Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний.
Форма проведения: урок-размышление.
Методы, применяемые на уроке: наглядные, проблемно-поисковые, диалоговые.
Оборудование урока:
- Карта “Отечественная война 1812 года”;
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация “Размышления у памятника”;
- Выставка литературы, посвященная войне 1812года;
- Аудиомагнитофон;
- Караоке Т. Хренникова “Давным-давно” из к/ф “Гусарская баллада”;
- Аудиозапись арии М.И. Кутузова из оперы С.С.Прокофьева “Война и мир”
Эпиграф к уроку:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью встанем,
В свой черед мы вас помянем!
В.А. Жуковский
Цели урока:
- Повторить и закрепить фактический (событийный) материал: сражения, героизм через призму глубокого патриотизма русского народа.
- Вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.
- Актуализировать материал через его связь с местной историей, вызвав подростков на диалог: мое личное отношение к событиям, личностное восприятие истории, патриотизма.
- Способствовать формированию патриотических чувств через отношение к историческим событиям и памятникам.
- Формировать положительную мотивационную деятельность на уроке, путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика.
План урока:
I. Оргмомент. Актуализация. Целеполагание.
II. Выполнение заданий с проблемными элементами.
III. Осмысление событий в художественных произведениях.
IV. Размышления: “У памятного знака “1812год” в Ярцеве”.
V. Подведение итогов размышлений.
VI. Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент. Актуализация темы. Целеполагание.
Ребята, вы уже изучили события войны 1812 года и знаете, что и на Смоленской земле, и повсюду, где доблестные наши соотечественники дали отпор врагам-французам, стоят памятники (на экране <рисунок 1>): “Первый памятник на Бородинском поле – Спасская церковь, усыпальница Тучковых. Сооружена на месте гибели А. А Тучкова по заказу его жены М. М Тучковой”, <рисунок 2> “Памятник М. И. Кутузову в деревне Горки в районе командного пункта полководца”, <рисунок 3> “Памятник лейб-гвардии
рисунок 1
рисунок 2
рисунок 3
1-й артиллерийской бригаде”, <рисунок 4> “Даже врагам нашим, на Бородинском поле есть памятник – “Мертвым “Великой армии”, <рисунок 5> “Памятник в Тарутино. В честь событий 1812 года”, <рисунок 6> “Памятник в честь победы и освобождения Вязьмы в 1812 году”, <рисунок 7> “Памятник в Смоленске, посвященный обороне Смоленска 4-6 августа 1812г. А.Адамини”, <рисунок 8> “Памятный знак “1812” в Ярцеве” (дети должны его узнать).
рисунок 4
рисунок 5
рисунок 6
рисунок 7
рисунок 8
Пауза… Знаете ли вы, зачем ставятся памятники?
Дети отвечают: чтобы сохранить память потомков к событиям и людям, внесшим вклад в историю нашей Родины.
Учитель: Вот именно, сохранить память потомков к историческому прошлому!
А какой должна быть эта память? Вы задумывались об этом?
(Дети отвечают) учитель подводит резюме: когда мы стоим у памятника мы вспоминаем исторические события и героев, но мы еще должны осмыслить то событие, определить его роль в истории, но не только в истории, а для себя тоже, т. е. почувствовать это событие. На доске пишет: “Память – это: знание, осмысление, чувства”.
Сегодня мы стоим у памятника, посвященного войне 1812 года и вспоминаем события, которые произошли на Смоленщине, в России, осмысливаем их значение для истории и для себя. А эпиграфом нашего урока будут слова В. А. Жуковского:
На экране появляются слова – эпиграф к уроку (эти слова написаны также на ватмане) и учитель выразительно читает:
Память вечная вам, братья!
Рать младая к вам объятья
Простирает в глубь земли:
Нашу Русь вы нам спасли;
В свой черед мы грудью встанем,
В свой черед мы вас помянем!
В. А. Жуковский
Учитель говорит, актуализируя повторение и мотивируя учащихся: “Но прежде, чем мы обратимся к событиям, которые произошли в войне 1812г. на ярцевской земле, нам надо пройти дорогами (и старой и новой) смоленскими вместе с русской армией, ее полководцами и генералами, партизанами. И постараться понять, что двигало людьми, которые, спасая Родину, жертвовали своей жизнью.
