Нетрадиционные уроки истории

Разделы: История и обществознание


«Надо прогнать с уроков бога сна Морфея и чаще приглашать бога смеха Момуса»

Ш.А. Амонашвили

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен органически вписываться в систему работы учителя. Каждый урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.
Как традиционный, классический, так и нетрадиционный уроки должны являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, практической пробой, определяющей ее правомерность и эффективность. И одновременно урок – это показатель производительности труда учителя и учащихся.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения устарели, чтобы завладеть вниманием современных учащихся, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику
ощутить свою причастность к истории (например, через ролевую игру и т.д.).
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства – монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекции. Их смысл – требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным для традиционной дидактики становится введение так называемых «увлекательных добавок»: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения которые могут быть представлены и как фрагменты урока и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов.
Я считаю, что уроку, как авторскому произведению, должны быть присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими.

Творческие принципы нетрадиционных уроков

  • В организации урока нужно отказаться от шаблона, а в проведении от рутины и формализма.
  • Максимально вовлечь учащихся класса в активную деятельность на уроке.
  • Основой эмоционального тона на уроке должна быть не развлекательность, а занимательность и увлеченность.
  • Поддерживать множественность мнений, альтернативность.
  • Развивать отношения взаимопонимания с учениками.
  • Уважительно относится не только к детскому знанию, но и к незнанию.
  • Использовать оценку не только как результирующий инструмент, но и как формирующий.

Эти принципы задают общее направление педагогическому творчеству, ориентируя на конкретную деятельность обучения.

Классификация нетрадиционных уроков истории.

  • Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок-диспут, урок-общественный смотр знаний, урок с применением компьютеров.
  • Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-театрализованное представление и т.д.
  • Уроки творчества: урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, комплексно-творческий урок.
  • Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-семинар, урок-экскурсия, урок-конференция, урок-консультация, урок-зачет.

Активные формы и методы обучения преобладающие при проведении нетрадиционных уроков позволят учителю развивать у учащихся творческие способности, формировать самостоятельность в подготовке и отборе материала, составлении сценария, создавать условия для развития личностных качеств учащихся.
Формы нетрадиционных уроков весьма разнообразны. Выбор формы зависит от многих обстоятельств: возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовки, информированности, каких-то психологических особенностей, контакта учителя с учениками и т.д.

Периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков.

1. Подготовительный

В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала, и т.д.

2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)

Первый этап

Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока. Намечаются
ситуации, участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.

Второй этап

Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной активности.

Третий этап

Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.

Советы учителю, готовящему урок в нетрадиционной форме

  • Ничего не демонстрируйте на уроке специально (например, ТСО ради ТСО)
  • Не жалейте мотивационных моментов как на подготовительном этапе так и во время проведения урока. Не допускайте никаких излишеств. Урок должен быть цельным гармоничным, ведь гармония – высшая цель в нашем творении.
  • Поощряйте учащихся соответственно их вкладу в урок.
  • Постарайтесь сохранять на протяжении всего урока взаимопонимание, общий язык с классом, взаимное доверие и уважение.
  • Залог успеха вашего нетрадиционного урока – заблаговременная, тщательная, чётко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
  • Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя и учащихся, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.

Очевидно, что рассмотренные вопросы – это только ориентиры, намётки для педагогического творчества. Но они помогут начать, устанавливая некоторые точки опоры.
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности.

Пример урока истории в 5 классе с использованием игровых ситуаций.

Тема урока: Путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»).

Цели урока:

  • Систематизация и контроль знаний учащихся по истории Древней Греции.
  • Формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
  • На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.

Оборудование: карта «Древняя Греция», изображения греческих богов, плакат с названием игры “Счастливый случай”, исторические картины периодов, музыкальное оформление, мешочек с бочонками от 1 до 10.

Подготовка к игре: Команды должны придумать название команды, девиз. Должны составить вопросы соперникам.В игре участвуют команды из одного класса или одной учебной параллели.

