Актуальность:
Тема посвящена развитию социальной сферы общественной жизни. Включает изучение проблем развития наций и межнациональных отношений, анализ понятий “Социальное неравенство” и “Социальная несправедливость”, имеет не только значительное образовательное, но и большое воспитательное значение.
Любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, поэтому необходимы знания общественных требований к выполнению каждой из них.
Семья остается высшей ценностью и важнейшим элементом социальной структуры общества. Понимание того, какой должна быть современная семья, на какие ценностные установки опираться, очень важно в современном мире.
Цели:
- сфокусировать внимание обучающихся на социальной проблеме и вызвать интерес обсуждаемой теме;
- оценить уровень знаний и понимания материала учениками;
- обобщить пройденный материал и подвести итоги.
Метод обучения:
Интерактивный метод обучения (обучение во взаимодействии).
Форма организации повторительно-обобщающего урока:
- работа в малых группах;
- выполнение творческого задания;
- методика создание коллажа.
Оборудование урока:
- расстановка парт по группам (4 группы);
- большое количества старых журналов и газет;
- ватман;
- клей;
- ножницы;
- фломастеры;
- учебник обществознания 10–11-й кл. часть II (Под ред. Л. Н.Боголюбова, А.Ю. Лабезниковой), М: просвещение, 2005 год.
На доске:
- тема урока;
- тема для работы в группах;
- определение термина “Коллаж”;
- этапы работы в группе;
- вопросы для обсуждения.
Этапы урока.
- Мотивационная беседа.
- Формирование 4-х групп. Распределение ролей внутри группы.
- Распределение тем.
- Работа в малых группах. Создание коллажа.
- Представление творческой работы.
- Обсуждение.
- Подведение итогов занятия.
ХОД УРОКА
1. Мотивационная беседа.
Общественная жизнь сложна и многогранна. Одной из ее важнейших сфер является социальная, в которой существует множество проблем.
В процессе работы предстоит выполнить творческое задание, в котором должно быть отражено общее представление о проблеме, о необходимости и целях ее решения. В группах изготовить коллаж, раскрывающий главную идею полученной темы. Объяснить свою позицию, привести доказательства и аргументы.
2. Формирование 4-х групп. Распределение ролей внутри группы.
- Организатор деятельности группы.
- Эксперт по теме.
- Редактор.
- Художник-оформитель.
- Докладчик.
3. Распределение тем.
1 группа - “Социальные роли личности”
2 группа - “Национальный вопрос”
3 группа - “Богатые и бедные”
4 группа - “Современная семья”.
4. Работа в малых группа. Создание коллажа.
Этапы работы в группе.
- Отбор иллюстраций из журналов и газет по заданной теме.
- Обработка материала: вырезать, придумать, соединить, распределить на ватмане, приклеить.
- Обсуждение основных тезисов выступления. Выделение главной идеи.
- Быть готовыми выразить свое мнение относительно творческих работ других групп.
5. Представление творческой работы.
- Выступление докладчика от группы.
- Демонстрация работ. (приложения 1-5)
6. Обсуждение.
- Являются ли эти аргументы достаточно убедительными?
- Какие вопросы могли бы задать другой группе?
- Что можно было сделать лучше? Что изменить?
- Что понравилось больше всего?
7. Подведение итогов занятия.
- Какие ценности мы затронули сегодня на занятии?
- Почему это общественные проблемы?
- Как проблемы затрагивают вас персонально?
- Что мы как отдельные люди и как класс хотим сделать для решения этих проблем?