II часть урока: выполнение заданий с проблемными элементами.
На Смоленщине состоялись многие крупные сражения войны 1812 г. У вас на столах лежат листы с заданиями, вы берите задание №1: Установить последовательность сражений, даты. Проверить друг друга. Выставить оценки задания соответственно норме оценки.
- Разгром Маршала Даву у Вязьмы;
- Бои на Соловьевой переправе;
- Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово;
- Атака Милорадовича арьергарда Великой армии” у Дорогобужа;
- Подвиг дивизии Неверовского;
- Бой у Королевского бастиона;
- Бой у переправы р. Вопь;
- Трехдневные бои под Красным.
Работаете на листах 2-3 мин., затем меняетесь, проверяете, используя свои знания. Затем проверяем ответы по шаблону на экране.
Оборонные бои | Бои в ходе наступления русской армии |
1.Подвиг дивизии Неверовского (2 авг. 1812 г.) 2. Бой у Королевского бастиона; (5 авг. 1812 г.) |
3. Разгром маршала Даву у Вязьмы (окт.1812) 4. Атака Милорадовича у Дорогобужа (окт.1812) 5. Бой у р. Вопь (28 окт.) 6. Бои у Соловьевой переправы (конец окт.) 7. Разгром бригады Ожеро у д. Ляхово 8. Трехдневные бои под Красным (16-18 ноября 1812). |
Норма оценки:
7-8 правильных ответов + проверка= “5”;
5-6 ответов+проверка= “4”;
3-4 ответа+проверка= “3”;
Меньше 3-х ответов= “2”.
Учитель также просит показать основные сражения по карте “Отечественная война 1812 года”. Молодцы, ребята, вы неплохо ориентируетесь по карте.
А теперь обратимся к заданию № 2. Вы должны вставить пропущенные слова в описании самых героических сражений на Смоленщине.
Задание № 2 (дублируется на экране).
1.“День 2 августа принадлежит? Он внес его в историю…не имея за собой до Смоленска ни малейшей опоры?, окруженный, отрезанный, совершил свое львиное отступление, самим неприятелем так названное”.
П.Х. Граббе, адъютант А. П. Ермолова.
Ответ: Неверовский. (дублируется на экране и вопрос, и ответ)
На экране появляется портрет Неверовского <рисунок 9>
рисунок 9
2. “Герои наши в деле под? оказали такую храбрость и готовность к поражению неприятеля, что едва ли были подобные примеры”.
П. И. Багратион
Ответ: Смоленск (на экране и вопрос и ответ)
Учитель задает вопросы:
- Какой героический подвиг совершила дивизия Неверовского?
- Можете ли вы привести примеры героизма во время обороны Смоленска?
После ответов учащихся можно зачитать воспоминания участников событий:
“Пример Дохтурова и Коновницына, явившихся впереди рядов русских, оживил и воспламенил все сердца”.
“В особенности между стрелками выделился своей храбростью и стойкостью один русский егерь…, которого мы не могли заставить молчать ни сосредоточенным против него ружейным огнем, ни даже действием одного, специально против него назначенного орудия, разбившего все деревья, из-за которых он действовал, но все не унимался и замолчал только к ночи”.
III часть урока: Осмысление событий в художественных и музыкальных произведениях.
Осмысление Отечественной войны 1812 года современниками и потомками приводит к созданию не только научных трудов, но и к художественным и музыкальным произведениям. На экране появляются портреты В. А. Жуковского и Ф. Н. Глинки <рисунок 10>
рисунок 10
В.А. Жуковский, известный поэт, составе московского ополчения он участвовал в Бородинском сражении, автор “Певца во стане русских воинов”, в начале нашего урока мы его цитировали (см. эпиграф к уроку), через несколько минут мы процитируем его вновь. Ф. Н. Глинка является нашим земляком, в Отечественной войне 1812 г. поручик Апшеронского полка, адъютант графа Милорадовича. Поэт, публицист, декабрист, автор “Писем русского офицера”, “Очерков Бородинского сражения”.
