Цель:
- Ознакомить учащихся с сущностью и принципами избирательной системы, различными видами избирательных систем;
- Формировать умение вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение, понимать динамику исторического процесса.
Оборудование:
- учебник А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание 9кл» М. «Русское слово» 2004;
- презентация по теме урока;
- папка с дидактическими материалами к урокам.
Подготовка к уроку:
- Для выборов президента класса выбирается наиболее подходящие кандидатуры из класса.
- Класс делится по подгруппам, и каждая подгруппа готовит агитационные листы презентации своего кандидата.
- Кандидат в президенты готовит предвыборную программу.
- учитель готовит рекламную акцию и рабочий материал для выборов (Приложение№1).
Ход урока
Учитель: Ребята! Мы сегодня продолжим изучение раздела «Политика». Тема прошлого урока «Политические партии». Давайте вспомним прошедший материал при помощи теста и проверим, на сколько вы его усвоили.
Учащиеся выполняют тест.
Политические партии.
1. Политческая партия выполнят следующие функции:
- А) политическая;
- Б) представительская;
- В) объединяющая;
- Г) электоральная.
2. Политические партии классифицируются на:
- А) по способу организации;
- Б) по отношению к власти;
- В) по типу членства;
- Г) по открытости.
3. По отношению к обществу партии бывают:
- А) революционные;
- Б) реформистские;
- В) консервативные;
- Г) прогрессивные.
4. Политическая система может быть:
- А) однопартийная;
- Б) двухпартийная;
- В) трехпартийная;
- Г) многопартийная.
5. Признаки политических партий:
- А) политическая программа;
- Б) партийный устав;
- В) руководящие органы;
- Г) все перечисленное.
6. Перечислите политические партии, участвующие в выборах в Государственную Думу 2 декабря 2007г.
Проводится взаимопроверка тестов.
Объяснение новой темы:
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Голосование, выборы, референдум» весьма актуальна в свете событий на кануне которых мы находимся – это выборы в Государственную Думу РФ. Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены6 отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. отражение этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
В РФ как высшее непосредственное выражение принадлежащему народу власти конституционно закреплены референдум и свободные демократические выборы.
Два понятия, которые вы сегодня услышали, вам знакомы не значительно. Давайте все вместе ознакомимся со значениями этих и других понятий так важных и нужных для гражданина государства
Объяснение понятий в сопровождении, презентация по теме урока. (Приложение №2)
- активное избирательное право;
- пассивное избирательное право;
- электорат;
- голосование;
- выборы;
- референдум;
- избирательная система;
- мажоритарная;
- пропорциональная.
Долее на основе материала учебника раскрывается сущность и принципы избирательной системы:
Ребята! Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимаются интересы отдельных политических партий и общества в целом и соответствует ли она существующим политическим концепциям и традициям. Нередко в одной стране используются несколько видов избирательной системы, например одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.
А.Х. Саидов выработал принципы избирательной системы.
Разбор данных принципов:
- Полное конституционное соответствие избирательной системы;
- Легитимность;
- Законность и правообеспеченность всех задач и механизмов избирательной системы;
- Демократизм избирательной системы, равноправие граждан и политических партий;
- Гражданственность избирательной системы, ее направленность на обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека;
- Народность избирательной системы, понятность, доступность для всех граждан;
- Законная управляемость избирательной системы как ее организованности конституционной, правовой, судебной подконтрольности;
- Экономичность избирательной системы;
- Гарантированность получения непротиворечивых, достаточных данных результатов голосования и избрания;
Учет указанных принципов должен лежать в основе всякой демократической системы. Вместе с тем, эти принципы организации демократической избирательной системы, должны находится в определенной иерархической соподчиненности.
Практическая часть урока.
Ход деловой игры
Итак, давайте на практике мы с вами рассмотрим и применим все понятия и знания которые мы получили в первой части урока:
Выберем президента класса по определенной избирательной системе, а в конце практикума вы мне скажите, какая избирательная система была применена для этих выборов?
Далее каждый кандидат предлагает свою предвыборную программу.
Избирательная комиссия в составе учителя и двух учеников начинает свою работу:
- запечатывается избирательная урна;
- выдаются избирательные бюллетени;
- следят за голосованием.
Ученики по одному делают свой выбор, бросают свои бюллетени в урну. После того, как все проголосуют, избирательная комиссия объявляет, что выборы состоялись. Пересчитывает все голоса и объявляет результаты выборов.
Учитель поздравляет победителя и вручает диплом о победе в выборах президента класса.
Подведение итогов урока:
- С какими понятиями мы с вами сегодня познакомились?
- По какай избирательной системе мы провели выборы сегодня?
- Если бы была возможность, вы бы приняли участие в выборах в государственную Думе РФ 2 декабря 2007 гг.?
- Что надо сделать, чтобы молодежь активно участвовала в выборах?
- А дома вы должны мне подготовить ответ на вопрос, по какой избирательной системе пройдут выборы в Государственную Думу РФ 2 декабря 2007 гг.?
Использованная литература:
- Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., 2002.
- Савинов М.В. Обществознание 9класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Перцова «Обществознание. 9класс». Часть 1 Волгоград 2003.