Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.
Тип урока: закрепление и приобретение новых знаний, умений и навыков.
Программа: традиционная.
Ученик: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова “Мир вокруг нас. 4 класс” ч. 2.
Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.
Задачи урока:
1. Образовательные: | Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; развивать умение работать с текстом; расширить кругозор детей. |
2. Развивающие: | развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь. |
3. Воспитательные: | Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения. |
4. Оборудование: | ТСО: проектор, компьютер, экран,
магнитофон, диск с музыкой, диск “Детская
энциклопедия Кирилла и Мефодия.” 2007 г. (история
России. Иван III), диск “Большая энциклопедия
Кирилла и Мефодия”. (Исторические хроники.
История Москвы). Для учителя: карта “Образование российского централизованного государства в 1300 – 1533 гг., карта Московского Кремля, книга Е. И. Осетров “Твой Кремль”. “Малыш”. М. 1977. Для обучающихся: учебник “Мир вокруг нас” 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение; рабочая тетрадь. |
Ход урока
I.Организационный момент (30 сек.)
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.
II. Проверка домашнего задания (7 – 8 мин.)
(Фронтальный опрос).
Сегодня на уроке истории мы с вами, ребята, вспомним о знаменитой Куликовской битве и её значении для Руси.
- Кому принадлежат эти слова?
- За что князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.
- Почему битву с Мамаем назвали Куликовской?
- А ещё её называют Мамаевым побоищем. Почему?
- Как, по обычаям тех времен, начиналась битва?
- Какой момент стал решающем и позволил русским одержать победу?
- Какое, значение для Руси имела победа на Куликовском поле?
- Соотнесите даты, имена и названия с двумя великими сражениями.
“Честная смерть лучше позорной жизни”. (Записаны на доске). (Князю Дмитрию Ивановичу).
Я надеюсь, что вы запомнили о том, что победа на Куликовском поле была важным шагом на пути к освобождению Руси от иноземных захватчиков.
III. Физминутка (Музыкальное сопровождение) (1 мин.)
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
IV. Постановка цели урока, сообщение темы (30 сек.)
Мы с вами, ребята, продолжаем знакомиться с деятельностью московских князей. Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.
V. Работа над новой темой (5 мин.)
Рассказ учителя. Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.
(На экран проецируется иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III)
VI. Работа с картой. (Рассказ сопровождается показом на карте).
За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.
В 1478 г. к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.
Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости. (Учитель читает стих Н. Кончаловской) Приложение 2
Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.
VII. Работа с учебником (3 мин.)
- Об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 75 и ответим на вопросы учебника.
VIII. Физминутка (Музыкальное сопровождение). (1 мин.)
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
IX. Работа по теме урока (5 мин.)
Учитель продолжает рассказ.
После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.
Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.
(Демонстрация компьютерной презентации с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля с дополнениями учителя). Приложение 3.
X. Работа с наглядным пособием – картой Кремля (8 мин.)
(Беседа сопровождается показом башен).
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль?
- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?
- Для чего они возводились?
Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.
- Давайте мы с вами совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.
(Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ) Приложение 4.
- А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата.
(Демонстрация компьютерной презентации, сопровождающаяся рассказом учителя). Приложение 5.
XI. Выступление учащихся с сообщениями о башнях Кремля (2 – 3 человека)
(Сообщения готовятся дома из дополнительных источников, на 1 – 2 минуты).
XII. Итог урока (2 мин.)
- Чем занимались мы сегодня на уроке?
- Что Иван Третий сделал для Руси?
- Какие изменения при нём произошли в Москве?
Далее дети отвечают на вопросы рублики “Проверь себя” стр. 79.
XIII. Домашнее задание (1 мин.)
- учебник, стр. 75 – 81
- рабочая тетрадь стр. 27 - 28
XIV. Рефлексия Шкала – оценка (1мин.)