На экране появляется портрет М.И. Кутузова <рисунок 11> и слова В.А. Жуковского:
рисунок 11
Посол судьбы, явился ты полкам –
И пред твоей священной сединою
Безумная гордыня пала в прах.
Звучит ария Кутузова из оперы “Война и мир” С.С. Прокофьева.
Учитель: “Примечательно, что С. С. Прокофьев начал работать над оперой “Война и мир” в 1941 г. Как вы думаете, почему? (Выслушивает ответы учащихся) По словам композитора, ему “как-то по особому стали близки страницы, повествовавшие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона в 1812 г., стало ясным, что именно эти страницы должны лечь в основу оперы”.
Тема спасителей Родины, защитников России звучит на протяжении всей оперы и примечательна только что прослушанная нами ария М. И. Кутузова, который близок нам еще и потому, что в войне 1812 года получил почетную фамилию “ Смоленский”.
- А каких поэтов, посвятивших свои стихи войне 12-го года, знаете вы?
- А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.
А.С. Пушкин, будучи во время войны подростком, уже мог четко осмыслить свои и своего народа патриотические чувства, в “Воспоминаниях о Царском селе” он писал:
Восстал и стар и млад;
Летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены.
Но еще глубже поэт осмысливает события позже:
Гроза двенадцатого года настала.
Кто же нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
- А как считаете вы?
Все вместе явилось спасением Отечества нашего, но нельзя не отметить той роли, которую сыграло партизанское движение; особенно сильным оно было на Смоленщине.
Учащиеся выполняют задание № 3. По картинам художников, угадайте, кто из самых известных руководителей партизанских отрядов изображен. Дайте краткий комментарий его деятельности.
На экране <рисунок 12>. Картина В. Верещагина “Не замай, дай подойти!”
рисунок 12
Ответ: Семен Архипов. Возглавил партизанский отряд Краснинского уезда. Его отряд уничтожил более 1500 и взял в плен около 2000 французов. Схвачен в церкви, когда молился и расстрелян по приказанию Наполеона.
На экране появляется <рисунок 13> “Карикатура на завоевателей”.
рисунок 13
Ответ: Василиса Кожина. Организовала отряд из женщин и подростков. Возможно действовала на территории и нашего района.
На экране <рисунок 14> “Партизан Денис Давыдов”.
рисунок 14
Ответ: Денис Давыдов. Автор “Дневника партизанских действий”. Первые партизанские рейды под д. Царево-Займище, под Вязьмой. Он писал: “Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа. Но и приноравливаться к нему в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, отпустил бороду”. Пожалуй, именно в таком виде, он и изображен на картине.
А мы вспомним, что Д. Давыдов – гусар, гусарам надо посвятить “Гусарскую балладу”. Помните фильм, а песенку? У вас на столах слова песни Т. Хренникова “Давным-давно”. Ну-что, тряхнем молодостью! Давайте вместе браво промаршируем и пропоем
- Ребята! Спасибо, вы, безусловно, бравые гусары.
IV часть: У памятного знака “1812” в Ярцеве.
На экране появляется <рисунок 15> “Памятный знак “1812 год” в Ярцеве (черный камень)”.
рисунок 15
Учитель: Мы с вами размышляем о подвиге и о патриотизме русского народа в войне 1812 года. Наконец, Наполеон отступает. Уже было Тарутино, Малоярославец, А на Смоленской земле - бои у Вязьмы, Дорогобужа… И вот мы стоим у нашего памятника. Если дети могут сообщить о сражении при переправе через р. Вопь, учитель выслушивает ответы, затем дополняет их. На экране <рисунок 16> “Портреты М.И. Платова Е Богарне”. “Французская армия отступала и двигалась по направлению к Духовщине, а потом далее к Смоленску. Вице-король Италии Е. Богарне стал приближаться к реке Вопь. Тем временем казачий корпус М.И. Платова уже был готов к бою. Французы не смогли сразу перебраться на другой берег реки, т. к. мост был разрушен полностью. (На экране <рисунок 17> “Кто кого? Удаль казаков”). Началось замешательство во французских войсках. А тем временем войска Платова открыли огонь. Французы бросили обозы и артиллерию и, боясь быть окруженными, начали переправу вброд. Однако часть казаков переправилась на другую сторону реки и начала теснить неприятеля с другой стороны. Корпус Богарне был в панике и нес огромнее потери. Богарне потерял более 2000 человек убитыми и 3500 ранеными, 87 пушек. Но генерал М. И. Платов, несмотря на свою победу, преследовал остатки корпуса и взял в плен еще более 100 человек, тем самым он лишил вице-короля Италии боеспособности.
