Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Значение принятия христианства для Руси.
  • Деятельность князя Владимира для социально-политического развития государства.
  • Влияние христианизации на развитие Коми края.

I. В первой части урока учитель рассказывает об обычаях, верованиях и праздниках славян.

В древности восточные славяне были язычники и почитали многих языческих богов:

Перун- бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами.

Даждьбог – бог Солнца (Ярило). Восход солнца встречали молитвой. Чтили живой огонь, считая, что он зажжен от солнца. При вселение в новое жилище огонь в очаге не разжигали заново, а переносили из старого дома. Родители передавали его детям, начинающим самостоятельную жизнь. Отсюда возник обычай зажигать “вечный огонь” на священных могилах, как символ памяти.

Мокошь(мокрая) – богиня земли. Ее ласково называли - “земля-матушка”, “мать - сыра земля”. Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильные урожаи. Землю считали святой, ее охраняли: весной запрещалось вбивать в нее колья, чтобы не повредить и не помешать ей дать хорошие урожаи. До наших дней дошли обычаи целовать землю, хранить горсть родной земли.

Славяне населяли духами все живое. Дуб - священное дерево Перуна.

Береза – дух добра. Ее украшали лентами, вышитыми полотенцами, водили хороводы. Существовали заповедные рощи, где приносили богам жертвы- требы. В воде жили водяные духи и русалки. В лесу хозяйничал зеленый леший. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. К духам обращались, как к живым людям, просили помощи. Возникли заклинания, заговоры: “Репка, репонька, родись крепонька”, “ Землюшка добра, вырасти гриба, гриба грибового, во бору борового” и т.д.

Из верований возникли праздники, обряды, которые наши предки называли игрищами.

Это: - Святки, Масленица, Праздник Купалы и т.д.

(О праздниках, обычаях в своих районах рассказывают учащиеся)

II. Вопрос классу (повторение)

Назовите, начиная с Рюрика, князей, правивших на Руси. (Рюрик- Олег- Игорь- Ольга- Святослав- Ярополк- Владимир) Какой след оставили в истории? (Приложение № 1)

III. А теперь, внимание, игра.

Цель игры:

Проверить знания и внимательность игроков. Найти связанные пары карточек.

Весь класс мы делим на две группы. На столе 20 карточек. На 10 (1 группа)- имена князей и древнеславянских богов. На остальных 10 (2 группа)- информация о них. (Приложение 2).

Карточки разделены на 2 части: 1 группа и 2 группа. Каждая команда по очереди переворачивает и показывает всем участникам только 2 карточки – так, чтобы члены обеих команд могли их видеть. Если члены команды решат, что нашли пару (консультации возможны), тогда карточки сдают учителю. Если это действительно пара, то учитель записывает присужденные команде 5 баллов на доске и изымает эти две карточки из игры. После этого, угадавшая команда имеет право на следующий ход. Если пара подобрана неправильно, то карточки возвращаются назад на стол, и команде записывается минус 5 баллов. Если команда считает, что карточки не составляют пары, то просто кладут их обратно на стол. Ход переходит к следующей команде. Карточки открывают по очереди все члены команд. Победит, скорее всего, та команда, которая владеет материалом и которая лучше запомнит расположение карточек.

Подводим итоги игры.

IV. Итак, политеизм (многобожие) был распространен в догосударственную эпоху. С возникновение Киевской Руси язычество перестает удовлетворять новым условиям. Политические, культурные и торговые взаимоотношения с европейскими странами способствуют проникновению на Русь христианства. Особенно тесными были связи с Византией, а также Болгарией – славянской страной. В начале Х века в Киеве появляются первые христиане. В 40-е или 50-е годы Х века принимает крещение вдова князя Игоря, княгиня Ольга. Однако ее попытки распространить христианство на Руси не приводят к успеху. Сын Ольги Святослав до конца дней своих оставался язычником, не приемлющим христианства. Внук же княгини Ольги, киевский князь Владимир в первые годы своего княжения стремился превратить славянское язычество в государственную религию, но это ему не удалось. Как написано в начальной русской летописи – “Повесть временных лет”, в середине 80-х годов Х века Владимир предпринял “испытание вер”. К нему по очереди приезжали мусульмане из Волжской Булгарии, иудеи из Хазарии, немецкие католики, наконец, греческий философ, чтобы доказать истинность своих религий. Затем Владимир отправил послов в соседние страны, дабы посмотреть, чья же вера лучше. Посланцы решительно высказались в пользу греческого православия. Летописный рассказ, по-видимому, легендарен. Но он отразил реальную ситуацию исторического выбора, в которой оказалась Киевская Русь в конце Х столетия.

V. Самостоятельная работа.

Используя материал учебника и знания полученные на уроке расставьте в хронологической последовательности отрывки из “Повести временных лет” (Приложение № 3).

VI. Оценивание самостоятельной работы.

VII. Начало христианизации Республики Коми началось только в ХIV века. Как вы думаете: Почему?

Ответ учащихся

Христианизация связана с именем Стефана Пермского - создателя письменности- личности уникальной. (Показать портрет.) Приложение № 4))

Он первый в истории русской православной церкви создал письменность для перевода богослужебных книг на коми язык.

VIII.

Информация учащегося о деятельности Стефана Пермского (Приложение №5)

IX.

В 1380 году Стефан поднялся по Вычегде до устья р. Вымь. Там он и обосновался: построил себе келью и молитвенный дом. Через некоторое время была построена Благовещенская церковь, знаменующая “благую весть” о пришествии христианства в Пермь Вычегодскую. Рядом с церковью находилось одно из наиболее почитаемых святилищ пермян, в центре которого возвышалась огромная священная береза. По преданию, Стефан пермский срубил ее, показав тем самым победу христианства над язычеством. В 1383 году была образована Пермская епархия, первым епископом стал Стефан Пермский.

Итак, сегодня на уроке познакомились с крещением Руси и нашей республики.

А домашнее задание будет такое: Написать итоги и значение крещения

1) Руси
2) Республики Коми

Список использованной литературы

  1. История России с древнейших времен до конца XVII века /А.П.Новосельцев, А.Н.Сахаров, В.И.Буганов, В.Д.Назаров; ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
  2. Страницы российской истории. Сост. Алексеев В.В., Степанов В.А.- М.: Издательский Дом “Прибой”; 1998.
  3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов.- М.: “Издательство ПРИОР”, 2000.
  4. История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразоват.учеб.заведений/ М.Б.Рогачев, И.О.Васкул, И.Л.Жеребцов, М.В.Таскаев, О.И.Уляшев - М.: Издательство ДИК,2000.
  5. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват.учеб.заведений/ Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров (рук.).- М.: Дрофа; Наталис, 1997.
  6. Справочник школьника. История Отечества: М., Филологическое общество “Слово”, Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, ТКО “АСТ”, 1996.