Открытый урок ("Окружающий мир", 4-й класс) по теме "Путешествие в древнюю Москву. Иван III – господин всея Руси"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа

Класс: 4


Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.

Тип урока: закрепление и приобретение новых знаний, умений и навыков.

Программа: традиционная.

Ученик: А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова “Мир вокруг нас. 4 класс” ч. 2.

Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Задачи урока:

1. Образовательные: Познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига; закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках; развивать умение работать с текстом; расширить кругозор детей.
2. Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь.
3. Воспитательные: Воспитать у детей интерес к изучению истории всей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями; воспитать чувство патриотизма, гордость за свою Родину; бережного трепетного отношения к историческому наследию России; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения.
4. Оборудование: ТСО: проектор, компьютер, экран, магнитофон, диск с музыкой, диск “Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.” 2007 г. (история России. Иван III), диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”. (Исторические хроники. История Москвы).

Для учителя: карта “Образование российского централизованного государства в 1300 – 1533 гг., карта Московского Кремля, книга Е. И. Осетров “Твой Кремль”. “Малыш”. М. 1977.

Для обучающихся: учебник “Мир вокруг нас” 4 класс. Ч. 2. М.: Просвещение; рабочая тетрадь.

Ход урока

I.Организационный момент (30 сек.)

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок!

Подравнялись, подтянулись,

Сели тихо, улыбнулись.

II. Проверка домашнего задания (7 – 8 мин.)

(Фронтальный опрос).

Сегодня на уроке истории мы с вами, ребята, вспомним о знаменитой Куликовской битве и её значении для Руси.

  1. Кому принадлежат эти слова?
  2. “Честная смерть лучше позорной жизни”. (Записаны на доске). (Князю Дмитрию Ивановичу).

  3. За что князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.
  4. Почему битву с Мамаем назвали Куликовской?
  5. А ещё её называют Мамаевым побоищем. Почему?
  6. Как, по обычаям тех времен, начиналась битва?
  7. Какой момент стал решающем и позволил русским одержать победу?
  8. Какое, значение для Руси имела победа на Куликовском поле?
  9. Соотнесите даты, имена и названия с двумя великими сражениями.

(Приложение 1).

Я надеюсь, что вы запомнили о том, что победа на Куликовском поле была важным шагом на пути к освобождению Руси от иноземных захватчиков.

III. Физминутка (Музыкальное сопровождение) (1 мин.)

Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

IV. Постановка цели урока, сообщение темы (30 сек.)

Мы с вами, ребята, продолжаем знакомиться с деятельностью московских князей. Сегодня, отправляясь в заочное путешествие в древнюю Москву, мы узнаем, какие изменения произошли в нашей стране в эпоху Ивана III, прозванного в наших летописях Великим, а также побываем в некоторых башнях и соборах Кремля.

V. Работа над новой темой (5 мин.)

Рассказ учителя. Правнук Дмитрия Донского князь Иван III был видным и представительным мужчиной: высокий, худощавый, с зычным голосом. Держался он гордо, даже величественно, как подобает представителю огромного княжества. Этот умный и дальновидный человек отличался рассудительностью и целеустремленностью - что бы ни задумал, всего добивался.

(На экран проецируется иллюстрация портрета Ивана III, трона Ивана III)

VI. Работа с картой. (Рассказ сопровождается показом на карте).

За сорок лет, в течение которых Иван III находился у власти, Московское княжество ещё более расширилось и усилилось, а Москва стала одной из красивейших столиц Европы.

В 1478 г. к Москве был присоединен г. Новгород. В конце своего правления Иван III присоединил города Тверь, Рязань, Псков, Черниговские и Смоленские земли. Образовалась крупнейшая в Европе страна. Этим самым была решена важнейшая национальная задача: было завершено собирание русских земель вокруг Москвы. Изумленная Европа в начале княжения Ивана III, едва ли подозревавшая о существовании Московии, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией.

Теперь Иван III решил покончить и с татарами. Однажды в Кремль явились посланцы Золотой Орды и вручили великому князю Ивану III грамоту с требованием собрать с русских земель денежную дань для хана. Как гласит предание, Иван III на глазах у всех разорвал и растоптал ханскую грамоту. И все поняли, что Москва стала сильной, и было принято решение полностью избавиться от ордынской зависимости. (Учитель читает стих Н. Кончаловской) Приложение 2

Конечно, не так быстро и легко все это произошло, как описано в нескольких строчках Натальей Кончаловской. Снова пришлось собирать войско.

VII. Работа с учебником (3 мин.)

- Об этом мы прочитаем в учебнике на стр. 75 и ответим на вопросы учебника.

VIII. Физминутка (Музыкальное сопровождение). (1 мин.)

Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке.
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.

IX. Работа по теме урока (5 мин.)

Учитель продолжает рассказ.

После освобождения от монголо-татарского ига Русское государство заняло видное место среди других крупных государств Европы. Оно стало сильным и независимым. Иван III разрешил вторую важнейшую задачу: был положен конец двухвековой татарской зависимости. Иван III с полным правом мог называть себя последним князем Руси и первым государем единой России. Тогда и возникла мысль о строительстве новой княжеской резиденции, которая должна была украсить столицу.

Давайте вспомним историю возникновения Московского Кремля.

(Демонстрация компьютерной презентации с видом деревянного, затем белокаменного и краснокирпичного Кремля с дополнениями учителя). Приложение 3.

X. Работа с наглядным пособием – картой Кремля (8 мин.)

(Беседа сопровождается показом башен).

- Как вы думаете, для чего возводили Кремль?

- Кто знает, сколько башен у Московского Кремля?

- Для чего они возводились?

Каждая из башен возводилась в разное время, все они различны по внешнему виду и размеру. У каждой из них были свои функции и своя роль. Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы. И с каждой башней Кремля связана интересная история.

- Давайте мы с вами совершим заочную экскурсию в Древнюю Москву, в Кремль и послушаем разговор с башнями Кремля.

(Заранее подготовленные учащиеся встают по периметру класса и начинают рассказ) Приложение 4.

- А сейчас я вам расскажу о площади трех соборов. Много площадей в Москве, но всем им прабабушка – Соборная площадь в Кремле. Она существовала уже в 1326 году. Площадь окружают три величественных собора – Успенский, Благовещенский и Архангельский, возвышается колокольня Ивана Великого, здесь же красуется Грановитая палата.

(Демонстрация компьютерной презентации, сопровождающаяся рассказом учителя). Приложение 5.

XI. Выступление учащихся с сообщениями о башнях Кремля (2 – 3 человека)

(Сообщения готовятся дома из дополнительных источников, на 1 – 2 минуты).

Приложение 6.

XII. Итог урока (2 мин.)

- Чем занимались мы сегодня на уроке?

- Что Иван Третий сделал для Руси?

- Какие изменения при нём произошли в Москве?

Далее дети отвечают на вопросы рублики “Проверь себя” стр. 79.

XIII. Домашнее задание (1 мин.)

- учебник, стр. 75 – 81
- рабочая тетрадь стр. 27 - 28

XIV. Рефлексия Шкала – оценка (1мин.)

Приложение 7.