рисунок 16
рисунок 17
В честь этого знаменательного события был установлен памятный знак “1812”. Автором и главным архитектором стал Лев Владимирович Куликов. Место, куда установили памятник, называлось “Соломонова шляпа” (там обычно стояли торговцы со своими товарами). Спонсором стала фабрика “Пианино”. Два камня памятника доставлены особой техникой из Михейковского и Чижевского карьеров.
Надпись на черном камне: “28 октября (9 ноября) 1812 года при переправе через р. Вопь донской казачий корпус генерала Матвея Ивановича Платова разгромил корпус Богарне, который двигался из Дорогобужа в Духовщину. В этом бою наполеоновская армия потеряла 87 пушек, 2000 солдат убитыми, 3500 пленными” (Зачитывается выразительно одним из учащихся вслух с экрана).
На экране <рисунок 18> “Коричневый валун памятного знака “1812”. Затем появляется надпись – слова М.И. Кутузова: “Хвала русским, терпением и ранами избавившим Отечество от ига иноплеменного и у твердившим славу праотцов своих бессмертной славы достойными делами”(Выразительно зачитывается учащимися)…
рисунок 18
Учитель продолжает: Сражение на р. Вопь одно из завершающих сражений на Смоленской земле, последним было сражение под Красным, а потом была Березина и бегство Наполеона из России без “Великой армии”. На экране демонстрируются <рисунок 19> (В. Верещагин. Отступление, бегство), <рисунок 20> (Французский вороний суп. Гравюра И. Теребенева), <рисунок 21> (Бегство Наполеона. Гравюра И. Теребенева). Дети комментируют увиденное.
рисунок 19
рисунок 20
рисунок 21
V часть: Подведение итогов размышлений, формулировка выводов
- Что же спасло Россию?
- Любовь к Отечеству и яростное сопротивление всего народа.
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас.
А.С. Пушкин
Мы исполнены сейчас самыми лучшими чувствами, но наши размышления будут не полными, если мы не заметим сегодняшнего отношения к историческим памятникам.
Что вы можете сказать именно от себя лично по этому поводу?
На экране появляется памятный знак “1812” в Ярцеве, на нем видно изображение свастики <рисунок 22>. Учащиеся выражают свое отношение к такому явлению как вандализм, желательно, чтобы их высказывания носили личностный характер и были прочувствованы, а не формальны.
рисунок 22
Затем учитель продолжает: Мы должны быть достойны “славы праотцов”, как сказал Кутузов, иначе... какими же мы войдем в историю и войдем ли? Война 1812 года напоминает нам, что надо беречь свою землю, В любой момент вставать на ее защиту, учит истинному патриотизму и долгу <рисунок 23> “1812”.
рисунок 23
Воскрешая в памяти народной исторический подвиг героев 1812 года, мы вновь испытываем гордость за землю, на которой родились и живем, за Ярцево, за Смоленщину (<рисунок 24> “Памятник с орлами”), за всю Россию (<рисунок 25> “Александровская колона”).
рисунок 24
На экране вновь появляется <рисунок 23>. Учитель просит учеников вернутся к поставленной в начале урока цели и определить, добились ли мы ее выполнения (т. е. учащиеся раскрывают смысл выражения, записанного на доске: память – это знание, осмысление, чувства).
VI часть. Рефлексия
Что нового внес урок в понимание событий 1812 г., что-нибудь изменилось в вас самих?
В конце урока учитель предлагает обязательно ознакомиться с выставкой литературы.