Тема урока: “Отечественная война 1812г. Заграничные походы русской армии 1813-1814гг.”
Цель урока: рассказать о ходе и значении Отечественной войны 1812г. и заграничных походов русской армии 1813-1814гг.
Тип урока: урок-закрепление изученного материала.
Вид урока: традиционный (интерактивный).
План урока:
- Вторжение в Россию наполеоновских войск.
- Бородинское сражение.
- Противостояние двух армий, партизанская война.
- Отступление Наполеона из Москвы, гибель французской армии.
- Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.
- Историческое значение Отечественной войны 1812г.
Основные понятия: флеши, Тарутинский маневр, “Битва народов”, реставрация, Священный союз.
Важнейшие даты: 12 июня 1812г. – начало Отечественной войны.
Персоналии: М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли, П.И. Багратион, М.А. Милорадович, Н.Н. Раевский, Д.В. Давыдов, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Даву, Ней, Мюрат.
Оборудование урока: карты учебника с. 133, 136, 139; карта настенная “Европа в 1799-1815гг.”, “Отечественная война 1812г.”; мультимедиа проектор и (или) компьютеры + слайды, отражающие ход войны 1812г. (электронная версия); басни И.А. Крылова “Ворона и курица”, “Собачья дружба”, “Раздел”, “Волк на псарне”, “Кот и повар”, “Чиж и Еж”; макет крестьянской дубины; шапка-ушанка; телогрейка; портрет императора Александра I, императора Наполеона Бонапарта.
Структура урока:
I. Организационное начало:
Учитель сообщает тему урока, ставит цель урока и знакомит учащихся с основными этапами изучения темы, которые в виде плана обозначены и вывешены в течение всего урока на доске. Учитель обращает внимание на изречение и сообщает, что в течение урока учащиеся должны периодически обращаться к нему, пытаясь ответить на вопрос автора отрывка стихотворения, приводя свои аргументы и доказательства.
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин
II. Закрепление изученного материала:
“Кот и повар” (о назначении М.И. Кутузова
командующим)
“Ворона и курица” (голодные французы в Москве)
“Волк на псарне” (пребывание Наполеона в
Москве)
“Собачья дружба” (Венский конгресс)
“Чиж и Ёж” (восхваление Александра I)
Побывать в столице – слава,
Но умеем мы отмщать:
Знает крепко то Варшава
И Париж то будет знать!
И. Кованько
Град Москва в руках французов,
Это, право, не беда:
Наш фельдмаршал князь Кутузов
Отплатить готов всегда!
Из солдатской песни
III. Подведение итогов урока и выставление оценок
Учитель обращает внимание на отрывок стихотворения А.С. Пушкина и просит ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
IV. Домашнее задание
Ответить на вопрос: “Можно ли было избежать сдачи Москвы и победить армию Наполеона?”