайд № 14 – «Портрет Герасима Курина».

За свое участие в войне и вклад в победу над французами Герасим Курин был награжден солдатским орденом Святого Георгия и медалью «В память Отечественной войны 1812 года». А на родине героя, в городе Павлов Посад ему установлен памятник.

Слайд № 15 – Памятник Г. Курину».

Муза:

Хвала, отечества спаситель!
Хвала, хвала, отчизны сын!
Злодейских замыслов рушитель
России верный гражданин…
Методы борьбы партизан были разнообразны:

Слайд №16 – «Методы борьбы партизан».

Но все они были подчинены главной цели – сделать пребывание неприятеля на российской земле невыносимым и ускорить его разгром и изгнание.

Наполеон не был готов к такой войне, он называл ее «войной не по правилам» и упрекал в этом Кутузова. Все попытки французских войск расширить занятую территорию потерпели крах. Ежедневно они теряли десятки подвод с боеприпасами и продовольствием и до 500 солдат и офицеров. Общие потери наполеоновской армии от действий партизан и ополченцев составили более 30 тысяч человек.

Наполеон не нашел в России социальной опоры. Народная война спутала все его планы и явилась одной из главных причин его бегства из Москвы и последовавшего за ним поражения в Отечественной Войне 1812 года.

И подводя итог сегодняшнему уроку, давайте выполним еще одно задание:

Слайд № 17 «Определите причины всенародного характера борьбы…».

Вы молодцы! Задание выполнено, верно! И последнюю точку в нашем разговоре поставит

Муза 1812 года:

Дерзайте россы! Гнет печали
С унылых свергните сердец:
Враги пред нами в бегстве пали,
Победы нам, отдав венец!

В качестве домашнего задания ученикам предлагается найти ответы на 3 вопроса:

  1. Какую роль в освобождении города Вереи сыграл отряд под командованием Дорохова? (Слайд № 18).
  2. Какое личное задание получил от М.И.Кутузова отряд под командованием Сеславина? (Слайд №19.)
  3. Какие чудеса храбрости проявлял партизанский командир Фигнер? (Слайд №20).

Приложение (Презентация).