ХОД ИГРЫ

1 Гейм. Разминка (по пять вопросов каждой команде)

1. Назовите и покажите на карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)
2. Кого в Греции называли отцом истории? (Геродота.)
3. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Все эллины, кроме женщин.)
4. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)
5. Как древние греки называли свою Родину? (Эллада.)

1. Назовите и покажите на карте местонахождение Греции (Балканский полуостров.)
2. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
3. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)
4. Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
5. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)

2 Гейм. «Заморочки» из бочки

Кто мог бы так сказать:

  • Друг подвел меня, и теперь мне приказал отец приковать его к скале…(Гефест.)
  • Я просто влюбилась в этого юношу и поэтому помогла ему выбраться из лабиринта… (Ариадна.)
  • Все равно я буду покровительницей города, я подарю людям то, от чего им будет трудно отказаться…(Афина.)
  • Да по моей вине мой сын стал хромым, но никто не смеет мне перечить…(Зевс.)
  • Люди любят меня больше всех богов в мою честь они устраивают театральные представления…(Дионис.)
  • Ох уж эти люди, если бы не я, то они уничтожили бы все живое вокруг.. (Артемида.)

3 Гейм. Исторические даты

Кто больше назовет событий по датам, связанным с историей Древней Греции.

4 Гейм. Исторические понятия

Объяснить данные термины:

  • Демос, ареопаг, архонт, полис, илоты.
  • Комедия, Акрополь, аристократ, демократия, колония.

5 Гейм. Религия древних греков

Соотнести изображения богов с их именами и объяснить покровителями каких занятий они считались:

  • Зевс, Посейдон, Аид, Деметра, Гера.
  • Аполлон, Артемида, Афина, Афродита, Дионис.

6 Гейм. Мифы древних греков

Убрать лишнего персонажа и рассказать миф:

  • Елена, Парис, Гефест, Афродита.
  • Одиссей, Деметра, Полифем
  • Тесей, Эгей, Минотавр, Зевс.
  • Деметра, Персефона, Аид, Дионис.

7 Гейм. Ты мне, я тебе

Участники задают по два вопроса соперникам. (Домашнее задание.)

8 Гейм. Гонка за лидером

Правильно ответить за одну минуту на большее количество вопросов.

  1. Условия возникновения государства?
  2. Где живут греческие боги?
  3. Какая поэма Гомера посвящена Троянской войне?
  4. Почему поэма Гомера называется «Илиада»?
  5. Кто вел в бой войско троянцев?
  6. Кто такой Ахиллес?
  7. Откуда родом Одиссей?
  8. Кто убил Гектора?
  9. Назовите царя города Микены.
  10. Как Одиссей расправился с Полифемом?
  11. Кто из греческих богинь помогал троянцам?
  12. Кто такой гражданин?
  13. Кем по рождению был Солон?
  14. Почему греки верили в существование богов?
  15. Какие подвиги совершил Геракл?
  16. Чьи законы отменил Солон?
  17. Чем занимался совет ареопагитов?
  18. Где находится Спарта?
  19. Где находится Афинское государство?
  20. Кто решал жить или нет маленькому спартанцу?
  21. Учили ли спартанцев грамоте?
  22. Какой должна быть речь спартанца?
  23. Что привозили купцы из Греции в колонию?
  24. Как часто проходили Олимпийские игры?
  25. Как выглядел портик?
  26. Со скольки лет начиналось обучение в афинской школе?
  27. Как часто собиралось Народное собрание, орган власти в Афинах?
  28. Кого греки называли педагогом?
  29. Какие вазы назывались чернофигурными?
  30. Что такое триера?

Итог урока

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Литература:

  1. Бондаренко О.А. Открытые уроки: История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права.: Волгоград, 2002.
  2. Гин А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. – М., 2003.
  3. Короткова М.В. Пособие для учителей.– М.:ЦГО, 1999.
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок. Практическое пособие.– Воронеж, 2001.
  5. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М., 2004.