Эпиграф к уроку:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
В.Белинский
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
- рассмотреть социальные проблемы развития общества, определить их сущность и возможные пути решения;
- выделить особенности и тенденции развития социальных отношений в мире и российском обществе.
Учащиеся должны уметь:
- характеризовать основные элементы социальной структуры общества;
- сопоставлять классовый и стратификационный подходы к анализу общества;
- интерпретировать противоречивость социальных процессов;
- оперировать терминами и полученными знаниями при изучении материала;
- сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию.
Основные понятия урока:
- социальная дифференциация,
- классы,
- страты,
- социальная мобильность,
- социальные лифты,
- люмпены,
- маргиналы.
Оборудование урока:
- раздаточный материал,
- презентация выполненная в программе Power Point,
- разделы авторской тетради “Основы политологии”.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Работа в группах.
1 группа. Используя имеющиеся знания, составьте кластер “Открытое общество”.
2 группа. Используя имеющиеся знания, составьте кластер “Закрытое общество”.
3 группа. Используя текст “Кастовый строй в Индии” составить схему.
4 группа. Используя текст “Классы и сословия Британии” составить схему.
II. Изучение нового материала по плану:
- социальное расслоение общества причины и последствия;
- социальные группы структура общества;
- особенности социальной динамики: социальная мобильность и социальные лифты;
- тенденции развития социальных отношений в современном обществе.
Вопросы обучающимся:
- В чем выражалось социальное неравенство в прошлом и каковы его проявления в наши дни?
- Является ли социальное неравенство неизбежным спутником развития человечества?
В ходе рассмотрения вопросов заполняется схема:
Экономическое | НЕРАВЕНСТВО ВЕДЕТ К ИЗМЕНЕНИЮ | Общественного положения | ||
Политическое | Привилегий | |||
Профессиональное | Правового статуса |
Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свою точку зрения, отношение или позицию.
Из раздела рабочей тетради рубрика “В мире мудрых мыслей”
1. Всякий социальный слой по-своему любопытен, художник может с равным интересом изображать манеры королевы и привычки портнихи.
М. Пруст
2. Не стоит забывать, что общество больше любит, чтобы его развлекали, чем учили.
А. Книгге
3. Общество составлено из двух классов: из тех у которых обедов больше, чем аппетита, и тех у которых аппетита больше, нежели обедов.
Н. Шамфор
4. Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер
5. Семья – основная ячейка любого общества и любой цивилизации. Семья всегда будет основой общества.
О. Бальзак.
6. Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна, и кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества.
В. Гюго.
7. Только не семейные и общественные отношения могут быть крепкими, которые вытекают из внутреннего убеждения и оправдываются добровольным, разумным согласием всех, в них участвующих.
Н.А. Добролюбов.
Работа в группах
Работая с учебником, школьники выводят формулировку терминов: социальная структура общества, социальные слои, социальные отношения, социальный статус.
Обучающиеся знакомятся или уточняют новые термины.
Из раздела рабочей тетради рубрика “В словарь эрудиту”
Страты (от лат. Stratum – слой, настил) – реальная, фиксируемая общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком.
Социальная стратификация - наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа.
Квазигруппы – спонтанные неустойчивые группы, при необходимости превращающиеся в устойчивые социальные группы.
Маргинал – индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным видом деятельности, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокультурной среде, в рамках которой он формально существует.
Социализация личности - процесс овладения социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря чему он становится полноправным членом общества.
Ресоциализация - отступление от принятых в обществе систем ценностей и образцов поведения.
Социальная адаптация - процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.
Социальная идентификация (от латинского отождествлять)- само отождествление индивида с другим человеком, группой, образом или идеалом.
(Энциклопедический социологический словарь)
В ходе рассмотрения материала заполнятся таблица, в которой необходимо отметить социальные различия, существующие в классах и стратах.
Страты Классы - уклад жизни
- социальные роли
-
-
-- место в обществе
- отношение к средствам производства
-
-
-
Из раздела рабочей тетради рубрика “Знаете ли Вы”
Что в Британии классовые различия простираются вплоть до денежных единиц? На аукционе Сотби, цены на предметы старины и искусства выражены в гениях, хотя при уплате их тут же переводят в фунты.
А в беседе о литературе обязательно подчеркивают титул автора – лорд Байрон, сэр Вольтер Скотт.
Работа в группах
1 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть социальную мобильность (стр. 198)
2 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть социальные лифты (стр. 198)
3 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть роль семьи в современном обществе (стр. 200)
4 группа. Работая с текстом учебника рассмотреть положение люмпенов и маргиналов в обществе (стр. 203)
Вопросы и задания:
1. К каким социальным группам можно отнести следующие общности: молодежь, землячество, спортивная команда, политическая партия, туристическая группа, союз предпринимателей.
2. Как выходцы из деревни могут “встроиться” в новую социальную среду в период массовой миграции населения в город?
3. Прокомментируйте явления и процессы, определяющие социальные общности:
- существенное и быстрое улучшение материальных условий жизни при сохранении в целом невысокого социального положения;
- группа людей, имеющая общие интересы и предпочтения;
- общность людей, объединенная языковой, культурной и территориальной принадлежностью.
Тенденции развития социальных отношений в современном обществе рассматриваются на примере статей из газет и журналов. Каждая группа анализирует ситуацию и делает заключения и выводы.
В статьях рассматриваются вопросы: социальной неоднородности общества; укрепления положения “нового” среднего класса; особенности трудовой миграции; социальные гарантии, существующие на федеральном и региональном уровне.
III. Обобщение знаний.
1. Заполните пропуски по схеме
2. Соотнесите важнейшие дифференцирующие признаки слоя (страты) по группам.
- экономическое положение людей.
- социальный престиж, авторитет, влияние.
- разделение труда.
- властные полномочия.
- Должности.
- Характер труда.
- Наличие частной собственности.
- Величина доходов.
- Уровень квалификации.
- Виды и формы управленческой деятельности.
- Обладание социально значимой информацией.
- Профессиональное образование.
- Роли.
- Положение.
- Уровень материального благосостояния.
3. Восстановите схему “Исторические типы стратификации”
Рабство | ???? | Сословия | ???? |
???? |
Жесткая социальная иерархия,
отразившаяся в делении общества на группы
серьезном религиозном воздействии. Люди в данном обществе ориентированы на социальную пассивность и уход от социальной жизни. |
???? |
Большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов |
ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО | ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО | ||
4. Рассмотрите модели и составьте социальную структуру советского общества 40 – 50 гг. или социальную структуру советского общества конца 80 – х гг. |
|||
5. Семья является важнейшим социальным институтом и фактором социальной защиты.
Постройте модель, раскрывающую функции семьи в социализации личности.
Репродуктивная | Социализация | ???? | Защитная | ???? | Статусная |
Воспроизводство новых членов общества | ???? |
Доверие, общение, забота, ласка, любовь | Физическая, экономическая, психологическая | Общее хозяйство, помощь | Принадлежность к определенному слою, национальность |
6. Распределите основные роли в традиционной и элитарной семье, между мужчиной и женщиной:
а) ответственный (ая) за материальное обеспечение семьи;
б) хозяин;
в) хозяйка;
г) роль ответственного по уходу за младенцем
д) роль воспитателя;
е) организатор развлечений;
ж) отвечает за поддержание родственных связей;
з) психолог или психотерапевт.